Стал ли синодальный период периодом упадка Русской Церкви?

К годовщине церковной реформы Петра Великого

0
1448
Время на чтение 7 минут

Петр Первый и архиереи25 января (старый стиль) 1721 года Государь Петр Великий издал Манифест об учреждении Духовной коллегии, вскоре получившей название Святейшего Правительствующего Синода. В жизни Русской Православной Церкви начался новый этап - на смену патриаршему управлению почти на 200 лет пришел синодальный период.

Событию этому предшествовала смерть Патриарха Адриана, последовавшая в 1700 году. Царь Петр не позволил тогда избрать нового Предстоятеля, а вместо того назначил митрополита Рязанского Стефана (Яворского) блюстителем патриаршего престола, лишив его возможности самостоятельно решать кадровые и административные вопросы. Следующим шагом стало восстановление в 1701 году Монастырского приказа, призванного управлять всеми церковными землями. А в 1718 году Петр I высказал мнение, что для лучшего управления Церковью «мнится быть удобно духовной коллегии» и поручил псковскому епископу Феофану (Прокоповичу) составить для нее устав, получивший название «Духовный Регламент». Современники, как пишет историк С.М.Соловьев, так передавали разговор Петра Великого с епископом Феофаном о подготовке «Духовного Регламента»: «Петр: Скоро ль наш патриарх поспеет (регламент)? - Феофан: Скоро, я дошиваю ему рясу. - Петр: А у меня шапка для него готова».

Духовный регламент«Духовный Регламент» определял состав будущего Синода по аналогии со светскими коллегиями (президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора из числа архиереев, архимандритов, игуменов и городских протоиереев, а также представителя Государя - обер-прокурора). Синод, состав которого назначался Государем, получал право действовать от имени Царя, распоряжения которого по церковным делам были дня него окончательны и обязательны. Разъясняя причины замены патриаршего управления синодальным, документ указывал на то, что: истина гораздо лучше познается несколькими лицами, нежели одним; коллективные решения авторитетнее единоличных; при коллегиальном управлении дела могут вестись безостановочно, невзирая на болезнь или смерть одного из членов Синода; решения нескольких лиц беспристрастнее и авторитетнее, чем одного лица; сильным мира труднее влиять на несколько лиц, чем на одно лицо; простой народ, по невежеству своему более не будет  смешивать единоличную церковную власть с властью царскою; Синод сам может судить своих собственных членов, в то время как для суда над Патриархом необходимо призывать восточных Патриархов; синодское управление составляет собой школу по «управлению Домом Божиим».

После того, как в течение 1720 года «Регламент» был подписан архиереями и архимандритами степенных монастырей, включая и митрополита Стефана (Яворского), Царь Петр заявил об учреждении Духовной коллегии (с февраля того же года ставшей именоваться Святейшим Правительствующим Синодом). Во главе нового ведомства был поставлен президент, которым стал митрополит Стефан. Таким образом, Царь Петр решил ввести в России церковный строй на подобии тому, который существовал в лютеранских странах Запада.

Понимая, что такое радикальное изменение церковного строя не может быть осуществлено без поддержки со стороны Предстоятелей восточных Православных Церквей (в свое время признавших каноничность утверждения Патриаршества на Руси), Царь Петр обратился к Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании учрежденного им Святейшего Синода. И в сентябре 1723 года Константинопольский и Антиохийский Патриархи особой грамотой заявили о признании Синода «нашим во Христе братом, имевшим право совершать все то, что творят четыре апостольских патриарших престола».

После смерти Стефана (Яворского), последовавшей в 1722 году, должность президента Синода была упразднена, правила комплектования Синода неоднократно изменялись (1763, 1819 гг.), а власть над ним все более переходила в руки светского лица (обер-прокурора), назначаемого Императором и призванного быть «оком Государя и стряпчим по делам государственным» (с 1824 г. обер-прокурору были предоставлены министерские права в сношении по делам православного исповедания, а с 1835 г. он стал приглашается в Государственный совет и Комитет министров для объяснений по делам Св. Синода). При этом по статусу своему Святейший Синод был уравнен с Правительствующим Сенатом. Ведению Святейшего Синода отныне подлежали охранение чистоты Православной веры и нравственности, искоренение суеверия и расколов, свидетельствование чудотворных мощей, святых икон, сказаний о святых, цензура духовных сочинений, наблюдение за церковным управлением в епархиях, избрание епископов и духовных властей, суд над духовными лицами, наблюдение за поведением духовенства и за соблюдением церковных законов мирянами, решение дел о действительности и законности браков и о расторжении их, наблюдение за строением церквей и монастырей и каноническое сношение от имени всей Русской Церкви с другими православными автокефальными Церквами.

Здание Святейшего СинодаПосле смерти Императора Петра церковная политика российских Императоров продолжалась в том же направлении. В скором времени Русская Церковь лишилась экономической самостоятельности, так как вся ее недвижимость и приписанные к церковным землям крестьяне были переведены в разряд государственного имущества, а деньги на содержание Церкви стало выделять государство. В течение XIX века государственное влияние заметно усилилось в вопросах духовного образования кадровой политики Церкви. Таким образом, Русская Церковь в организационном плане была превращена в одну из государственных структур, что имело как положительные (защита и всесторонняя опека со стороны государства), так и отрицательные (утрата независимости и связанное с ней сращивание с государством) стороны.

Но чего же в петровской церковной реформе было больше - положительного или отрицательного? На этот вопрос до сих пор нет единого мнения. «Спор о значении, об оценке Петровской реформы есть, можно сказать, основной русский спор. И это также больная и острая тема для русского церковного сознания, - справедливо замечал протопресвитер Александр Шмеман. -  Вряд ли кто будет спорить с тем, что реформа Петра была, прежде всего, резким перерывом "теократической" традиции, сознательным и всесторонним переходом на западную установку сознания. Это было воцарение в России западного абсолютизма». Вместе с тем, признавая, что канонически Синод был признан восточными Патриархами, а значит «сакраментально-иерархическая структура Церкви не была повреждена», о.Александр считал, что острота петровской реформы «не в канонической ее стороне, а в той психологии, из которой она вырастает»: «Через учреждение Синода Церковь становится одним из государственных департаментов».

Впрочем, тут не стоит забывать, что заставило Царя Петра превратить Церковь в «один из государственных департаментов». В результате церковного раскола и многих нестроений, а также роста абсолютистских и прокатолических настроений в среде юго-западного духовенства, состояние дел в Русской Церкви, по мнению Государя, приблизилось к состоянию Церкви Греческой в канун падения Константинополя. В этих условиях, писал С.М.Соловьев, «упразднение патриаршества и установление Синода было делом не только необходимым в данную минуту, но и положительно полезным для будущей России. Оно было необходимо, потому что наш иерархический абсолютизм, искусственно возбужденный юго-западными влияниями, обнаружил вполне ясно свою несостоятельность и в борьбе с раскольниками, и в жалком противодействии преобразовательному движению. Патриаршество, после Раскола лишенное внутренних основ крепости и оставшееся при одних чрезмерных притязаниях, неизбежно должно было уступить место другому учреждению, более сообразному с истинным положением дела. Когда наша церковная власть при последних Патриархах фактически проявила всю крайность иерархического абсолютизма (против Раскола), она фактически пала и утратила свою самостоятельность...». Поэтому, считает современный византинист А.М.Величко, «весь ход развития России, как "Третьего Рима", вел к тому, чтобы Русский Самодержец принял бразды правления и государством, и Церковью в свои руки и включил церковные органы в состав единой административной вертикали...»

