Первая мировая война, как мы не раз уже отмечали, помимо прочего была знаменательна тем, что в ней беспрецедентно активное участие приняли представительницы слабого пола. Причем, в отличие о предыдущих войн, девушки и женщины проявили себя не только на поприще помощи раненным, но и как бойцы, служившие в пехоте, кавалерии, разведке, авиации, казачьих войсках; получали боевые награды и даже удостаивались офицерских чинов. В это связи нельзя не вспомнить еще одну женщину-героиню, о которой в марте 1915 года написали многие русские газеты и журналы. Речь идет о знаменитой в свое время русской авиатриссе, ставшей в годы Первой мировой войны первой женщиной военным шофером ‒ Елене Павловне Самсоновой.
Елена Самсонова родилась в 1890 году в семье военного инженера. Окончив с золотой медалью курс Белостокской гимназии, девушка продолжила свое образование в столице Российской Империи Санкт-Петербурге, где поступила на высшие женские Бестужевские курсы ‒ одно из первых российских женских учебных заведений, дававших своим воспитанницам высшее образование.
Дочь военного инженера, с ранних лет лишившаяся матери, живо интересовалась техникой и особенно такими техническими новшествами как автомобили и аэропланы. Поэтому не удивительно, что получив высшее образование, Елена не остановилась на достигнутом и отправилась в Варшаву, где поступила на шоферские курсы. А в сентябре 1913 года она уже принимала участие в автомобильных спортивных соревнованиях в пригороде Москвы, на которых была награждена специальным призом - аналогом современного приза «За волю к победе».
Помимо того, что Елене удалось достичь больших успехов в вождении автомобиля, она стала еще и одной из первых русских авиатрисс, как тогда называли женщин-летчиц. В 1912 году она пыталась поступить в Гатчинскую авиашколу, однако женщин туда не брали и Самсоновой отказали в приеме. Но настойчивая девушка не смирилась. Она поехала в Москву, где поступила в частную авиашколу «Орел», организованную одним из первых российских авиаторов, талантливым изобретателем и организатором Б.С.Масленниковым. Елена Самсонова успешно окончила эту школу и летом 1913 года сдала пилотский экзамен, в ходе которого от нее требовалось, поднявшись на высоту не менее 50 метров, описать 10 «восьмерок» вокруг двух укрепленных на поле флагов и совершить 2 планирующих спуска в намеченный круг диаметром 50 метров. Е.П. Самсонова поднялась на высоту до 300 метров и прекрасно выполнила всю программу испытания, после чего комиссия признала ее достойной звания пилота. Таким образом, Елена стала первый женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме и 5-й по счету авиатриссой в России (после Любови Галанчиковой, княгини Евгении Шаховской, Лидии Зверевой и Евдокии Анатра).
«Московская газета» в заметке «Курсистка-шофер и пилот» так писала о Елене Самсоновой, ставшей московской знаменитостью: «Многие москвичи, а в особенности часто лица, посещающие дорогие рестораны, знают Е.П.Самсонову. На повелительный оклик: "Шофер, подавай!" Е.П. одетая в широкое, английского покроя, мужское пальто и в кепи, надетом козырьком назад, подает автомобиль на требование заказчика. Она ‒ единственная в Москве женщина профессиональный шофер». Пойти ее на эту не женскую работу, отмечало издание, заставила нужда в заработке. В интервью газете, отвечая на вопрос, как относятся к девушке-шоферу пассажиры и коллеги-мужчины, и не встречает ли она предубеждения в обществе, Самсонова сообщала: «Грубость некоторых седоков, а в особенности, как это ни странно, из числа интеллигентов, принуждала меня даже обращаться в суд. Но товарищи по стоянке ‒ очень предупредительны ко мне и даже оказывают иногда ценные в моем положении шофера услуги. Та же, если позволите так выразиться, "некорректность" интеллигентов встречены были мною при моей недавней попытке экзаменоваться на звание пилота. 19-го июня я подала заявление о желании экзаменоваться. Погода этого дня благоприятствовала полету, поэтому я просила назначить экзамен именно на этот день. Мне было отказано в просьбе; экзамен был назначен на 21-е июня. Почему? Очевидно два дня необходимы были на канцелярские размышления. В час, назначенный для экзамена, дул сильный ветер. Летать в это время было невозможно, поэтому я опоздала минуть на 20‒30 предстать пред очи членов комитета. Товарищ председателя спортивного комитета г.Фульда обрушился на меня градом упреков, произнесенных повышенным тоном. "Вас надо учить вежливости!" ‒ закончил он выговор. Я, указывая, что в дурную погоду полет может окончиться трагически, в свою очередь бросила г.Фульду: "Вас надо учить логике!" Часто в жизни слова не согласуются с делом. Говорят о том, что всякий труд ‒ священен, тем не менее мне, трудящейся женщине, было отказано автомобильным обществом в ходатайстве о принятии меня в число участников пробега "Москва - Париж". Для почтенных автомобилистов я, равная им по рождению и образованию, оказалась неудобной только потому, что я профессиональный шофер. Между тем, как трудно мне было сделаться шофером. С дипломом в руках, я обходила чуть ли не все гаражи в Москве, и все владельцы отказали мне в предложении услуг».
