Из досье "НГР" Преосвященный Лавр (Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 г. в Ладомирово (Чехословакия), по происхождению карпаторосс. В 1944 г. стал послушником монастыря преп. Иова Почаевского во Владимировой. В 1947 г. принял постриг в рясофор в Свято-Троицком монастыре (Русская Православная Церковь Заграницей) в селении Джорданвилль (США). 19 марта 1948 г. пострижен в мантию, а 14 января 1950-го рукоположен во иеродьякона. 27 июня 1954 г. становится иеромонахом. С этого же года и по сей день преподает в Свято-Троицкой духовной семинарии. 6 сентября 1959 г. возведен в сан игумена с возложением палицы, в 1966-м становится архимандритом. 13 августа 1967 г. хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии, назначен секретарем Архиерейского Синода. 18 июля 1976 г. утвержден настоятелем Свято-Троицкого монастыря (главный редактор его изданий, в том числе и популярнейшей газеты "Православная Русь"). На Соборе 17-27 октября 2001 г. избран первоиерархом РПЦЗ.
-Ваше Высокопреосвященство, какие задачи, стоящие перед РПЦЗ, нуждаются, на ваш взгляд, в скорейшем разрешении?
- Перед Русской Православной Церковью Заграницей, являющейся частью Вселенской Православной Церкви, стоят все те же вечные задачи, которые поставил перед Cвоею Церковью Господь Иисус Христос. Это, во-первых, проповедь миру Христова Евангелия, во-вторых, духовное окормление народа Божия и, в-третьих, молитвенное и покаянное ожидание Второго Славного и Всехвального Пришествия Господня.
К сожалению, мы, современные православные христиане, часто забываем об этих действительно важных задачах. Мы концентрируем свое внимание на временном и преходящем, очень много времени тратим на пустые споры, в то время как нам отпущено время на покаяние. Должен сказать, что в настоящее время Русская Зарубежная Церковь подвергается нападкам и непониманию как слева, так и справа по той причине, что она чужда как крайностей либерализма, модернизма и экуменизма, так и крайностей фанатизма, воинствующего фундаментализма и чувства гордой самодостаточности. Идти таким средним царским путем, каким идет Русская Зарубежная Церковь, очень и очень трудно, но это верный путь, и нельзя уклоняться от него.
- Что препятствует единению МП и РПЦЗ сегодня?
- Когда мы говорим о препятствиях, стоящих на пути единения Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии, то важно понимать, что позиция РПЦЗ по всем важным вопросам современной церковной жизни уже давно выработана и провозглашена. Она фактически не менялась на протяжении последних десятилетий. Остается неизменной она по своей сути и сегодня. Эта позиция может быть выражена тремя словами: служение истине Христовой. В отношениях с Московской Патриархией РПЦЗ никогда не заботилась и не заботится о своих политических выгодах и конъюнктуре, главная цель РПЦЗ - это чтобы восторжествовала истина Христова. И если истина восторжествует во всей чистоте и полноте, то миссия РПЦЗ будет выполнена, и она не будет ожидать для себя каких-то заслуженных почестей, а со смирением возблагодарит Бога. Торжество истины в Русской Церкви - это и есть главная награда для РПЦЗ. Мы молитвенно ждем полного очищения Московской Патриархии от наследия советского времени, следим за этим процессом и радуемся каждому положительному шагу в этом направлении. По большому счету все зависит не от РПЦЗ, а от МП. Скажем, МП прославила святых царственных мучеников и этим сняла одну из важных причин нашего разногласия. Теперь одним из наиболее важных вопросов является вопрос участия МП в экуменическом движении. Чем больше русский верующий народ в Московской Патриархии узнает об РПЦЗ, тем больше он поддерживает ее борьбу за церковную истину. РПЦЗ отдает себе отчет, что не она своими малыми силами, а только сам церковный народ в МП может преодолеть ересь экуменизма (подобно тому, как народ добился прославления в МП святых царственных мучеников). В этой борьбе за истину РПЦЗ будет всячески помогать русскому церковному народу.
- Что такое для РПЦЗ экуменизм?
- Так называемый экуменизм - это ложно понятое стремление к вселенскому единству между христианами всех конфессий, и даже между всеми представителями всех религий мира. Разделения между христианами были попущены Богом по грехам людей. Но в то же время в истории любого разделения мы видим одних правыми, а других неправыми. Ибо Христос не разделился и Церковь Его святая не разделилась. Таким образом, тайна Церкви Христовой состоит в том, что, пройдя через все разделения, а лучше сказать, через отпадения от нее раскольников и еретиков, Церковь осталась той же, какой она была и при апостолах. Это и есть Православная, Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
- Как жесткая позиция по вопросу экуменизма может сосуществовать с благополучным пребыванием РПЦЗ в инославном окружении?
- Так же, как могло сосуществовать пребывание юной Церкви Христовой в первые века во враждебном христианам иудейском и языческом окружении. Естественно, мы имеем бытовые, деловые и даже добрые отношения с представителями инославного, иноверного и секулярного мира, окружающего нас. Но ради угождения людям мы не принижаем своей веры, не идем на компромиссы, и когда вопрос заходит о нашем уповании, то мы смело и честно свидетельствуем о Православии перед лицом неправославных.
Православные экуменисты много говорят о любви, но истинная любовь к инославным и иноверным, по нашему суждению, состоит в том, чтобы не скрывать от них истину Христову, свято хранимую в Православии.
- Не могли бы вы сформулировать, что такое для вас "сергианство" после крушения советской власти.
- Московская Патриархия приняла новую "Социальную концепцию" в 2000 году. В концепции заявлено, что Церковь не должна подчиняться богоборческим решениям власти. Хотелось бы увидеть в свете этой новой "Социальной концепции" честную оценку деяний митрополита Сергия (Страгородского). Такая оценка со стороны Московской Патриархии поставила бы точку в вопросе о "сергианстве". Сделать это нужно ради будущих поколений русских православных людей, чтобы они в подобных ситуациях в будущем твердо знали, что поступать нужно так же, как поступали новомученики и исповедники Российские, а не так, как обновленцы и митрополит Сергий.
Конечно, деяния митрополита Сергия - это уже неотъемлемая часть истории Московской Патриархии. И наша цель не в том, чтобы перечеркивать историю МП советского времени, а в том, чтобы дать ей православную оценку. И лучше всего, если такую оценку даст сама Московская Патриархия.
Сергианство, как и экуменизм, прежде всего должно быть преодолено в среде церковного народа и большей части священства и епископата, и тогда официальные идеологи Московской Патриархии вынуждены будут учитывать мнение народа Божия. Подобное уже было с вопросом о прославлении святых царственных мучеников.
- Насколько реально единение РПЦЗ с Московской Патриархией?
- Надежду на такое единство, а значит, и на торжество Русского Православия вселяет в нас кровь бесчисленного сонма новомучеников и исповедников российских. Эти новомученики и исповедники пролили свою кровь за веру Христову и не пошли на сделку с собственной христианской совестью. Пример их очень важен для нашего времени. Их святой сонм молится за русский православный народ у Престола Божия, и хочется верить, что молитвы эти будут услышаны Господом.