Остается только добро

Умер Вадим Валерианович Кожинов. Отдавая дань памяти известного критика, литературоведа и историка, мы публикуем фрагменты одного из последних интервью с ним.

Общество 
0
436
Время на чтение 6 минут

Умер Вадим Валерианович Кожинов. 
Сказать, что он был известным критиком, литературоведом, историком, - значит не сказать ничего. Масштаб этой фигуры выходит за рамки чисто профессиональных классификаций: сами историческая наука, литературоведение и критика сущностно определялись им для многих его современников.
И жизнь, и смерть Вадима Валериановича оказались одинаково знаменательными в отношении того, что происходило и происходит в России, характеризующими степень переживаемого нами одичания. Одного из крупнейших - при всех возможных оговорках - имен в русской культуре второй половины XX века - имени Вадима Валериановича Кожинова нет в Большом энциклопедическом словаре издания 1998 года, где значатся зато такие деятели, как Бурбулис, Шахрай, Собчак и им подобные; его кончину обошло подлым, постыдным молчанием или полумолчанием большинство российских СМИ... 
В 1998 году Союз писателей России попытался (в конечном счете неудачно) учредить новую общероссийскую писательскую газету "Образ России". Вышло только два номера. В первом, "пилотном", было напечатано обширное интервью с Вадимом Валериановичем, ввиду мизерности тиража и скудости распространительских возможностей Союза практически канувшее в небытие. Сегодня, отдавая дань памяти Вадима Валериановича Кожинова, мы публикуем основные фрагменты этого интервью, воспроизводящего для нас живой его голос, изящество и мощь его мыслительной поступи.
Упокой, Господи, его душу!

