Константин Душенов. Молчанием предается Бог. Санкт-Петербург: "Царское дело", 2000 г. 350 с.
Душенов - фамилия говорящая, для многих она является синонимом праворадикальных тенденций в православии. Это имя практически под запретом в левых и светских СМИ, а авторов "круга Душенова" и газеты "Русь Православная" усиленно вытесняют из пространства церковной дискуссии.
В книгу автор включил статьи, опубликованные в свое время в патриотической печати. Получился мощный, проблемный, яркий сборник, который поражает прежде всего бесстрашием, с которым Константин Душенов говорит о болевых точках церковной истории, отсутствием искательности, теплохладности, осторожности и подобострастности, к которым приучены читатели христианской литературы. Душенов ни разу не покривил душой и не изменил своим приоритетам, которые отстаивает: Бог, Церковь, владыка Иоанн, которого Душенов чтит как учителя и наставника. Порядок приоритетов неизменен, не происходит подмены, столь привычной в церковной среде, когда "батюшка" охотно ставится выше Бога, а истина Церкви понимается в узко-партийном смысле в зависимости от момента.
Душенов - яркий полемист, жестокий критик и бесстрашный воин, работающий не за страх о своей репутации, но за совесть. "НГ-религиям" в сборнике отвешено изрядно нелицеприятных характеристик, но это не огульные ярлыки и облыжные оскорбления, а отстаивание своей позиции в реальной полемике.
Душенов не боится ставить острейшие вопросы, обращенные к священноначалию - Патриарху и высшим иерархам. Он - враг экуменизма, "никодимовщины" и ее последователей. Он - сторонник прославления царской семьи, последовательный монархист и готов снисходительно относиться ко всякому, кто способствовал укреплению Церкви. Он - последовательный враг врагов Церкви (или тех, кого он считает таковыми), не согласный на запоздалое братание с коммунистами. Он - открытый противник неообновленчества в Церкви, кочетковцев и всех сходных явлений.
Однако в отличие от прочих гонителей Душенов готов к дискуссии, к встрече и полемике. Он не призывает к лишению прихода, сана, чина и звания. Как некогда Нил Сорский, он желает гнать ересь, но не еретиков. А в современной церковной ситуации это уже много, такая позиция сама по себе становится отправной точкой.
Заметим, что при жизни владыки Иоанна Константин Душенов держался в тени, крайне осторожно высказывался по всему спектру проблем. Его голос обрел крепость именно после смерти авторитетного иерарха, то есть тогда, когда защитить его было уже некому. И столь храбрая позиция заслуживает уважения со стороны тех, кто не согласен с автором по всем направлениям его критики. Вдвойне заслуживает уважения верность идеям, которые подвергаются атакам даже со стороны идейных союзников, не говоря о могущественных противниках.
Душенов много пишет о "наследии советского времени", не изжитого Церковью, о конкретных проявлениях "советской дрессировки", носителями которой являются, по его мнению, члены Синода и многие архиереи. Он протестует против двуличия иерархов, проговаривающих "на экспорт" иные ценности, нежели те, которые озвучиваются для паствы в родных стенах.
Душенов резко высказался по теме, о которой принято помалкивать: о содомском грехе, сребролюбии, нравственности епископата. "Церковного суда по-прежнему нет... Практика показывает: добиться справедливости в Москве, у "вышестоящего начальства" практически невозможно... Кризис церковной жизни продолжает углубляться, а слова у наших церковных начальников все дальше и дальше расходятся с делами".
Готовность Константина Душенова обсуждать и искать решение - действительно редчайшее качество в нынешней церковной ситуации, когда все яркие носители тех или иных идей "четко размежевались", распределились по лагерям и предпочитают "следовать линии", не вдаваясь в суть дел. Душенов, выступающий за отмену ОВЦС как неканонического образования, по его мнению, на теле Церкви, готов аргументировать свои доводы любому чиновнику любого ранга. Равно как готов к тому, что за свои взгляды он может подвергнуться критике, может быть обличен в ереси и так далее. Его страшит другое: "соблазн "теплохладности", а проще говоря, соглашательства и равнодушия, прикрывающегося благонамеренной личиной смирения - сегодня один из самых распространенных и самых опасных. Если что и способно погубить нас сегодня, так это именно ложно понимаемое стремление к миру любой ценой".
Душенов - один из самых ярких и яростных сторонников ПРАВА МИРЯНИНА на голос в Церкви. Привычно слышать такие мнения слева. Тем ценнее голос, звучащий из глубины "правой партии". "Любой мирянин наравне с клириками несет личную ответственность за соблюдение чистоты и полноты Божественного откровения... Имейте мужество взглянуть правде в глаза".
Душенов, в отличие от многих и многих авторов охранительного лагеря, сохраняет невероятно оптимистичный тон. Тон работника и верующего человека, не оглядывающегося поминутно на "время на дворе". "Если же предположить, что Россия уже погибла и русского народа как такового больше не существует - есть лишь жалкие остатки, то тогда, конечно, решать все эти проблемы не имеет смысла. Тогда самое время проклинать "красную патриархию" и гвоздать "сергиан-вероотступников". Тут уж никакие аргументы не помогут. Каждый сам выбирает, что ему по душе".