«А люди в Китайском государстве не воинские...»

К 395-летию возвращения первой русской миссии из Китая

0
777
Время на чтение 4 минуты
Сибирский казак, XVII век

395 лет назад, в эти майские дни 1619 года, в Томск из Пекина вернулась русская миссия из 11 человек во главе с первым русским послом в Китае - сибирским казаком Иваном Петлиным.

Идея отправки миссии в Китай зародилась в связи с опасениями, что в этом регионе Россию могут опередить англичане. В связи с этим русские власти решили послать собственную делегацию в Пекин. Инициатором миссии был тобольский воевода князь Иван Семенович Куракин. Миссию из 12 человек возглавили томские казаки учитель Иван (Ывашка, как называет его в документах Куракин) Петлин, владевший несколькими иностранными языками и А. Мадов. В задучу миссии входило описать новые пути в Китай, собрать сведения об этом государстве и соседних с ним странах, а также установить истоки реки Обь. В задачи Петлина входило объявить китайскому императору откуда прибыла миссия, и выяснить возможность установления дальнейших отношений с Китаем.

Выехав из Томска в мае 1618 года, русская миссия поднялась по долине Томи, пересекла Горную Шорию, перевалила Абаканский хребет, Западный Саян и проникла в Туву. Затем, достигнув бассейна Енисея, перевалила через несколько горных хребтов и вышла к озеру Уурэг-Нуур. Через три недели после выхода из Томска миссия прибыла к ставке монгольского хана. Далее путь русских путешественников пролегал в Китай, которого им удалось достичь к конце лета - началу осени 1618 года.

Великая Китайская стена

Первое, что поразило воображение русских путешественников, это Великая Китайская стена. «Стена ведена кирпишная, - писал в отчете И.Петлин, - и мы сочли по рубежной стене башен со 100, а всего башням, сказывают, числа нет. И мы у китайских людей расспрашивали: для чево та стена ведена, а башни на стене стоят часто? И китайские люди нам сказали: та де стена ведена потому, что де 2 земли - земля де Китайская, а другая де земля Мугальская, ино де промежу земель рубеж; а башни де потому часто стоят на стене, - как де придут какие воинские люди под рубеж, и мы де на тех башнях зажигаем огни, чтобы де люди наши сходились по местам. А за рубежом земля и городы китайские. А сквозь ту стену рубежа пятеры ворота, ниски и уски, на коне наклоняся проедешь. А окроме тех ворот у рубежа на стене в Китайское государство ворот нет; изо всех государств ездят в те одны ворота...».

Оставил Петлин и описание столицы Китая, которого вскоре достигла русская миссия: «Город велик добре, каменный, бел, что снег, а стоит город на четыре углы, а кругом езду четыре дни. А по углам стоят великие и высокие башни, белы, что снег, а посередь стен стоят башни же, велики, и высоки и белы, что снег, с подзоры, с красными и лазоревыми и желтыми. А на башнях по окнам стоят пушки и по воротам пушки и ядра, и караулы по воротям человек по двадцати...».

Добравшись до Пекина, представители русской миссии вступили в переговоры с высшими чиновниками, однако попасть на прием к императору Чжу Ицзюню (династия Мин) им так и не удалось - непреодолимым препятствием для встречи стало отсутствие подарков и официальных писем. «А мы у царя Тайбуна не были и царя не видали потому, что итти к царю не с чем... - докладывал Петлин. - "А у нас де чин такой держит - без поминков де перед царя нашего Тайбуна не ходят. Хотя бы де с вами, с первыми послами, ваш царь Белой послал нашему царю Тайбуну что невеликое; не то дорого, что поминки, то дорого, что Белой царь ко царю дары послал, ино бы де и наш царь и вашему царю с своими послами противо также послал, да и вас бы де, послов, пожаловал и отпустил..."».

Китайский император Чжу Ицзюнь

Китайский император лишь передал русским посланникам грамоту, содержание который не смогли понять как Иван Петлин, так и русские власти. В итоге грамота эта непереведенной пролежала десятки лет, породив, как считают некоторые исследователи, устойчивое выражение «китайская грамота», означающее нечто недоступное для понимания (как выяснилось позже, речь в «китайской грамоте» шла о разрешении русским присылать посольства и торговать в Китае).

Пробыв в Пекине четыре дня, русские путешественники отправились обратно. Таким образом, хоть контакт с китайцами и состоялся, но никакого развития на тот момент он не получил. Дело было в том, что проделавшие столь долгий путь путешественники не имели от русских властей конкретного дипломатического поручения. В связи с этим Петлин дипломатично заявил китайцам, что он был послан к ним не непосредственно Царем, а «из Сибирского государства».

*Роспись Китайскому государству* Ивана Петлина

И тем не менее, миссия Ивана Петлина не была безрезультатной, отставленная им карта (к настоящему времени утрачена) и письменный отчет о проделанном путешествии «Роспись Китайскому государству и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным, и улусам, и великой Оби, и рекам и дорогам» - стали на тот момент самым подробным со времен Марко Поло описанием Китая, содержащим сведения о природе, хозяйстве, торговле, обычаях и характере китайцев. «А люди в Китайском [государстве] муской пол и женский чист, а платье носят своим обрасцом: рукава широки, что у литника, а под ысподом полукафтанье по-нашему, - писал Петлин. - А люди в Китайском государстве не воинские: больший их промысел торги сильные». Описание этого путешествия, проделанного русскими казаками, вскоре стало известно и иностранцам, выдержав в течение XVII-XVIII вв. в Западной Европе семь изданий.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28