По преданию икона Казанской Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года. Десятилетней Матроне приснился вещий сон: будто бы образ лежит под слоем золы на пепелище одного из домов Казани. Родители хоть и не поверили дочке, однако пошли вместе с нею к месту пожарища. Там и обнаружили икону Богоматери, которую архиепископ Иеремия перенес в казанскую церковь св. Николая. На месте явления иконы был построен Богородичный монастырь, где и находилась она. Первой настоятельницей этого монастыря стала принявшая постриг Матрона.
В 1612 году войска князя Пожарского принесли с собою принадлежавший князю список с чудотворной иконы в Москву. Здесь икона явила чудо: помогла освободить столицу от польских интервентов. С 1710 года чудотворный образ Царицы Небесной находился в Казанском соборе на Красной площади. Именно оттуда в 1904 году он был похищен неким Чайкиным. Долгие годы о местонахождении иконы ничего не было известно. И только после Первой мировой войны прошел слух, что какой-то английский аристократ купил в Польше икону Казанской Божией Матери. Однако вскоре он обеднел и вынужден был продать святыню. Здесь след образа снова теряется. И только в 70-е годы один священник-униат увидел его на аукционе в США, купил за три миллиона долларов и привез в португальский город Фатиму. В 1993 году во время визита сюда Папы Римского монахи подарили ему образ Казанской Божией Матери. По одной из версий условием передачи иконы понтифику было возвращение православной святыни на Родину.
Сейчас икона Казанской Божией Матери находится в покоях Иоанна Павла II, глава католической церкви дважды в день молится перед нею. Каждый раз на встречах с российскими делегациями Папа Римский заявляет о своем намерении вернуть священную реликвию в Россию. Три года назад во время визита в Ватикан мэра Казани Камиля Исхакова понтифик высказался о подробностях предполагаемой передачи чудотворного образа: Папа желал бы привезти икону в Казань и лично отдать ее в руки Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Однако визит главы католиков в Россию пока проблематичен.
На недавней встрече с Сергеем Мироновым заявление понтифика о желании вернуть святыню не сопровождалось, по словам Председателя Совета Федерации, обсуждением вопроса о визите Папы Римского в нашу страну.