Я много занимался поэзией и считаю, что <...> поэзия Рубцова, допустим, того же Кузнецова и других сыграла в свое время немалую роль в общенародном <...> сознании. Но сейчас наступило время - это можно объяснить, привести целый ряд аргументов, - когда стихи "не действуют". В частности, потому, что они требуют от человека активного сотворчества, усилия понимания, проникновения. В этом отношении песня - совершенно другое дело. Песня как раз этого не требует. Она предстает не просто как слова, но как синтез трех основных искусств: слово, музыка, театр, она не ждет, когда ее поймут, а сама входит в душу. Экспериментально доказано, что человек, слушающий песню, тем самым как бы и сам поет - у него даже соответственно напрягаются голосовые связки.
<...> Песня, будучи синтезом трех основных искусств, является сердцевиной вообще нашей культуры. У любого из великих русских писателей можно найти гимн песне. Несколько стихотворений Пушкина, отступления в "Мертвых душах" Гоголя, знаменитые тургеневские "Певцы", великолепный, по-моему, лучший рассказ Бунина "Косцы" - всего перечислить невозможно. То есть это даже не первостепенная, а уникальная ценность, из которой все как бы вырастает. Кроме того, что особенно интересно, благодаря песне русская культура является всенародной. Когда в прошлом веке подавляющее большинство людей было неграмотно и стихи, прямо скажем, читало ничтожное их число - стихи-то уже были, то есть были и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, даже изысканный Фет, - именно благодаря песне их поэзия становилась всенародной. Кстати, только в России возможно, чтобы такое глубокое стихотворение, как стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу", стало народной песней. И обратите внимание, что произошло недавно, когда устроили эту пародию "Старые песни о главном" (широко разрекламированное телевизионное шоу с участием так называемых "звезд" современной эстрады. - Прим. ред.). Получилась, с моей точки зрения, замечательная вещь: они хотели спародировать, а у них не вышло. То есть присутствует что-то в генах, что не дало возможности эти песни спародировать. 
<...> Надо прямо сказать, что нас захлестывает не только вал всего "американского", но и "барды" заглушали, оттесняли русскую песню. В частности, потому, что никакое то было не пение. Это - диссидентская мелодекламация. Не буду скрывать: я тоже в конце 50 - начале 60-х увлекался тем же Окуджавой. Я считаю даровитым Высоцкого. Недавно я, кстати, напечатал о нем большое интервью, где сказал то, что думаю теперь: что песни Высоцкого, конечно, выразили его время - но и только, и дальше жить они не будут. В них нет жизненно-творческого начала. В подтверждение я привел случай: когда-то ко мне приехали два молодых человека из Белгородской области, оба - учителя средней школы, и говорят мне: Шукшин и Высоцкий для нас - бесценны. Я говорю им: это все-таки очень разные явления. А тогда как раз "Калина красная" шла... Обратите внимание, говорю я им, - герой Шукшина от неправедно, дико прожитой жизни плачет и катается по земле, за ним видна церковь, но он на нее не смотрит, не замечает, - а вот Шукшин-то эту церковь видел! Что же касается Высоцкого, - он совершенно совпадал со своими героями и видел только то, что и они. Я готов согласиться, что герои Высоцкого - это герои и Шукшина, но Шукшина над ними нет...
<...> Кстати, русский романс создали непрофессионалы. Создатели русского романса - того самого, классического - это ведь кто такие? Это Миша Яковлев, пушкинский однокашник по лицею; это граф Виельгорский, который никаких консерваторий, как говорится, не кончал; это генерал Титов - тоже был "дилетант"... Короче говоря, романс возник из жизни. 
<...> И еще. О том, что песня - действительно уникальный вид искусства, должны сейчас думать прежде всего люди литературы. Я позволю себе высказать мысль, хотя и понимаю, что ее можно оспорить, - что даже и поныне классическая поэзия в душах многих и многих русских людей существует неотрывно от мелодии. Они помнят из русской поэзии то, что воспринято как песни и романсы. А поскольку это так, то, говоря о песне <...> мы не только не выходим за пределы литературы, - напротив! Я уже отмечал, что сегодня стихи как тексты не действуют на людей. И я думаю, что дойти до людей по-настоящему они могут только в виде песен. Я знаю, что кого-то это, может быть, обидит, но я считаю, что это именно так.
<...> Существует представление, что будто бы по мере прогресса возрастают контакты между людьми. На самом деле они чудовищно сокращаются и оскудевают. Сегодня человек действительно, истинно общается, в сущности, с несколькими родственниками, знакомыми, сослуживцами и едва знает, а то и вовсе не знает соседей по лестничной площадке. Раньше родство было гигантским, простиралось до третьей и четвертой степени. Раньше в любой русской деревне ее житель знал абсолютно всех жителей своей деревни и, как правило, жителей нескольких соседних деревень. Тут были связи и профессиональные, и религиозные, и родственные, поскольку невест и женихов полагалось брать не из своих, а из других деревень. Теперь представьте себе: житель какой-то глухой деревни попал в Москву, услышал полюбившуюся песню, вернулся в свою деревню, запел эту песню... Тогда ведь, кстати, не было деления на производителя и потребителя песен: одни поют, а другие слушают, - пели все. Так вот, достаточно было запеть в деревне привезенную из Москвы песню, скажем, на стихи Лермонтова (не случайно сохранилась поговорка "В Москву за песнями") - и через очень короткое время она, как круги по воде от брошенного камня, расходилась практически безгранично - из деревни в деревню... Конечно, это происходило медленнее, чем теперь, когда песне достаточно прозвучать по телевидению, но зато это было, если угодно, намного прочнее. Представление о том, что раньше, без телевидения и радио, люди жили в глухой изоляции друг от друга, а теперь каждый общается чуть ли не со всем миром, на самом деле ошибочно. Нынешнее "общение" совершенно формально. Более того, принято думать, что теперешние люди получают гораздо больше информации, чем раньше, попросту больше знают, чем, допустим, сто или двести лет назад. Но если говорить об информации, получаемой непосредственно от реальной жизни, от природы - а именно такая информация и есть самая ценная, - вне всякого сомнения, у жителей тогдашних деревень ее было больше, чем у нынешних горожан. Они знали лично огромное количество людей, знали "в лицо" каждое животное в округе, каждое дерево, растение, у них был неисчерпаемый запас фольклора, устного народного творчества, которое они знали опять-таки не как потребители, а как творцы. Они по крайней мере каждое воскресенье все вместе приобщались к жизни церкви... Вот если все это подсчитать, то окажется, что по-настоящему ценной информации у них было гораздо больше. Что же касается того, что сейчас человек получает по телевизору информацию, то это очень сомнительная информация. Это кем-то пережеванная и соответствующим образом препарированная информация, которая по большей части не имеет ничего общего с жизнью страны и целого мира.
<...> Это гигантская проблема, но проблема все-таки, на мой взгляд, не так мрачно выглядящая. <...> По законам существования Вселенной любое приобретение оборачивается равноценной утратой, что легко можно показать на простейших примерах. Сейчас человек открывает кран в своей квартире и пьет воду, а раньше он вынужден был идти за ней к колодцу, к роднику. Вроде бы удобно и избавляет от многих хлопот. Но одновременно те же самые люди тратятся на всякие фильтры и стремятся купить так называемую родниковую, очищенную воду, платя за нее, скажем, по доллару за бутылку. Хотя вода эта очень сомнительной родниковости. То есть, с одной стороны, мы необычайно выиграли, а с другой - потеряли едва ли не больше... Так что прогресс вовсе не неуязвим, и вместе с ним ложна постановка вопроса в том духе, что возможно нечто безвозвратно утратить, проблема обратимости - необратимости. 
Вообще в мире все устроено так, что в каждый данный момент зло бывает сильнее добра, побеждает его, но остается и действует на будущее только добро.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Валерианович Кожинов
Рано хоронить Россию...
К 20-летию кончины († 25.01.2001)
07.12.2020
Гармония для меня - это Бог...
Из переписки
11.01.2013
Истинный смысл и значение Куликовской битвы. Часть 4.
«Монгольская эпоха» в истории Руси
03.10.2012
Все статьи Вадим Валерианович Кожинов
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06