В этот день, ровно 100 лет назад, 24 января / 6 февраля 1915 года в столице Российской Империи Петрограде вслед за Москвой прошел «Сербский день». В этот день ведущие петроградские издания разместили на своих страницах материалы, посвященные нашей союзнице Сербии и призывы поддержать сербов в их героической борьбе против общего врага. Инициаторы «Сербского дня» организовали в Казанском соборе торжественный молебен, на котором в полном составе присутствовала сербская миссия в главе с послом Мирославом Спалайковичем, а также представители сербской и черногорской диаспор в Петрограде, многочисленные горожане и добровольцы-сборщики. По окончании богослужения предполагалось торжественное шествие с духовым оркестром по Невскому проспекту, но из-за сильного мороза к большому огорчению собравшихся, его пришлось отменить. Однако, несмотря на то, что из-за погодных условий программа мероприятий была сокращена, сбор в помощь братской стране, проходивший под лозунгом «Петроград - Сербии», состоялся и, как утверждали газеты, превзошел все ожидания ‒ жители столицы жертвовали щедро и охотно.
Напомним, что после того, в Сараеве боснийским сербом Гаврилой Принципом (который, кстати, являлся подданным Австро-Венгрии) был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд, «Лоскутная империя» объявила ультиматум Сербии, требования которого нарушали суверенитет этой славянской страны. Несмотря на это, желая избежать войны, к которой явно стремились австрийцы, сербское правительство приняло австрийские требования за исключением пункта, предполагавшего ввод на территорию Сербии австрийских войск для «установления порядка». Австро-Венгрия поспешила воспользоваться этим отказом как поводом для начала войны, превратившейся вскоре в мировую. Небольшой Сербии пришлось сражаться против значительно превосходившей ее Австро-Венгрии. 2 декабря 1914 г. австрийцы заняли Белград, ну уже через две недели были выбиты сербами из своей столицы, а затем и вовсе вытеснены с территории страны. Однако к осени 1915 г. германские и австрийские войска усилили натиск на Сербию, а единоверная сербам Болгария ударила им в спину. К концу декабря 1915 года сербские войска покинули территорию страны, уйдя в Албанию, а откуда в начале 1916 г. их остатки были эвакуированы на остров Корфу и в Бизерту. Для сербского народа война оказалась крайне тяжелой. В армию было призвано 350 тыс. мужчин (в то время, как общее население страны составляло 4,6 миллионов человек), из которых 185 тыс. чел. принимали активное участие в боевых действиях. Потери понесенные сербами, были чудовищны: 1 264 000 человек, что составляло 28% населения. При этом каждый второй мужчина остался инвалидом.
Желая поддержать братскую страну, петроградские газеты разместили во время «Сербского дня» многочисленные призывы к русским людям, начинавшиеся, как правило, со слов «Помогите сербам...»: «Помогите сербам: они геральдический знак герба, тот герб - идея славянства»; «Помогите сербам: кровь их отольется в коралловые рифы, о них разобьется корабль тевтонов»; «Помогите сербам: так страдать могут только достойные, так умирать - только великие»; «Помогите сербам: ручей Сербии питает океан славянства»; «Помогите сербам: история их героизма неповторима в веках»; «Помогите сербам: сербы - аванпост славянства»; «Помогите сербам: спаянное кровью братство - неразрывно»; «Помогите сербам: во имя грядущих Великой России и Великой Сербии».
Профессор-историк Н.В.Ястребов, в заметке «Грядущая Великая Сербия», писал на страницах «Биржевых ведомостей»: «Лепта сегодняшнего "сербского дня" будет хотя и скромным, но красноречивым продолжением русского стояния за правое сербское дело, открывшегося в дни после 10 июля 1914 года, помощи Сербии и Черногории оружием, деньгами со стороны русского правительства, горячей и убедительной защиты сербских народных идеалов представителями русской науки, поэзии, публицистики. Она найдет себе, конечно, продолжение в ряде новых и новых дел России в пользу сербства, венцом которых будет устроение Великой Сербии, где будет жить не только весь свободный и объединенный сербо-хорватский народ, но и ближайший, меньший брат его - народ словинский. Наступит этот новый "сербский день", когда мечта о Великой Сербии станет действительностью - и этот день также будет также "русский день", когда станет действительностью Великая Россия, объединяющая весь русский народ и свободный единый народ польский».
Яркий эмоциональный текст в поддержку сербского народа написал известный писатель Леонид Андреев. Призывая соотечественников не скупиться на помощь Сербии, Андреев писал: «Ее бедность - не порок, который нужно скрывать и которого следует стыдиться, и если загорелое, сухое тело мужественного серба сплошь покрыто рубцами от турецких ятаганов и германских штыков, то его руки сплошь в рабочих мозолях. Вся его историческая жизнь - это жизнь сурового мученика-трудолюбца, у которого в одной руке заступ, а другую он поднял для защиты головы: его жизнь - это непрерывный мартиролог мучеников за свободу, бесконечная вереница распятых, распятых, распятых! Он минуты отдыха не знал за столетия, он не изведал счастья простой безопасности, - когда тут было нажить богатства, асфальтовые улицы, готического Вертхейма и Аллею Побед! Он беден и бос, и руки его в мозолях, и тело его в шрамах, и душа его налита неиссякаемой скорбью - он серб, у которого дети вместо школы должны драться за свободу и жизнь. Необходимо помочь ему, необходимо!»
