100 лет назад, 29 ноября / 12 декабря 1915 года завершил свою работу крупный монархический форум ‒ Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций. Это совещание монархистов, которое состоялось спустя неделю после форума правых в Петрограде, было задумано еще в конце лета 1915 года, когда обострилась политическая ситуация в стране и либеральные силы, объединившись в Прогрессивный блок, начали натиск на власть. Осенью сторонники руководителя Всероссийского Дубровинского Союза русского народа А.И.Дубровина начали подготовку к совещанию, рассчитывая придать ему всероссийский общемонархический характер, обсудив на нем меры по противодействию надвигавшейся революции.
«В начале лета враги русской государственности решили использовать некоторые неудачи на фронте для осуществления своих преступных стремлений, ‒ отмечали правые. ‒ Началась агитация в печати и в обществе, стали собираться съезды, принимавшие все более яркий политический характер. Тогда-то в среде правых деятелей стало крепнуть сознание необходимости сплотиться, чтобы дать отпор поднимавшейся революционной волне».
Однако продолжавшиеся раздоры в монархическом лагере привели к тому, что сторонники Н.Е.Маркова, возглавлявшего Союз русского народа, опередили дубровинцев, проведя свое совещания в столице Империи; В.М.Пуришкевич, возглавлявший Русский народный союз имени Михаила Архангела, осудил оба съезда, отказавшись в них участвовать и запретив это делать членам своей организации; В.Г.Орлов, создавший во время войны Отечественный патриотический союз, оказался под огнем критики остальных правых, недовольных рядом программных положений его партии. К тому же оказалось, что многие региональные лидеры по разным причинам не имеют возможности прибыть в Нижний Новгород на совещание.
Но несмотря на очень непростую ситуацию в правом лагере, совещание все-таки состоялось. Монархический форум открылся в день святого Великомученика и Победоносца Георгия, 26 ноября / 9 декабря 1915 года, в здании Нижегородской городской думы. Съезд был открыт речью представителя одесского Союза русских людей Н.Н.Родзевича, напомнившего собравшимся, что «300 лет тому назад, в смутное время, пережитое Россией, почти на этом же месте раздался мощный голос великого русского "черносотенца" Козьмы Минина. Россия переживает в настоящее время такое же смутное состояние, поэтому необходимо правым организациям сплотиться воедино».
На совещание собралось 100 делегатов из Петрограда, Москвы, Саратова, Самары, Тамбова, Тавриды, Бессарабии, Одессы и др. городов и весей. Почетным председателем совещания был избран А.И.Дубровин, председателем ‒ видный правый публицист К.Н.Пасхалов. Несмотря на разногласия с Дубровиным на совещание прибыл Н.Е.Марков, тут же избранный одним из почетных членов этого форума.
После торжественной официальной части, в ходе которой были произнесены приветственные речи и зачитаны благословения от видны представителей Церкви и телеграммы с пожеланием успехов в работе от ряда государственных деятелей, участники совещания приступили к работе. Разделившись на пять секций ‒ о современном политическом моменте, экономическую; национальную; об объединении правых организаций и школьную ‒ монархисты на протяжении двух дней (27‒28 ноября) активно обсуждали злободневные вопросы. По итогам работы секций были приняты резолюции.
Как отмечалось в изданном по итогам работы совещании сборнике его трудов, Нижегородский форум дополнил постановления Петроградского съезда, резюмировав «насущные требования, уже с начала войны волнующие русские общественные круги». «Прежде всего, ‒ говорилось в публикации, ‒ съездами провозглашен лозунг "все для победы", а в соответствии с этим лозунгом вынесено постановление: "первенствующий долг правительства и всех государственных учреждений состоит во всяческом усилении боевой мощи, снабжения и численного состава российских войск. Все, что не для войны, должно быть, по слову Царскому, на время отложено"». Отмечая, что политическая активность либералов противоречит формуле «все для войны», а, по сути, имеет целью совсем другой девиз ‒ «все для революции», участники совещания призвали власть обратить внимание на это явление.
Вместе с тем, совещание постановило добиваться о власти ликвидации немецкого землевладения и колонизации, прекращения приема в русское подданство «лиц с двойной присягой и с двойной совестью», широкий секвестр всех немецких предприятий, «резкий разрыв с еврейско-немецкими банками и соответствующее развитие русских кредитных учреждений». Другим требованием было немедленное решение волнующего всех вопроса о дороговизне, для чего предлагалось установить правительственную таксу на предметы первой необходимости, расширить право реквизиций и секвестра на те товары, которые заложены в банках, учредить ряд русских торгово-промышленных и сельскохозяйственных банков, установить уголовную ответственность по законам военного времени для спекулянтов и др.
Участники совещания также призывали власть бороться с «еврейским засильем»; указывали на опасность «т.н. украинофильства или "мазепинства "», которое имеет целью «расчленение Руси и создание несуществующей "украинской" народности, воспитанной в ненависти ко всему русскому»; предлагали распустить Государственную Думу, если она снова дерзнет «поднимать вопросы, возбуждающие смуту в обществе и влекущие к дерзновенным посягательствам на власть»; требовали пресечь любую политическую деятельность земских организаций и военно-промышленных комитетов; призывали усилить надзор за учащимися; добиться, чтобы педагогический состав был исключительно православного вероисповедания, ликвидировать автономию высших учебных заведений, категорически запретить студентам входить в политические организации и т.д.
На совещании также был избран Президиум монархического движения из 7 человек, который возглавил А.И.Дубровин. Но учитывая, что на Петроградском совещании уже был избран Совет монархических съездов, это решение явно не способствовало преодолению раскола в правом движении. В связи с этим, когда Дубровина и некоторых его сторонников включили в состав Совета монархических съездов, Президиум фактически прекратил свое существование.
«Съезд монархистов сделал большое дело, а результаты его неминуемо дадут себя знать, ‒ оптимистично отмечалось в отчете. ‒ Огромным, плюсом монархических съездов делается то обстоятельство, что искрение русские речи и полные государственной мудрости решения свели окончательно на нет питаемую левым лагерем отвратительную по своему цинизму легенду о приверженности монархических организаций к германофильству и кайзеру Вильгельму. (...) Все измышления шептунов ушли в подполье... Перед лицом всей России вырисовалась поистине титаническая борьба двух начал: родного, национального, горящего любовью к Родине и жертвующего всем для победы над жестоким и упорным врагом, и другого, инородческого, дышащего свирепой злобой ко всему русскому и ждущего с нетерпением нашего военного разгрома для торжества своих партийных и личных целей».
Совещание монархистов в Нижнем Новгороде, несмотря на свою явную «альтернативность» Петроградскому совещанию, показало, что и «дубровинцы» и «марковцы», по сути, одинаково оценивают политическую ситуацию в стране и почти не расходятся в своих взглядах на то, как надо противодействовать революционизации страны. Таким образом, главным итогом этих совещаний стало сближение враждовавших монархических партий и союзов. В феврале 1917 года, предав забвению старые склоки, Дубровин и Марков планировали провести совместный всероссийский монархический съезд, но революция не дала осуществиться этой задумке.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
1. Re: «Дать отпор революционной волне»