Корабль, на котором плыла Богородица, ветер пригнал к горе Афонской. Надо сказать, что гора вся была наполнена идолами, здесь было святилище бога Аполлона и множество язычников приходило сюда на поклонение. Когда Матерь Божия ступила на землю, все идолы возопили, чтобы люди шли встречать Мать Истинного Бога Иисуса, так что все бывшие там пали пред Богородицею ниц, уверовали в Господа и крестились. А Божья Матерь, сотворив множество чудес, благословила это место. Обещая свое заступничество до скончания века. Царь Константин воздвиг на Афонской горе три великих обители (теперь их намного больше) поселил в них монахов, а гору повелел называть Святою.
Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.
В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, - о, ужас! - на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.
Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но - обо всем по порядку.
Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская - самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства - далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).
Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.
Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо - столп огненный, от которого шел блистательный свет - Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.
Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня - Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники - это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.
Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. "Иверская Матушка" украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм - алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии - традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе - ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.
Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее - батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае - семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать - кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз - всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные - откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые - Божья радость.
Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть - играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у "любимых бабушек", печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.
Отец Никандр - благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.
Отец Антоний - сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.
Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник - молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок - пели "Христос воскресе" по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек - озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов - восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.