Как напоминал своему читателю Л.Андреев, «в Сербии нас любят - горячей, искренней, почти нежной любовью. Попробуйте, кто бы вы ни был, проехаться сейчас по ее окровавленным полям и городам... и вам покажется, что вы владетельный князь, пророк, сам ангел Божий - такою любовью и почтением окружат вас эти измученные люди! Последний ковер постелют они под ваши русские ноги, отнимут от своих голодных уст последний кусок хлеба - и с божественной щедростью бедняка угостят вас, драгоценнейшего гостя из милой России. Молясь Богу, кого они упоминают в молитве прежде своих детей? - Россию. Тысячи лет ожидая солнца, в какую сторону смотрят их распятые, куда посылают слезы и вздохи матери их замученных детей? - туда, где за синим туманом светятся в небе золотые купола московского Кремля. <...> Помогите сербу, который молча истекает кровью».
На это же обращалось внимание и в анонимном очерке «Сербия и Россия», автор которого, призывая русский народ жертвовать на борьбу за «старую славянскую правду», обращал внимание на то, что «недаром сербская народная песня с давних пор усвоила оригинальную запевку, пережившую десятилетия: Све у славу Бога великога / И у здравлье Цара Русискога - все во славу великого Бога и во здравие Царя Русского».
А известный военный журналист подполковник К.М.Соломонов-Шумский разъяснял читателям «Биржевых ведомостей» всю тяжесть положения, в котором оказалась Сербия: «Сербский фронт это - третий фронт после восточного и западного, и здесь сербы так же предоставлены своим силам, как союзники на западе и наши армии на востоке европейского театра. Героической Бельгии пришлось вынести на своих плечах первые удары германцев, но условия обстановки дали возможность бельгийцам ощущать непосредственно могущественную близость армий великой Франции и Великобритании. Наши братья-сербы одиноки... Они лишь слышат далекий шум борьбы на Карпатах, но не чувствуют прикосновения своих могущественных союзников. Но они не только одиноки, - они окружены. Они окружены и с фронта, и с фланга, и с тыла. Придунайская империя охватывает их с фронта и с левого фланга, а криводушная Болгария нацеливает свое оружие в спину».
В заключение этой небольшой заметки приведем два стихотворения, размещенных в этот день в петроградских газетах. Одно из них написал король Черногории Никола I Петрович, а второе - известный поэт-символист Федор Сологуб.
Герои Сербы
(Стихотворение короля Черногорского)
Заходит солнце, померкло солнце…
Тем солнцем были мы, сербы, живы.
И тень ложится на наши горы,
На наши воды, на наши нивы.
По сербским странам из каждой груди
Рыданье рвется, как вздох единый:
Душа народа болит и плачет,
Убито сербство, полно кручиной.
На покрывало бессильной вилы
Струятся слезы и душат фею:
Не стало песни в народе нашем,
Чтоб грозный сумрак развеять ею.
И тьма все глубже и беспросветней,
Надежды сербства она разбила,
В объятьях ночи — и стар, и молод,
Юнаков храбрость, их коней сила.
Постой же, солнце, здесь на закате.
Куда стремишься? Исчезнуть в море?
Иль озарять ты устало слезы,
Погибель сербов и сербов горе?
В лучах последних на небосклоне
Помедли, солнце, и, споря с мраком,
Пошли улыбку на землю сербов,
Сынам народа — лихим юнакам.
Они угаснут, как ныне гаснет
Твой свет закатный в волнах певучих.
Порадуй, солнце, своей улыбкой
Героев сербов — бойцов могучих.
Взгляни им в очи, когда заутра,
Сверкнув огнями над Божьим краем,
От них услышишь: — «О, Царь, о солнце,
Тебе привет наш — мы умираем!»
Федор Сологуб
Петроград — Белграду
С любовью братской Петроград
Белграду шлет привет.
Ты, омраченный бранным адом,
Мужайся доблестный Белград.
Да воссияет над Белградом
Очарование побед!
Со швабами идут тевтоны,
Скопление разбойных орд,
И предводящий легионы
Надеждой на победу горд.
Опять твои мы слышим стоны,
Израненный, святой Белград,
Ты в стане нашей обороны
Глава крепчайшей из оград, —
И будут вражьи легионы,
И швабы, и тевтоны,
Опять отброшены назад
От стен твоих Белград!
Расширит Сербия пределы,
И ты, Белград, напомнишь ей,
Что там, на севере, где белы
Снега блистающих полей,
Чертог мы строим величавый
Наш третий и последний Рим.
Мы в нем славянство новой славой
В союзе братском озарим!
Встречай торжественные зори,
И вместе с братьями молись,
Чтобы в глубоком русском море
Все реки Славии слились!..
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук