
Очередная война с Османской империей разразилась из-за ее нежелания примириться с результатами кампании 1768–1774 годов, главным из которых следует признать присоединение к России Крыма. Однако война, затеянная турками в июле 1787 года, оказалась для них крайне неудачной. В октябре 1787 года русские войска под командованием А.В.Суворова практически полностью уничтожили 6-тысячный десант турок, намеревавшихся захватить устье Днепра, на Кинбурнской косе, а затем последовали и другие блистательные успехи русского оружия – победы под Очаковым (1788), у Фокшан и на реке Рымник (1789). Но поскольку противник не соглашался принять условия мира, на которых настаивала Россия, и всячески затягивал переговоры, было решено взять штурмом стратегически важную Измаильскую крепость, стоявшую на левом берегу Килийского рукава Дуная.
Поставленная русским командованием задача была не из легких – перед войной турки под руководством немецких и французских инженеров превратили Измаил в мощную крепость с высоким валом и широким рвом глубиною от 6 до 10 метров, местами наполненным водой. Стены крепости были 25-метровой высоты, по форме она напоминала треугольник, длинна которого простиралась на 6,5 километров. С 11 бастионов крепости грозно глядели 260 артиллерийских орудий, а за мощными стенами турецкой твердыни находился гарнизон в 35 тысяч человек, готовых драться до последнего, ибо приказ султана гласил, что в случае падения Измаила будет казнен каждый его защитник, где бы он ни был найден.

Приняв командование 2 декабря, Суворов вернул к Измаилу войска, отходившие от крепости, блокировал ее с суши и со стороны Дуная и энергично взялся за подготовку штурма. Всего лишь за шесть дней прославленный полководец обучил солдат правильному штурму, приказав построить для этого макеты высоких крепостных стен и точные копии рва и земляных укреплений, которые изо дня в день атаковали его чудо-богатыри. «Особенное внимание обратил Суворов на подготовку своих войск к предстоящему штурму в нравственном отношении, - отмечал Орлов. – Он объезжал полки, говорил с солдатами так, как только он один умел говорить, вспоминал прежние победы, не скрывал трудностей предстоящего штурма. "Видите ли эту крепость, говорил он, указывая на Измаил, — стены ее высоки, рвы глубоки, а все-таки нам нужно взять ее. Матушка-Царица приказала и мы должны ее слушаться". — "С тобой наверное возьмем!" с увлечением отвечали солдаты».
Когда все приготовления были закончены, коменданту крепости был послан ультиматум о капитуляции в 24 часа. «Я с войсками сюда прибыл, - говорилось в послании Суворова туркам. – Двадцать четыре часа на размышление – и воля. Первый мой выстрел – уже неволя. Штурм – смерть». Но ультиматум был самоуверенно отклонен турками. «Скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем падет Измаил», - писал в ответ турецкий военачальник.

«Два раза Русские подходили к Измаилу и — два раза отступали они; теперь, в третий раз, остается нам только — взять город, либо умереть, - говорил Суворов на собранном им военном совете. – Правда, что затруднения велики: крепость сильна; гарнизон – целая армия, но ничто не устоит против русского оружия. Мы сильны и уверены в себе. Напрасно турки считают себя безопасными за своими стенами. Мы покажем им, что наши воины и там найдут их. Отступление от Измаила могло бы подавить дух наших войск и возбудить надежды турок и союзников их. Если же мы покорим Измаил – кто осмелится противостать нам? Я решился овладеть этою крепостью, либо погибнуть под ее стенами». Горячая речь полководца встретила полную поддержку и Суворов, перецеловал всех по очереди, напоследок сказал: «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра – победа, либо славная смерть…» Участь Измаила была решена.

Везувий пламя изрыгает,
Столп огненный во тьме стоит,
Багрово зарево зияет,
Дым черный клубом вверх летит;
Краснеет понт, ревет гром ярый,
Ударам вслед звучат удары;
Дрожит земля, дождь искр течет;
Клокочут реки рдяной лавы, —
О росс! Таков твой образ славы,
Что зрел под Измаилом свет!
(Г.Р.Державин, «На взятие Измаила», 1790–1791 гг.)


Суворов в этот день превосходил
Тимура и, пожалуй, Чингисхана:
Он созерцал горящий Измаил
И слушал вопли вражеского стана…
(Дж.Байрон, «Дон Жуан»)

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.
(…)
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть…
(Г.Р.Державин, «Гром победы, раздавайся!», 1791 г.).
В современной России 11/24 декабря отмечается как День воинской славы. В связи с этим не лишним будет отметить, что «неприступный» Измаил за всю историю русско-турецких войн был четырежды взят нашими войсками – в 1770 (возвращен Турции по Кючук-Кайнарджийскому миру), в 1790 (возвращена по Ясскому договору), в 1809 (оставлена за Россией по Бухарестскому договору, но утрачена по результатам Крымской войны) и в 1877 г. (окончательно вошла в состав Российской Империи по Сан-Стефанскому мирному договору). Сегодня Измаил является городом областного значения Одесской области Украины.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
1. Re: «Ничто не устоит против русского оружия»