Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые читатели и коллеги!
Поздравляем вас с Рождеством Христовым и Новолетием. Дай Бог всем нам в наступающем году неоскудевающей милости Божией, добра и мира. Мира в душе и мира в обществе. И конечно духовной и телесной бодрости.
Наступающий год, судя по всему, будет нелегким. В конце года РЛ по традиции проводила опрос экспертов, которые не только оценивали итоги минувшего года, но и размышляли о перспективах развития страны и мира в наступающем году. Общее мнение экспертов - год будет непростым. А потому бодрость нам, как никогда, понадобится.
Минувший год примечателен многими важными событиями и свершениями. Останется он в памяти и тяжелыми потерями, особенно кончиной Святейшего Патриарха Алексия II.
Для нас этот год был юбилейным, это - год 10-летия «Русской линии». Сегодня наше информагентство - одно из немногих долгожителей православного Рунета. В течение 10 лет, с 9 мая 1998 года, «Русская линия» работала практически без перерывов, несмотря на всякого рода неурядицы, трудности и искушения. А за это время прекратили существование многие подававшие надежды проекты. В юбилейном 2008 году мы упрочили свои позиции. Впервые осенью минувшего года наш сайт в течение более месяца занимал верхнюю строчку в рейтинге посещаемости среди всех религиозных сайтов Рунета, обогнав не только издания аналогичные нашему, но и информационно-справочные ресурсы. При этом мы никогда не гнались за посещаемостью, стараясь просто качественно и честно выполнять свою работу. Нам повезло, - наши спонсоры никогда не ставили перед нами такие задачи. Мы никогда не использовали всякого рода технические уловки, никогда не покупали себе трафик, не «накручивали» число посетителей разного рода способами и даже почти не занимались рекламой. Число наших читателей росло медленно, но верно.
Трудно определить, кто является нашим читателем, кто посещает наш сайт. Мы, разумеется, знаем наших авторов, некоторых постоянных участников форума. О других наших читателях мы узнаем порою случайно, из разговоров, встреч, переписки. И сегодня мы доподлинно знаем, что «Русскую линию» читают некоторые архиереи, многие священнослужители, влиятельные политики, авторитетные ученые, русские православные люди из многих стран мира. Именно таких взыскательных читателей мы всегда стремились видеть нашими собеседниками. Поэтому мы всегда старались и стараемся, публикуя тексты, держать изначально взятую планку.
Нас начали замечать. В минувшем году нам дважды пришлось общаться с работниками прокуратуры. Разгневанные комментариями православных священников на нас подали жалобу «за разжигание» саентологи и кришнаиты. Слава Богу, пока в органах надзора и правопорядка преобладают здравомыслящие люди. Впрочем, когда мы получим официальные заключения, мы подробно расскажем об этом. В конце года, как многие помнят, пришлось нам объясняться и с руководством Первого канала.
В ближайшее время мы планируем запустить новую версию сайта с новым программным обеспечением и новым дизайном. Работа практически уже завершена, и скоро мы надеемся представить на суд читателей обновленную «Русскую линию». Причем, ставя техническое задание на разработку проекта, мы стремились сохранить все достоинства РЛ: простоту, удобство использования, информационную насыщенность. Новая РЛ даст возможность нашим читателям активно пользоваться нашим богатым архивом, легко находить тексты, опубликованные ранее. Большое внимание будет обращено на представление авторских материалов. Появится специальная рубрика - «самые читаемые авторы». Уже сейчас созданы авторские странички каждого автора, статьи которого публиковались «Русской линией» или републиковались из других источников. Некоторые авторы уже заметили это новшество (см., напр.: здесь) и прислали нам свои фотографию и краткую биографию. Надеюсь, каждая из авторских страничек будет скоро заполнена информацией. Прежде чем полностью запустить обновленную версию сайта, мы проведем «большой совет» с читателями, учтем все замечания, постараемся реализовать ценные советы и предложения.
Будем молить Бога и нашего небесного покровителя Святителя Феофана Затворника, чтобы нам удалось осуществить все наши замыслы и планы. Увы, есть реальные опасения, что финансовый кризис ударит и по «Русской линии», и нам придется свернуть нашу деятельность, закрыв некоторые программы и начинания...