А газета «Русское слово» летом 1914 года поместила о Елене Самсоновой небольшую заметку, в которой приводила мнение о девушке-лечтице, высказанное известным французским авиатором Альфонсом Пуарэ (кстати, ставшим в Первую мировую полным Георгиевским кавалером). «Пуарэ, ‒ говорилось в газетном очерке, ‒ летая несколько раз с авиаторшей г-жой Самсоновой, имел возможность убедиться в ее хладнокровии и выдержке, столь необходимых для мертвых петель. Пуарэ предложил ей совершить самостоятельный полет. (...) Г-жа Самсонова более получаса летала над аэродромом на "Фармане" полугоночного типа, близко напоминающем аппарат, на котором Пуарэ делал мертвые петли. Авиаторша, не летавшая самостоятельно почти целый год, на высоте 500 метров делала крутые виражи, резкие наклоны и в заключение показала красивый планирующий спуск. Пуарэ остался очень доволен своей ученицей и обещал, после нескольких тренировочных полетов, дать г-же Самсоновой возможность самостоятельно сделать мертвую петлю». Другое издание, отмечавшее успехи девушки-авиатриссы, отмечало: «Ее неустрашимость, энергия и настойчивость в преодолении трудностей, связанных с авиационным делом, вызывают общие восторги».
Когда началась Первая мировая война, 24-летняя Елена Самсонова поступила сестрой милосердия в военный госпиталь в Варшаве. Но эта служба не удовлетворяла девушку-спортсменку, которую всей душой тянуло к технике. И вскоре ей удалось добиться перевода в действующую армию в качестве военного шофера. Журнал «Женщина и война» сообщал: «С началом войны Е.П. не могла оставаться без дела и тотчас же записалась на курсы сестер милосердия, одновременно возбудив перед военным министерством ходатайство о допущении ее на передовые позиции в качестве военного летчика. Потерпев неудачу в своих попытках попасть в военно-авиационный отряд, г-жа Самсонова в конце сентября отправляется сестрой милосердия с поездом общеземской организации в Варшаву. Однако, работа в госпиталях дает мало удовлетворения кипучей деятельности Е.П., и в один прекрасный день... она отправляется на автомобиле на галицийский фронт, где записывается добровольцем в мотоциклетную роту. В продолжение двух недель она находится "на испытании", после чего окончательно заносится в списки автомобильных войск. В продолжение целых четырех месяцев Е.П., наравне с прочими нижними чинами, исполняет обязанности военного шофера, неся службу связи при одной из наших армий под К-ом». Случай, как отмечали тогдашние издания, небывалый. Впрочем, сколько таких «небывалых» случаев было в ту войну, когда женщинам порой приходилось сражаться на равных с мужчинами и занимать должности, помыслить о которых ранее было просто невозможно?
Елена Самсонова успешно служила военным шофером в мотоциклетной роте 9-й армии Юго-западного фронта (командующий ‒ генерал П.А.Лечицкий) с октября 1914 по февраль 1915 года. «Работа была неимоверно трудной, - сообщалось в одной из статей, посвященных Самсоновой. - Приходилось покрывать огромные дистанции по 100-150 верст, почти не отдыхая, по дорогам, превращенным неприятельскими снарядами, в сплошную сеть волчьих ям, нередко залитых водой и забросанных трупами. Е.П.Самсонова продолжала, однако, бодро и смело нести свои обязанности. В конце января тяжелая работа все же сказалась: г-жа Самсонова захворала и была отправлена начальством в Москву на поправку. (...) В настоящее время Е.П. поправляется и предполагает, в скором времени вернуться на передовые позиции в качестве военного пилота».
Вернулась ли потом Елена Самсонова на фронт ‒ точных сведений нет. Некоторые источники сообщают, что, благодаря генеральской протекции, ей удалось перевестись в авиацию, но долго она в ей не задержалась ‒ командир 5 корпусного авиационного отряда Г.Л.Шереметьев, недовольный присутствием женщины среди военных летчиков и не слишком веривший в ее способности пилота-разведчика, добился ее откомандирования. Но после Февральской революции, весной 1917 года, когда глава Временного правительства А.Ф.Керенский официально разрешил женщинам служить в Русской армии, Самсонова продолжила службу в 26-м корпусном авиационном отряде и, как предполагают историки авиации, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя.
О дальнейшей судьбе Елены Павловны Самсоновой сведения совсем скудны. Мы знаем лишь, что после окончания Гражданской войны она осталась на Родине, поселилась в Сухуми и стала работать преподавателем физкультуры. Бывшая авиатрисса и военный шофер пережила Великую Отечественную войну и скончалась в 1958 году.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук