В евангельских стихах, повествующих о приходе в мир Спасителя, упоминаются пастухи, пришедшие на поклонение Младенцу Христу, и волхвы, принесшие Ему в дар золото, ладан и смирну. Этот евангельский сюжет можно считать началом христианской традиции даров и подношений. О том, как она развивалась в России в течение последних двух веков, что служило поводом к такого рода подаркам, и рассказывает выставка. И конечно, знакомит с удивительными образцами церковного искусства в исполнении лучших русских умельцев.
На выставке представлено около ста восьмидесяти экспонатов. Две трети из них - из коллекции патриарха Алексия II, которая является собранием даров, поднесенных предстоятелю Русской православной церкви по случаю различных торжеств. Здесь можно увидеть шитые иконы и элементы патриаршего облачения, выполненные мастерицами-золотошвейками, сувенирные шкатулки, сотворенные курскими умельцами и привезенные патриархом со Святой земли. Но большую часть предоставленных Алексием для выставки экспонатов составляют пасхальные яйца.
Интересно, что до XIX века пасхальные яйца принято было украшать цветочной росписью или жанровыми сценами на мифологические темы. Более привычные нам евангельские сюжеты, иконописные изображения Христа, Божией Матери и ликов святых появились на них позднее. Самый ранний памятник из патриаршего собрания - фарфоровое яйцо XVIII века. Старинные пасхальные яйца сделаны в основном на Императорском фарфоровом заводе, многие украшены вензелями и инициалами членов императорского дома Романовых.
Собрание пасхальных яиц, которое хранится в фондах Музея религии, тоже весьма разнообразно и интересно. Однако организаторы выставки решили не дублировать экспонаты, представленные в патриаршей части экспозиции, а познакомить посетителей с другими дарами - предметами церковного искусства, многие из которых имеют весьма интересные истории.
Вот, например, деревянная в серебряном окладе икона, на которой изображены святой Андрей Критский и святая Агриппина. День памяти обоих угодников Божиих празднуется 23 июня по старому стилю, поэтому и изображены они вместе. Известно, что создан образ в Зимнем дворце в честь рождения Андрея Шувалова, который был сыном графини Марфы Егоровны, подруги детей Петра Первого, и Петра Андреевича Шувалова, фаворита царя. Святой Андрей Критский был небесным покровителем новорожденному графу, оттого этот образ и поднесли Шуваловым.
Имя дарителя иконы история до нас не донесла - известен только повод и время, когда это произошло. На образе - надпись: 23 июня 1743 года. Дата позволила научным сотрудникам музея сделать небольшое открытие. До недавнего времени считалось, что Андрей Петрович Шувалов родился в 1744 году - на это указывают некоторые исторические издания. Исходя из надписи на иконе стало ясно, что произошло это годом раньше. Кстати, икона с изображением святых Андрея Критского и Агриппины - самый ранний по времени создания экспонат выставки.
Икона была самым распространенным подношением по случаю всяких семейных торжеств и особых событий. Наиболее благоговейно и бережно хранили иконы-благословения. Вот чудесный маленький образок с надписью: "Сим образом преподобного Сергия благословляю внука Бориса Петровича Шереметьева в первое посещение им Святой Троицкой Сергиевой Лавры 20 августа 1911 года. Дед С.Д.Шереметьев". А на иконе с изображением архангела Рафаила, также представленной на выставке, рукой святого Иоанна Кронштадтского выведено: "В благословение послушнице Анне Ледневой. Протоиерей Иоанн Сергиев".
Особое место среди экспонатов занимает серия подносных блюд - фарфоровых и деревянных, которая знакомит нас с еще одной традицией даров и подношений. Куда бы ни приезжали члены императорской фамилии, этикет требовал встречать их хлебом-солью, которые подносили на специальном блюде. Подносные блюда заказывали обычно самым лучшим мастерам той местности, где готовились к встрече высочайших особ, и украшали их вензелями членов царской фамилии, изображениями из житий святых и обязательно - надписями в память о том, где и когда блюдо поднесено.
Открытие выставки было приурочено к недавнему визиту в Петербург Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это уже второй опыт сотрудничества российских музеев с церковью: на Пасху часть предметов из патриаршей коллекции была выставлена в Москве, в залах Исторического музея. Алексий II остался очень доволен петербургской экспозицией и, отметив усердие организаторов выставки, сказал, что она понравилась ему даже больше, чем московская. Похоже, что со временем у посетителей Музея религии появится возможность ознакомиться и с другими предметами из собрания Святейшего.