Сегодня мы вспоминаем русского композитора А.С.Даргомыжского (1813-1869). Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 г. Уже в юные годы начал сочинять романсы и инструментальные пьесы. Знакомство и дружба с М.Глинкой в 1834 г. привело его к мысли серьезно заняться музыкой. Первое крупное сочинение Даргомыжского – опера «Эсмеральда» (по роману В.Гюго «Собор Парижской богоматери»). В опере-балете «Торжество Вакха», он обратился к Александру Пушкину, с поэзией которого в большей степени связано все его последующее творчество. Вершиной творчества композитора явилась опера «Русалка», законченная в 1855 г.
Последним оперным произведением Даргомыжского был «Каменный гость» (по одноименной «маленькой трагедии» Пушкина). Не изменяя подлинного текста великого поэта, композитор создал оперу, состоящую из одних речитативов, которые передавали, по словам Стасова, «все оттенки, все краски ... человеческой речи». Опера осталась незаконченной и, согласно завещанию автора, была дописана Ц.А. Кюи. А.С.Даргомыжский умер в 1869 г в Санкт-Петербурге, похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.
Также сегодня мы вспоминаем генерала от инфантерии Дмитрия Григорьевича Щербачева (1857-1932). Он родился 6 февраля 1857 г. В 1876 г. окончил Михайловское артиллерийское училище, а в 1884 г. - Николаевскую академию Генштаба. Служил в лейб-гвардии Конной артиллерии и лейб-гвардии Егерском полку. Командовал В 1903 г. был произведен в генерал-майоры и назначен командиром лейб-гвардии Павловского полка, с июня 1906 г. - начальник 1-й Финляндской стрелковой бригады, с января 1907 г. - начальник Николаевской академии Генштаба, с декабря 1912 г. - командир 9-го армейского корпуса.
Участвовал в Первой мировой войне; в декабре 1914 г. был произведен в генералы от инфантерии, с апреля 1915 г. - командующий 9-й армией, с октября - командующий 7-й Отдельной армией, в октябре был назначен генерал-адъютантом свиты императора. С апреля 1917 г. - помощник главнокомандующего армиями Румынского фронта, с декабря 1917 г. по февраль 1918 г. - главнокомандующий армиями Украинского фронта. В феврале 1918 г. заключил в Фокшанах перемирие с Германией.
В апреле 1918 г. создал в Париже представительство Добровольческой армии, осуществлял связи командования армии с державами Антанты, с октября - представитель Добровольческой армии при верховном командовании Антанты, принимал участие в подготовке Ясского совещания русских организаций, поддерживающих Белое движение. С декабря - военный представитель Верховного правителя адмирала А.В. Колчака при союзных правительствах и союзном Верховном командовании в Париже. Приложил немало усилий для объединения Донской и Добровольческой армий под командованием генерала А.И.Деникина. Остался жить во Франции. Возглавлял Временное совещание по делам военным и морским. Д. Г.Щербачев умер в 1932 г. в Ницце.
В этот день 1944 года скончался Николай Семенович Самокиш, академик, действительный член Императорской Академии художеств и заслуженный деятель искусств РСФСР. Он родился 13 ноября 1860 г. в Нежине. Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но через год занятий в батальной мастерской профессора Б.П.Виллевальде, Самокиш успешно сдал экзамены (1879).
Уже в 1881 г. молодой художник получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 г. издал первый альбом офортов, в 1883 г. получил премию С.Г.Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М.Третьяков. В 1885 г. за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. С 1885 по 1888 г. совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 г. удостоен звания академика.
В 1888 г. Самокиш ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.
Ознакомившись с работами художника, Великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии, представил рисунки наследнику престола Великому князю Николаю Александровичу. После этого молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», - записал он позднее в своем дневнике.
В 1889 г. Самокиш женился на Елене Петровне Судковской (принявшей в браке двойную фамилию Самокиш-Судковская) (1863-1924) - известном книжном иллюстраторе, ученице В.П.Верещагина. Елена Петровна принимала участие в иллюстрации "Книги русской скорби", посвященной памяти убиенным в годы революционной крамолы 1905 года русским монархистам. Супруги временами работали вместе. В одном из залов Царскосельский (ныне Витебского) вокзала, возведенного в 1901-1904 годах, стены украшены панно Н.С. Самокиша и Е.П.Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской железной дороге.
Вместе с С.Васильковским Н.С.Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Малороссии (1898-1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них - иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и др. Среди наиболее известных работ - иллюстрации и художественное оформление очерков Н.И.Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896-1911). Это издание принесло художнику славу анималиста. Другая знаменитая работа – рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г.И.Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. К этому изданию им было сделано 456 рисунков!
Много различных иллюстраций Самокиша было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт Русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904-1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них – «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.
В годы Первой мировой войны Н.С.Самокиш сформировал «художественный отряд» и выехал на фронт. Им было выполнено здесь около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д.Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к Первой мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».
Н.С.Самокиш преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда.
В 1918-1921 гг. жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года - в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Постановлением Совнаркома Крыма в 1937 г. на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 г. именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. В 1936-1941 гг. работал в Харьковском художественном институте.
Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной армии: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Переход Красной Армии через Сиваш» и другие. Лауреат Сталинской премии. Репрессии 30-х гг. не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н.С.Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941-1944) он оставался в Симферополе, где и скончался.
В этот день в 1943 г. войсками Ленинградского (генерал-лейтенант Л.А.Говоров) и Волховского (генерал армии К.А.Мерецков) фронтов в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда.