Именно русский народ является мобилизующей общностью, возрождение которой является необходимым и достаточным условием российского возрождения и которая по природе своей в нормальном состоянии не способна к ксенофобии и подавлению других национальностей. Отсюда понятны беспочвенность и спекулятивность обвинений русских в шовинизме, боязнь "русского империализма", националистических войн и развала страны при национальном русском пробуждении. Раскрепощение жизненного интереса русского народа является условием возрождения всех народов России.
Решение многих наших проблем содержится в разгадке следующего исторического парадокса. В России на 3% мирового населения приходится 13% территории, 24% интеллектуальных и 41% природных ресурсов планеты. При этом у нас богатейшая тысячелетняя культура, исторически динамичный, талантливый, трудолюбивый и долготерпеливый народ (без чего невозможна была бы колонизация самых больших пространств, с суровейшими географическими и климатическими условиями). Почему при таких огромных ресурсах мы беднее всех цивилизованных стран мира?
Вместе с тем, в России были периоды достаточного процветания, а основные причины провала XX века и современных бедствий лежат в другом измерении: правящий слой не учитывал своеобразия русского национального характера и его реакции на насаждение неорганичного образа жизни. С эпохи Петра I начинается цивилизационное отчуждение власти и народа, правящей элиты и народных масс, являющихся носителем традиционных ценностей русской православной цивилизации. Развитие этого болезненного процесса и закончилось катастрофой начала XX века. С 1917 года большевистская власть навязывает народу абсолютно враждебную утопию, что можно было осуществить только средствами тотального террора и лжи. Невероятные затраты и жертвы на строительство тоталитарного государства оказались неоправданными: коммунистический режим, перемолов национальные силы, к концу восьмидесятых годов обнаружил свою внутреннюю гнилость и полную несостоятельность.
На революцию 1991 года советская номенклатура, просеянная и протравленная десятилетиями геноцида, могла среагировать соответственно своей вненациональной природе: навязала стране очередную утопию. Если коммунизм - это антирыночная утопия, то либерал-большевизм девяностых годов - это утопия рыночная, насаждаемая большевистскими средствами насилия и лжи. Радикал-либералы пытались навязать народу чуждые идеалы общества потребления.
Своеобразие национального характера русского народа в том, что он не способен воодушевиться потребительскими идеалами, ибо русская культура мало ориентирована на материальные блага. Среди русских не было распространено накопительство, стремление к обогащению любой ценой, а в общественном мнении достоинства человека оценивались больше по внутренним качествам, а не по материальному положению. Принцип аскетической достаточности и самоограничения действовал даже в редкие периоды благополучия - во имя накопления сил в суровой борьбе за выживание и для более насущных духовных интересов.
При отсутствии мобилизующего органичного национального идеала русский народ увядал. В этом случае насаждению властями враждебного образа жизни народ сопротивлялся пассивностью, безучастием, проявляя творческий динамизм только на направлениях, приближенных к его жизненному интересу. Народ предпочитал вымирать, нежели принимать совершенно чуждые формы жизни. Так было в коммунистический период, эти тенденции, к сожалению, проявляются и сейчас. Отсюда понятно, насколько спасителен для русского народа органичный национальный идеал, который укажет общенациональные цели, мобилизует национальный дух и пробудит энергию жизни и борьбы.
Мы переживаем сложный и длительный процесс восстановления духовной конституции народа. Но при выздоровлении закономерны осложнения болезни, провалы памяти, впадение в бредовые состояния. Причем процессы оздоровления и рецидивы болезни могут проявляться в одном и том же субъекте. На вершинах российской политики практически нет людей, которые олицетворяли бы полноту исторической памяти, национального самосознания и воли. Без религиозного сознания политики не обладают чувством исторического долга и ответственности, они не способны понять Россию. Их действия в большинстве своем мотивированы эгоистическими инстинктами в конъюнктуре политической борьбы всех против всех. Именно этим, прежде всего, объясняется большинство наших бедствий. Решения о разрушении союзного государства, о гибельной экономической политике, о расстреле парламента страны, о чеченской бойне в 1995 году принимали безрелигиозные люди, которые ничего не понимают не только в высших ценностях, но и в реальной жизни, поскольку их сознание идеологизировано, утопично, клочковато, историческая память отсутствует, воля редуцирована до элементарных инстинктов власти и наживы. Чеченская война в 1996 году была позорно проиграна не из-за недостатка вооружений, а потому что солдаты не понимали, во имя чего они воюют, рискуют жизнью. Это было поражение не армии, а поражение национального духа. Ответственные лица не могут принять ответственных решений не только из-за непрофессионализма, самолеты падают, дома проваливаются и горят не только по техническим причинам... Основная причина всех нестроений на нашей земле - в отсутствии национальной воли, воодушевления национальной идеей - того, что придает смысл жизни, что мобилизует жизненные силы на созидание.