Члены Святейшего Синода, 1915 годПоложительно оценивал синодальный период и известный историк Русской Церкви (а также последний обер-прокурор Святейшего Синода) А.В.Карташев. Отмечая, что впечатление о периоде синодальном, «как о периоде генерально дефективном, стоящем ниже уровня пережитых более благочестивых периодов в истории Русской Церкви» является неверным, Карташев утверждал: «С этой аберрацией пора покончить. Вне всяких пристрастий, мы поставлены в положение уже историков действительно минувшего неповторимого прошлого. И тогда, опять-таки помимо всяких пристрастий, мы вынуждаемся видеть в пережитом периоде действительно такое количество черт положительного характера, что именно, в сравнительном сопоставлении их с прежними периодами Русской Церкви, мы обязуемся признавать объективно синодальный период Русской Церкви - периодом ее восхождения на значительно большую высоту почти по всем сторонам ее жизни в сравнении с ее древним теократическим периодом». По оценке Карташева, «по сравнению с предыдущим патриаршим периодом, Русская Церковь почти десятикратно возросла количественно за время синодального периода. На 21 миллион всего населения России при Петре Великом, с приблизительно 15-ю миллионами православных, Россия времени Николая II, по последней переписи 1915 г., числила в себе 182 миллиона, из них 115 миллионов православных. В патриаршем периоде Россия имела 20 епархий с двадцатью епископами. Кончила свой императорский период Русская Церковь при 64 епархиях и приблизительно 40 викариатствах, возглавляемая более чем 100 епископами. Числилось в ней: свыше 50 тысяч церквей - 100 000 духовенства, до 1 000 монастырей с 50 000 монашествующих. Она обладала 4-мя Духовными академиями, 55 семинариями, со 100 духовными училищами, 100 епархиальными училищами, с 75 000 ежегодно учащихся». Таким образом, резюмировал Карташев, «Петр Великий заставил, почти силой, Русскую Церковь, как и всю Россию, пройти научную выучку. И то послужило Русской Церкви на пользу и украшение. Стал ли синодальный период периодом ее упадка? Многие у нас отвечают: да, упадка! Я осмеливаюсь утверждать обратное...»

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Стал ли синодальный период периодом упадка Русской Церкви?

Чушь все это либеральная. Никакого "синодального пленения" и в помине не было.
М.Яблоков / 11.02.2014, 09:45

2. Re: Стал ли синодальный период периодом упадка Русской Церкви?

Симфония каких властей? В Православном понимании государственно-церковных отношений Симфония является принципом взаимоотношений Церкви и Царства. До Петра Первого в России было царство, начала складываться Симфония. Пётр Первый своим Духовным регламентом не только ликвидировал патриаршество и ввёл синодальную систему. Он ликвидировал в России царство. Он не уничтожил самодержавную русскую монархию - он её создал. Монархия и царство – разные понятия. То, что Пётр самолично их отождествил в Духовном регламенте, ещё не значит, что они тождественны. Он в Духовном регламенте ещё обязал епископов приносить ему присягу, прямо предательскую по отношению к Христу. И так было во всё время Романовской империи. Пётр Первый прервал в России созидание Третьего Рима и создал очередную земную империю – Великую Россию, по образу других западноевропейских империй. Это католические и протестантские монархии. У нас была православная самодержавная монархия.
Лариса Чушикина / 11.02.2014, 08:48

1. Re: Стал ли синодальный период периодом упадка Русской Церкви?

Синодальный период явился великой трагедией в истории Русской Церкви. Ликвидация симфонии властей уничтожила Самодержавную Русскую Монархию, на смену которой пришёл европейский абсолютизм. "синодальный плен" Церкви разрушил воцерковлённость русского народа. Я считаю, что если бы сохранилось Патриаршество и симфония, то и 17-го года не было бы. Патриарх не предал бы Государя так, как это сделал Священный Синод- группа церковных бюрократов из министерства по делам религий. Те же историки, которые опрадывают уничтожение Патриаршества, просто являются поклонниками первого российского императора и находятся под магическим влиянием его могучей личности. То, что император стал главой церкви, не было продиктовано "всем развитием России как Третьего Рима". Это был чисто протестантский проект, которым Пётр увлёкся в ходе своих путешествий по Европе. Боясь и ненавидя московскую старину, которая в конце 17 века поддерживала Софью против него, он взял курс на полное уничтожение не только политической структуры Московского Царства, но и самой Церкви. Всё это явилось, конечно, полным извращением самой идеи Третьего Рима и привело к подмене русско-ромейского Самодержавия европейским абсолютизмом, что в итоге и привело к катастрофе 1917 года.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
Последние комментарии
Две патриотические культуры: конкурентная и грантовая
Новый комментарий от Фиалка
26.11.2024 11:09
БРИКС: в чем образ будущего?
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:56
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2024 08:56
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:54
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:46