Четыре дня в Сентендре

Две ветви Русской Церкви наконец-то встретились

Религия 
0
145
Время на чтение 5 минут

В венгерском городке Сентендре (Szentendre) в предместье Будапешта, в резиденции Будимской епархии Сербской Православной Церкви, 13-16 ноября 2001 года состоялась конференция "История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933 гг.)".
Конференция проходила под почетным председательством сербского епископа Будимского Даниила (Кристича).
Душой и организатором конференции являлся протоиерей Николай Артемов (Мюнхен), один из ближайших сотрудников архиепископа Берлинского Марка. Именно в его докладе на Архиерейском Соборе РПЦЗ в октябре 2000 года было предложено проводить совместные конференции по осмыслению исторического пути Русской Церкви и подвига ее Новомучеников. Тогда Собор определил созвать первую такую конференцию за пределами России с участием представителей МП, "не опорочивших себя недобросовестным подходом к истории", имея в виду принятие решений, направленных на "устранение преград для будущего общения в Истине".
И вот первая подобная конференция состоялась. Зарубежную Церковь представляли протоиерей Александр Лебедев (Лос-Анджелес), протоиерей Виктор Потапов (Вашингтон), иеромонах Евфимий (Логвинов), Мария Соцкова (Мюнхен), Михаил Назаров (Москва). Со стороны Московской Патриархии в конференции приняли участие архимандрит Тихон (Шевкунов) и протоиерей Валентин (Асмус). Основную научную силу представляли ученые из России: Ольга Васильева (Москва), Анатолий Кашеваров, Сергей Фирсов, Михаил Шкаровский (Санкт-Петербург), Станислав Петров (Новосибирск) и автор этой публикации.
Открывая конференцию протоиерей Николай Артемов отметил, что объект исследования церковной истории весьма специфичен - Церковь, которая говорит не о политическом, не о социальном человеке, хотя и об этом тоже, и, конечно, не об идеологии. Она говорит о цельном, целостном человеке, преисполненном благодати, о святом человеке. Только в этой перспективе можно объективно рассматривать церковную историю. Ведь даже расколы, как не столько неизбежное, сколь поучительное явление, есть вызов, на который русский человек не всегда давал верный ответ, хотя этот вызов всегда был обращен от Бога. И сейчас надо вновь искать - теперь уже верный - ответ на прежний вызов, причем безо всякого "триумфализма" для любой из частей цельной Русской Церкви.
Делая доклад об указе N 362 от 7/20 ноября 1920 года, разрешавшем местную епархиальную автокефалию в случае упразднения высшей церковной власти или невозможности установить с ней связь, протоиерей Николай привел свои доводы в пользу применимости этого указа к существованию РПЦЗ, а также отметил те церковно-канонические аспекты, которые ставят под сомнение легитимность решения о закрытии зарубежного ВВЦУ в мае 1922 года. Эти рассуждения нашли отражение и в итоговом документе, в котором было зафиксировано, что "церковно-правовое наследие неразделенной Русской Церкви (в частности, указ N 362 от 7/20 ноября 1920 г.) возвращает нас к общим истокам восприятия соборности в православной Российской Церкви".
Поскольку при обсуждении докладов со стороны клириков РПЦЗ высказывались предложения о созыве (хотя и в отдаленной перспективе) Всецерковного Cобора с участием представителей частей Русской Церкви, ныне пребывающей в разделении, в решениях конференции была выражена надежда на "соборное преодоление многолетней разобщенности". Вместе с тем архимандритом Тихоном (Шевкуновым) и Ольгой Васильевой было отмечено, что в современных условиях созыв Поместного Собора с участием мирян представляется маловероятным и нецелесообразным. Было бы полезнее привлечь научные и богословские силы мирян, монашествующих и белого духовенства в предсоборных совещаниях, если таковые будут необходимы, вопросы же практического и канонического характера признать исключительной компетенцией церковной иерархии.
Конференция обсудила доклады о Высшем Церковном Управлении в годы советской власти и о временных церковных управлениях в период гражданской войны, об Обновленческом соборе 1923 года и "покаянных" документах Патриарха Тихона. Горячую дискуссию вызвали доклады Сергея Фирсова "Митрополит Сергий (Страгородский) в мнениях и оценках (1910-1930-е гг.)" и Ольги Васильевой "Февральская пресс-конференция митрополита Сергия". Докладчики продемонстрировали, как новые архивные документы могут существенно скорректировать устоявшиеся представления об известном историческом событии или церковном деятеле. Всеми была признана недопустимость политизированного подхода к историографии новейшего периода Русской Церкви, приводящего к "искажению исторической действительности и церковной правды". Участники признали важным дальнейшее согласование и уточнение церковно-исторической терминологии.
Автором настоящей публикации были сделаны доклады о классификации правых оппозиционных движений митрополиту Сергию, а также об экклезиологических и этико-канонических воззрениях священномученика Кирилла Казанского. Говорилось об условности многих устоявшихся терминов. В частности, "непоминающими" справедливее (в историко-каноническом отношении) было бы именовать тех, кто не поминал Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра, а не тех, кто не поминал его Заместителя митрополита Сергия. В результате состоявшейся дискуссии в итоговом документе было зафиксировано важное значение экклезиологических взглядов митрополита Кирилла Казанского, не отрицавшего благодатности митрополита Сергия и его последователей, но призывавшего отказаться от "диалектически-книжнического" пользования канонами во имя "сохранении святыни их духа". "Этот духовный призыв, - сказано в итоговом документе, - может послужить ориентиром для развития дальнейших историко-канонических исследований".
На конференции много говорилось о критериях "подлинности" и "подложности" документов, хранящихся в следственных делах или составленных при непосредственном участии ведомства Тучкова. Критиковалась позиция некоторых официозных церковных историков (как в Московской Патриархии, так и в РПЦЗ), не только не способствующих диалогу сторон, но и мифологизирующих прошлое из соображений юрисдикционной принадлежности. Поэтому в итоговом документе была зафиксирована общая позиция участников встречи: "Православный исследователь истории Русской Церкви призван к верности истине Христовой, и разобщенность частей Русской Церкви не должна приводить к тенденциозности в трактовке исторических событий и оценок".
Участники единодушно отметили, что результаты конференции превзошли все ожидания. Терпимость и корректность, проявленные при обсуждении сложных церковно-канонических вопросов, сформировали новую позитивную норму в отношениях представителей двух частей разделенной Церкви. Дефицит правдивой информации друг о друге и ограниченность общения приводили к тому, что и в перерывах и после заседаний конференции обсуждение докладов и общение не прекращались.
Материалы встречи в Сентендре решено опубликовать отдельным изданием, предварительно с ними можно будет ознакомиться на сайте Сретенского монастыря. Все участники согласились с необходимостью и далее проводить подобные конференции, полезные и для преодоления укоренившихся в церковно-историческом сознании заблуждений и для установления церковно-исторической истины. Предполагается, что темой следующей совместной встречи могла бы быть "История РПЦ и РПЦЗ накануне и в период Второй мировой войны (1933-1946 гг.)".
Несмотря на имевшиеся у участников встречи принципиальные расхождения в некоторых церковно-канонических воззрениях и оценках, встреча в Сентендре оставила самые светлые впечатления о пастырях Русской Церкви Заграницей, о готовности двух сторон к диалогу и о возможностях российских историков содействовать налаживанию этого диалога.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Журавский
Все статьи Александр Журавский
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Советский недобиток
19.04.2024 04:27