«В некоторых средствах массовой информации распространяются сообщения о том, что в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 февраля было совершено, якобы, «ритуальное самоубийство на мощах». К сожалению, в погоне за «сенсацией» журналисты не потрудились обратиться непосредственно ни к сотрудникам правоохранительных органов, ни к священноначалию Одесской епархии, чтобы выяснить официальную точку зрения происшедшего.
К сожалению, приходится констатировать и тот факт, что непроверенную информацию о случившемся поставили на свой сайт и наши коллеги из редакции сайта «Украина Православная» «http://www.pravoslavye.org.ua»
В связи с вышеперечисленным, пресс-служба Одесской епархии заявляет: 22 февраля во время вечерней службы в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре психически больной человек, что подтвердило затем медицинское исследование и заключение правоохранительных органов, попытался нанести себе ранение ножом. Произошло это в одном из приделов храма, но не «над мощами преп. Кукши», как было написано в прессе, и кровь не «обагрила раку с мощами»...
Усилиями насельников обители и верующих пострадавшему была оказана первая помощь, а прибывшая затем «Скорая помощь» забрала его в больницу, где, несмотря на старания медиков, он на следующий день скончался.
«Самоубийство было явно ритуальным», - пишут журналисты в погоне за сенсацией. Однако, медицинский осмотр показал, что этот человек уже не раз пытался покончить жизнь самоубийством. Об этом свидетельствуют множество шрамов на теле. Кроме того, дальнейшее расследование обстоятельств инцидента показало, что погибший был уже 10 лет психически болен после серьезной травмы головы.
Таким образом, говорить о ритуальном характере самоубийства - значит сознательно нагнетать нездоровую духовную атмосферу вокруг факта гибели психически больного человека.
Это как раз вписывается в планы организаторов провокационной кампании: сайт «Новороссия», который первый распространил столь «сенсационное» сообщение, явно заинтересован в нагнетании истерии «об исключительном, неслыханном происшествии в свете всеобщей апостасии и явных признаков последних времен». Дело в том, что некто Руслан Запорожский, возглавляющий духовно-патриотический союз «Новороссия» и одноименный сайт, был отлучен от причастия Высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским за многочисленные провокации против священноначалия Русской Православной Церкви. Сам же Запорожский не скрывает, что является активным сторонником бывшего епископа Диомида и вместе со своими стронниками проводит линию на подрыв канонического Православия. Для этого он идет на любые средства, в том числе и столь на «апостасийную» сенсацию. Что же касается исключительности случившегося, то хочется подчеркнуть: к сожалению, в истории церкви такие случаи с психически больными людьми были далеко не единичны... В завершение хотелось бы напомнить слова святого апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан. 4:1). Будем же впредь внимательно относиться к фактам, а раздувать истерию «о последних временах»
Следует признать справедливой претензию пресс-службы Одесской епархии, что «журналисты не потрудились обратиться непосредственно ни к сотрудникам правоохранительных органов, ни к священноначалию Одесской епархии, чтобы выяснить официальную точку зрения происшедшего». Это действительно серьезное наше упущение, правда, допущенное нами отнюдь не в погоне за «сенсацией». Решив не обращаться за комментариями в пресс-службу Одесской епархии, мы руководствовались вполне конкретными практическими соображениями. К сожалению, «Русская линия» ранее сталкивалась с полной невозможностью дозвониться до пресс-службы епархии. В начале 2008 года в связи с поступившим в нашу редакцию «Обращением духовенства Одесской епархии» в защиту председателя Союза православных граждан Украины Валерия Каурова мы беспрерывно звонили в пресс-службу епархии, но телефон хронически молчал на протяжении нескольких дней. На этот раз мы посчитали бессмысленным повторение этого печального опыта «общения» с пресс-службой Одесской епархии. Впрочем, наверное, сейчас ситуация кардинально изменилась, и до пресс-службы епархии теперь в принципе можно дозвониться. К сожалению, мы не обратили внимание на это обстоятельство.
Что касается других претензий, то, к сожалению, мы должны заявить коллегам из пресс-службы, что не можем признать их претензии существенными. Заявление пресс-службы оказалось посвящено главным образом личности председателя духовно-патриотического союза "Новороссия" Руслана Запорожского. Можно понять, что сотрудников пресс-службы беспокоит деятельность г-на Задорожного, но в данном случае абсолютно неважно, за что отлучал его от причастия митрополит Агафангел, является он последователем бывшего епископа Диомида или нет. Выводы г-на Запорожского о последних временах и апостасии - его личная оценка, которую можно давать, а можно и не давать (как было в сообщении РЛ о событии), с ней можно соглашаться или спорить. Но какое это имеет отношение к происшествию в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре?! Очевидно, что речь должна была идти о ритуальном самоубийстве, а не о личности господина Запорожского.
Главный вопрос - было ли происшествие в монастыре ритуальным самоубийством? В заявлении пресс-службы утверждается, что не было. Однако главный аргумент в пользу вывода о неритуальном характере произошедшего, приводится скороговоркой. Коллеги из пресс-службы пишут, что инцидент произошел «в одном из приделов храма, но не «над мощами преп. Кукши», как было написано в прессе, и кровь не «обагрила раку с мощами»...». Если это так, и с подачи председателя духовно-патриотического союза "Новороссия" Руслана Запорожского распространялась заведомая неправда, тогда почему об этом говорится скороговоркой. Так бы и написали, что г-н Запорожский ввел в заблуждение православный народ. Это куда более существенный аргумент, чем его любовь к Диомиду.
Однако, даже если выяснится, что Р.Запорожский обманул всех или транслировал недостоверную информацию и самоубийство произошло не над мощами преподобного Кукши, то почему это свидетельствует о неритуальности самоубийства?! Неужели для наших одесских коллег существенно, в какой части храма произошло самоубийство, у раки с мощами преподобного Кукши или в любом другом приделе храма? Даже если самоубийство произошло в любой другой части православного храма, который сам по себе является святыней, разве это не ритуал. Бесноватый человек вошел в православный храм и публично убил себя ножом в Доме Божием! Это и есть ритуальное самоубийство. Неритуальным оно было бы, если бы сей несчастный убил себя в доме или на улице.
Странно также читать аргументы православных журналистов, изложенные в заявлении, что это самоубийство не было ритуальным, поскольку его совершил психически больной человек. Психически нездоровый человек, для православного сознания, это человек - одержимый демонами, иначе говоря, это бесноватый человек. К сожалению, именно такие люди совершают ритуальные действия, и это неудивительно, ведь они одержимы демонами. Поэтому пресс-служба Одесской епархии, называя этого несчастного психически нездоровым, как раз и доказывает, что он мог совершить ритуальное самоубийство. Поэтому при всем нашем уважении к коллегам из пресс-службы Одесской епархии, мы не можем признать их разъяснения убедительными. И хотели бы дружески посоветовать, прежде чем выступать публично с заявлениями, серьезно подумать. Все-таки не зря на Руси говорили: «семь раз отмерь, один раз отрежь»
Редакция ИА «Русская линия»