Как выборы влияют на религиозный портрет Америки

Политика 
0
158
Время на чтение 3 минуты
Считать, что религиозный фактор не играет важной политической роли в секулярном американском обществе - обманываться дважды. Во-первых, американское общество религиозно (98 % верит в Бога, 91 % отождествляют себя с каким-либо религиозным направлением, 60 % исполняет обряды, предписываемые верой), хотя и специфическим образом (большинство верующих американцев мало что может сказать о собственном вероисповедании).

Во-вторых, в преддверии президентских выборов религиозная озабоченность двух главных кандидатов на пост президента США (Буша и Кэрри) приобретает масштабы уже явно не протокольные. Помимо упомянутых выше обстоятельств, катастрофа 11 сентября 2001 и последовавшие за ним события также изменили устойчивые партийные предпочтения сразу нескольких электоральных страт (мусульман, евреев, иммигрантов).

Кроме того, новый президент США очевидным образом вынужден будет заниматься долго откладываемой проблемой геополитического будущего Америки. Проблема в своей актуальной альтернативности звучит весьма угрожающе для уха рядового американца, привыкшего к убаюкивающей колыбельной песенке о вечной и сильной американской демократии. Сформулировать этот новый вызов американской демократической парадигме можно так: сильная (и уважаемая, в т.ч. другими) демократия или сильная (но многими ненавидимая) империя. В зависимости от того, какой ответ будет дан новым вашингтонским кормчим - в духе популярных сегодня в Америке, но экспансионистских и имперско-мессианских, религиозных по своей сути идей Пола Вульфовица, Дональда Рамсфельда, Пэта Бьюкеннена и др.

Неоконсерваторов (среди которых сильны позиции протестантских фундаменталистов), или в соответствии с коммунитаристско-интернациональной идеологии либералов, призывающих к совместным с остальным миром действиям по борьбе с терроризмом и нарушением прав человека, - таково будет и будущее Америки. А будущее этой страны в значительной степени определяет конфигурацию будущего миропорядка.

Однако вернемся к Америке религиозной. Какова она?

Наиболее значимая религиозная община Америки (данные 2001 года) - католическая (ок. 56 млн. чел., 24,5 %). Далее по числу последователей идут баптисты (16,3 %), методисты (6,8 %), лютеране (4,6 %), пресвитериане (2,7 %), харизматы (2,1 %), епископалы и англикане - 1,7 %, иудеи (по разл. данным - от 1,3 % до 1,8 %), мормоны - 1,3 %, последователи Церкви Христа - 1,2 % и пр.

Точного количества мусульман в Америке не знает никто. По данным разных источников, в США проживает от 3 (официальные цифры) до 7 миллионов мусульман. Т.е. мусульмане составляют около 1,3-2 % населения Америки. Естественно, что не все они имеют американское гражданство и, соответственно, электоральные права. Но как мы убедимся дальше, в Америке не нужно быть большинством, чтобы оказывать существенное влияние на ее окончательный выбор.

Итак, Америка - протестантская страна с большой католической общиной. Но если мы посмотрим на то, какая религиозная община была наиболее часто представлена в Белом Доме, нас ждут любопытные открытия. Наиболее часто (11 раз) президентами США становились епископалы (26,2 % от числа всех президентов США), составляющие всего 1,7 % населения Соединенных Штатов; 9 раз - пресвитериане (21 % президентов при 2,7 % населения Америки), по 4 раза - методисты (соответственно 9,5 % и 8 %), баптисты (9,5 % и 18 %) и унитарии (9,5 % и 0,2 %), 3 раза - "Ученики Христа" (Disciples of Christ; 7,1 % и 0,4 %), дважды - квакеры (4,8 % и 0,7 %) и голландские реформаты (Dutch Reformed) (4,8 % и 0,7 %), один раз - конгрегационалисты ("Объединенная Церковь Христа")

Католики делегировали из своих рядов всего одного президента (это при своих 24,5 % всего населения страны!). Им был Джон Кеннеди. Правление католика JFK оказалось сопряжено с внешнеполитическим конфликтом (карибский кризис) и внутриполитической трагедией (убийством президента).

Американским президентом никогда не был лютеранин, иудей, мормон, мусульманин или православный.

Наиболее известными президентами-епископалами были Джордж Вашингтон, Джеймс Мадисон, Теодор Рузвельт, Франклин Делано Рузвельт и, наконец, Джордж Буш-старший.

Из числа президентов-пресвитериан наиболее известны Вудро Вильсон, Уйан Эйзенхауэр и Рональд Рейган. Отец последнего, кстати, был католиком, но Рейган избрал веру матери.

Из баптистов наиболее представительны Гарри Труман, Джимми Картер и Уильям Джефферсон Клинтон. Из президентов-методистов наиболее узнаваем, конечно же, действующий американский президент Джордж Буш-младший (прежде, как и отец, являвшийся епископалом).

Забавно, что с религиозной идентификацией вице-президентов США ситуация похожая. Наибольшее представительство здесь вновь у епископалов (8 человек) и пресвитериан (6). Голландских реформатов среди вице-президентов было 4 человека, методистов, баптистов и конгрегационалистов - по 3, унитариев - 2, квакеров и последователей движения "Ученики Бога" - по 1. Католиков среди вице-президентов не было вообще.

Характерно, что в последние президентства сложилась традиция, согласно которой вице-президент принадлежит той же деноминации, что и президент. Так, вице-президент и баптист Альберт Гор работал в Белом Доме при президенте-баптисте Клинтоне, а методист Дик Чейни - при методисте же Дж.Буше-младшем.

Александр Журавский, руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований РАГС, "Новая политика"

"Другое время"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Журавский
Во имя правды и достоинства Церкви
(Вышло в свет уникальное исследование о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове))
27.05.2004
Четыре дня в Сентендре
Две ветви Русской Церкви наконец-то встретились
04.07.2002
Все статьи Александр Владимирович Журавский
Политика
Какое будущее ждёт Россию?
Концептуальные идеи и их решения в государственном аппарате
23.05.2024
Про споры с новыми министрами, будущее СВО
и любовь к жене и рыбалке
22.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Русский танкист
22.07.2024 07:54
Русские песни
Новый комментарий от Наблюдатель
22.07.2024 07:12
Большие раздоры. У каждого свой Ильин
Новый комментарий от Алёша
22.07.2024 03:24
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от учитель
21.07.2024 21:29
Наказание за героизм
Новый комментарий от Человек
21.07.2024 18:25
Орбан разоблачает миграцию
Новый комментарий от Агафон
21.07.2024 18:01