Сегодня в организме нации все более интегрируются здоровые силы. За десятилетие вызрело новое поколение, свободное от идеологических рецидивов. Кристаллизуется государственническое сознание и в среде политиков, которые все больше понимают, что шкурные амбиции и смертельная борьба за власть чреваты общей катастрофой. Та же обездоленная армия, те же генералы, которые потерпели поражение в 1996 году, с 1999 года одерживают победы только потому, что проявились признаки государственной воли, пробуждается патриотическое жизнеощущение, высшее руководство принимает на себя хоть какую-то ответственность. Идет процесс национального возрождения элиты. В жестких условиях уголовного и чиновничьего рэкета в мелком и среднем бизнесе формируется класс деловых людей, обладающих профессионализмом эффективных собственников и зачатками гражданского сознания, в отличие от номенклатурных выходцев и олигархов, способных только на интриги и уничтожение друг друга с целью разграбления богатств страны.
Исход зависит от того, успеют ли восстановиться здоровые ткани национального организма до того, как он будет разрушен окончательно или когда восстановить его смогут только радикальные силы и средства. В этих условиях власть обязана выдвинуть идеологию духовного обновления общества. Только общенациональная идея способна преодолеть вековечное отчуждение власти и общества, более того, объединить усилия власти и народа для реализации общенациональной программы возрождения.
Итак, остаются последние шансы возвращения национального духа к самому себе. Отделяя плевелы от плодов, мы должны узреть главные задачи русского национального возрождения:
" Восстановление исторической памяти, без провалов, без искажений, обогащенной трагическим народным опытом, без кривозеркалья последних десятилетий.
" Обретение полноты национального самосознания - духовного, соборного, державного, без псевдолиберальных иллюзий, красных рецидивов и коричневых примес.
" Окончательное разоблачение антинационального характера либерал-большевистской утопии.
" Отказ от всяких попыток коммунистической реставрации, ибо невиданною кровью уже доказана полная противоположность интернациональной коммунистической идеологии и Русской идеи. Но и не оголтелый "антикоммунизм", направленный против обездоленных людей, для которых красные флаги - не столько выражение коммунистической реакции, сколько символ социальной справедливости в их понимании.
" Национальное примирение и взаимная терпимость всех, кто хочет сохранить российский государственный дом, ибо только его стены гарантируют нам возможность для естественного разномыслия и мирных поисков согласия.
" Отказ от экстремизма, шовинизма, этатизма. Русское сопротивление невозможно под противными русскому духу знаками серпа и молота, свастики, языческими или руническими символами, оно возможно только под традиционным российским стягом, державным орлом, перед ликом Спасителя.
Русские идут - это не фаланга крутолобых боевиков, нацеленных на очередную бойню, а содружество бескорыстных созидателей, совестливых мыслителей, мужественных воинов, возрождающих православную Россию, а не воплощающих очередную утопию. Это не нацизм, а просвещенный патриотизм.
Мы должны отказаться, наконец, от всевозможных "измов", от зигзагов влево и вправо и выйти на путь царский - к возрождению русской православной цивилизации. Этому наиболее соответствует концепция русского национально-религиозного консерватизма, или либерал-консерватизма: первичность духовных ценностей; приоритет высокодуховной личности, а не разнузданной самости, не отменяет, а утверждает приоритет национальных интересов, ибо, по словам современного немецкого философа, "Конкретное право человека в противоположность абстрактному состоит в свободе каждого человека обладать как своим собственным, так и национальным бытием" (Курт Хюбнер). Признание ценности бытия нации влечет за собой признание ценности государства, семьи, общественной нравственности, общественного порядка, социальной ответственности индивида, чувства служения гражданина, атмосферы терпимости; в культуре - это традиционность и мораль; в экономике - ответственность экономического субъекта и прозрачность административных решений.