С Галиной Сергеевной, а попросту бабой Галей, я познакомилась три года назад. Вместе с внучкой Аней в веренице других прихожан она шла крестным ходом к строящемуся тогда храму. Стены были возведены еще только наполовину, а она радовалась: "Растут, растут, родимые, по кирпичику!" Дергала за руку внучку: "Там прабабушки твоей кирпичик. Ты по-омни. Раба Божия Елизавета, матушка моя..."
Тогда, три года назад, баба Галя радовалась. А вчера я увидела ее плачущей. Старушка стояла у стены красавца храма, прижавшись к нему щекой, всхлипывала.
- Ну что ж вы плачете, баба Галя? Радоваться надо. Вон какой храм замечательный построили!
- Да я и радуюсь!.. Мне эти стены целовать хочется. Там наши кирпичики - памятные могилки, блокадные...
Я помню, как это было. У временной часовни, что была сооружена неподалеку от будущей церкви, стоял большой поддон с кирпичами. На них - имена. Приходили люди, за чисто символическую плату покупали кирпич или несколько, надписывали их. Дежурные матушки в часовне вносили имена в храмовый синодик - Книгу памяти. Когда все кирпичи были заполнены именами, их увозили на стройплощадку, вкладывали в стены, а к часовне привозили новые.
Сколько блокадных историй услышала я тогда от людей, бережно выводивших на кирпичах дорогие имена! И как важно было этим людям чувствовать свою причастность к строительству храма, стены которого отныне они могут считать родными. Ни в коем случае не умаляя значения Пискаревского кладбища, скажу, что теперь тысячи петербуржцев считают местом упокоения своих близких, погибших в годы блокады от голода и бомбежек, не холодные плиты мемориала, а овеянные надеждой и духовной молитвой стены этого храма. В них более 7,5 тысячи именных кирпичей!
Замечательная это идея - построить блокадный храм и дать возможность каждому внести посильную лепту в его возведение. Правда, откликнулись на эту возможность главным образом простые люди. Город не удостоил своим вниманием это строительство, инициатором которого стал президент ассоциации "Ост-Вест" Валентин Ковалевский. На средства ассоциации и на добровольные пожертвования он и был построен. Сейчас ведутся работы по внутреннему убранству церкви, возводится колокольня. Впоследствии вокруг будет разбит парк.
Сотни людей пришли вчера на первую службу в блокадный Успенский храм. Да, среди них большая часть была блокадники. Но не только они являются прихожанами церкви. Как говорит настоятель прихода отец Виктор Ерошенко, в конце августа прежде в часовню, а теперь - в построенную церковь приводят школьников, чтобы отслужить молебен перед началом учебного года. Приходят люди среднего поколения, молодежь... Много у нас семей, где блокадная память передается из поколения в поколение.
8 сентября, когда город будет отмечать 60-летие начала ленинградской блокады, здесь будут служить заупокойную службу. И опять, наверное, будут слезы печали и радости одновременно. Мне они понятны. В стенах этого храма есть и мой кирпич. С именем бабушки, вывозившей по Дороге жизни своих детей из блокадного города.