В эти дни петербургское подворье Введенской Оптиной пустыни отмечает десятилетие с начала возрождения и восстановления Успенского храма.
В 1991 году, когда Успенская церковь и небольшая часть прилегающих к ней помещений были переданы подворью Оптиной пустыни, мало кто верил, что храм возможно будет когда-либо полностью восстановить. Этот комплекс церковных зданий на набережной Лейтенанта Шмидта принадлежал когда-то Киево-Печерской лавре, а храм считался одним из самых красивых в дореволюционном городе: своды его не поддерживаются колоннами, а построен он был сто лет назад всего за три года и три с половиной месяца.
В 1935 году храм был закрыт, и здание использовали сначала как склад, а в 1957-м переоборудовали под каток с искусственным льдом. Настенную роспись, понятно, закрасили, но малярные работы все равно пришлось проводить почти каждые два года: сквозь мел и краску лики святых проступали снова и снова. Парадоксально, но именно бесконечное закрашивание и сохранило настенную роспись до наших дней - она как бы "законсервировалась" под многочисленными слоями краски.
Иеромонах Ростислав (Якубовский), настоятель подворья, вчера показывал помещения, переданные монастырю. Передали, как выяснилось, в основном подвалы. Сейчас здесь разместились различные службы и некоторые мастерские обители. Говорят, во время наводнений даже резиновые сапоги не спасают - воду вычерпывают ведрами. В чуть лучших условиях - библиотека подворья, насчитывающая, кстати, более 11 тысяч томов, и воскресная школа.
Сетуют, конечно, насельники и работники обители на тяжелые условия и бедность, но и без дела не сидят. Прерываясь только на время богослужений, здесь постоянно ведутся восстановительные работы. Уже "ожили" новыми красками многие фигуры святых на стенах; на лесах, установленных в алтаре и притворе храма, бесшумно трудятся реставраторы, скрупулезно возрождая былую красоту.