В декабре прошлого года скончался блаженнейший патриарх Диодор. Два десятилетия возглавлял он Иерусалимскую церковь и считался одним из самых авторитетных первоиерархов поместных православных церквей. В последние несколько лет он был серьезно болен, с трудом ходил и даже служить ему приходилось на специальном кресле.
Встал вопрос о выборе нового предстоятеля Иерусалимской церкви. И если бы процесс избрания патриарха Святого града был вопросом исключительно внутрицерковным, он и решился бы, вероятно, как того требует Устав - "в течение двух месяцев со дня смерти или ухода на покой предыдущего предстоятеля". Но есть еще реалии чисто политического свойства, с которыми вынуждена считаться Иерусалимская церковь. Кандидатуры на пост главы этой церкви должны утверждать правительства Иордании, Израиля и Палестинской автономии.
Поместный собор Иерусалимской православной церкви избрал пятнадцать кандидатов на патриарший престол и разослал список правительствам трех стран. Члены собора были крайне заинтересованы в том, чтобы согласование списка претендентов со светскими властями произошло как можно быстрее. Однако ни Иордания, ни Палестина, ни Израиль не торопились.
В конце концов необходимое согласие от правительств Иордании и Палестинской автономии было получено. И лишь в середине лета откликнулся Израиль. В письме, адресованном Священному Синоду Иерусалимского патриархата, сообщалось, что израильская сторона вычеркивает пять кандидатов на патриарший престол. Среди вычеркнутых оказались и главные претенденты - митрополит Иерапольский Ириней, набравший в первом туре наибольшее число голосов, а также митрополит Вострский Тимофей, второй в списке по итогам голосования. Министр юстиции Израиля М.Шитрит, подписавший письмо, заявил, что "решение исключить из числа кандидатов пять архиереев продиктовано интересами безопасности Израиля и не подлежит изменению".
Трудно сказать, что именно подразумевало правительство Ариеля Шарона под этой туманной формулировкой. Проскользнули сообщения о том, что митрополиту Иринею приписываются некие "антисемитские высказывания". Однако считать такие заявления серьезными вряд ли возможно. Иерусалимская православная церковь территориально находится в эпицентре конфликтов, веками раздирающих Святую землю. И во многом благодаря своей политической гибкости сумела не только сохранить и умножить свой авторитет, но и уберечь в гуще войн и конфликтов главные христианские святыни на Земле обетованной.
Митрополит Корнилий в ответном письме на имя премьер-министра выразил протест против вмешательства государства в дела церкви. После месяца интенсивной переписки договоренность была достигнута: совет министров Израиля отменил свое прежнее решение и допустил к участию во втором туре выборов патриарха всех кандидатов, представленных в списке.
13 августа Собор Иерусалимской церкви избрал нового предстоятеля. Из пятнадцати претендентов сначала выбрали трех. В последний тур голосования прошли митрополит Иерапольский Ириней, митрополит Вострский Тимофей и местоблюститель патриаршего престола митрополит Петрский Корнилий. Затем семнадцать членов Священного Синода направились в алтарь храма Воскресения Христова, где у Гроба Господня тайным голосованием был выбран новый патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины, сто сороковой по счету. Митрополит Ириней получил семь голосов, два других претендента - по пять. Затянувшаяся история с выборами предстоятеля завершилась.
Избранному главе Иерусалимской церкви 62 года. По национальности он грек, по духу - соратник и достойный наследник прежних патриархов Венедикта и Диодора...
Двадцать лет назад в своей речи, произнесенной сразу после интронизации, патриарх Диодор сказал, что патриарший престол "является кафедрой не величия и славы, а мученичества и Голгофы". Диодор имел в виду патриаршее служение вообще. Но для тех, кто вступает на Иерусалимскую кафедру, эти слова приобретают дополнительный оттенок. Да, израильское правительство допустило избрание Иринея, но отношения своего к нему, похоже, не изменило. Состоявшийся на днях чин интронизации нового патриарха завершился чтением "Вератиона" - документа, подтверждающего, что король Иордании Абдалла II признает избрание Иринея. Затем были зачитаны приветственные послания от главы Палестинской автономии Ясира Арафата и правительства Иордании. От Израиля - ни слова. Похоже, что для нового патриарха, выразившего в своей ответной речи готовность "приложить все усилия в деле прекращения конфликтов и водворения мира между народами Святой земли", служение на Иерусалимской кафедре легким не будет.