+ + +
Конец минувшего и начало наступающего года для нас, православных русских людей, оказались временем особенно трудным. К канун тревожных ожиданий, связанных с финансовым кризисом, Господь призвал к Себе нашего Предстоятеля. Вот уже месяц Церковь наша вдовствует, идет полным ходом подготовка к Поместному Собору. К сожалению, несмотря на увещевания Священноначалия, дискуссии по поводу будущего Патриарха уже стали носить далеко не мирный характер. Градус ожесточения за несколько недель до открытия Собора уже зашкаливает. Борьба начала приобретать откровенно партийный характер. С одной стороны, группа публицистов (прежде всего диакон Андрей Кураев, К.Фролов, А.Малер и некоторые другие) вскоре после похорон Святейшего Патриарха начала агрессивную пиар-кампанию, провозглашая, что Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский Кирилл является «безальтернативным кандидатом» (напр., статья «"Патриарх Кирилл" - пора привыкать?» на Кремль.org). Попытка обсудить другие кандидатуры яростно пресекается (к примеру, как только украинские архиереи заявили о возможном выдвижении митрополита Киевского Владимира, тут же появились заявления этих публицистов о неприемлемости кандидатуры Блаженнейшего Владимира, причем, заявления звучат порой в совершенно недопустимом тоне). С другой стороны, сайт «Правая.Ру» опубликовал откровенно развязную статью Григория Северова «Местоблюститель из Ватикана», в которой были собраны всевозможные порочащие митрополита Кирилла слухи. Развернулась нешуточная партийная борьба между «Интерфаксом-Религия» (главный рупор «партии кирилловцев») и сайтом «Правая.Ру» (главный рупор «партии антикирилловцев»).
В ходе острых внутрицерковных дискуссий «Русская линия» всегда стремилась отстаивать не партийные, а церковные интересы. Разумеется, у руководства РЛ, у сотрудников нашего информагентства были и есть собственные взгляды на те или иные проблемы. Разумеется, есть принципиальные позиции, на которых строилась и строится наша редакционная политика. В самом общем виде нашу платформу можно обозначить как консервативную, монархическую и национально-патриотическую. Но милостью Божией в полемике нам всегда удавалось уходить от партийности и кружковщины и отстаивать интересы не той или иной группы лиц, но церковные позиции.
Так было в 2002 году, когда развернулась нешуточная полемика по вопросу об отношении к личностям первого русского Царя Иоанна Грозного и друга святой Царской семьи крестьянина Григория Распутина. Тогда мы обратились к ожесточенно спорившим представителям православной общественности с призывом отделить вопрос выяснения исторической истины о жизни и деятельности этих персонажей (ложных интерпретаций и откровенной клеветы о них в литературе до сих, увы, великое множество) от вопроса о возможности их церковного прославления. Первым вопросом должны заняться историки, по второму вопросу историков слушать бессмысленно, а надо обратиться к богословам. Мы также призвали провести круглые столы и конференции отдельно по Иоанну Грозному и Григорию Распутину, поскольку ни один серьезный специалист по началу ХХ века не станет участвовать в обсуждении событий XVI века. Увы, наш призыв не был услышан, и дискуссии продолжали носить бесплодный характер (и в них, как и прежде, тон задавали публицисты, а не эксперты), пока не выдохлись. Между тем, эти вопросы наверняка всплывут снова, поскольку общество не получило удовлетворительного ответа, что является правдой, а что ложью в многочисленных обвинениях в адрес Грозного Царя и Царского друга, которые сыграли очень важную роль в русской истории.
Другой пример - деятельность бывшего епископа Диомида (Дзюбана). Вскоре после того как было опубликовано первое обращение с Чукотки «Русская линия» обратилась с открытым письмом к бывшему чукотскому архиерею, под которым подписались многие наши читатели. Не все нас тогда поддержали. В тот момент деятельность Диомида еще не носила откровенно раскольничьего характера. Нам говорили, что чукотские послания направлены против экуменизма, неообновленчества и других реальных церковных проблем, а потому нельзя так резко реагировать... Но когда главным борцом с «диомидовщиной» стал пресловутый К.Фролов, и тема приобрела партийно-политизированный характер, мы отошли в сторону, не желая участвовать в грязных делишках политтехнологов. Наше отношение к проблеме не изменилось. Просто стало очевидным, что, во-первых, диомидовский вызов перестал быть реальной угрозой для Церкви (несмотря на предвыборные «страшилки» типа «проект Диомид-2»), а во-вторых, мы увидели, что идет нагнетание истерии вокруг имени Диомида для решения каких-то иных, порой откровенно конъюнктурных, проблем.
В обсуждении вопроса о выборах нового Патриарха мы также стараемся занимать не партийную, а церковную точку зрения, хотя некоторые и пытаются для дискредитации РЛ интерпретировать нашу точку зрения как партийную. Суть нашей позиции сводится к тому, что в нынешних условиях наилучшим вариантом является избрание Предстоятеля путем жребия. Когда я впервые публично озвучил эту идею в статье «Без Патриарха» (а до того обсуждал ее с разными людьми кулуарно), главный аргумент в ее пользу был чисто теоретическим, - закончилась советская эпоха, не пора ли нам вернуться к досоветской практике выборов Предстоятеля, и предоставить самому Господу возможность прямо указать нам Патриарха, как это было в случае со Святителем Тихоном. Теперь же, когда градус партийной борьбы зашкаливает, идея жребия начала обретать вполне осязаемое практическое измерение. На мой взгляд, жребий является наилучшим способом избрания преемника Патриарха Алексия еще и потому, что таким путем будут притушены разгоревшиеся не на шутку страсти.
Идея выборов Патриарха путем жребия не носит партийного характера, ибо мы не агитируем ни за кого из кандидатов. Напротив, мы обращаемся к Богу и говорим, что готовы принять того, на кого укажет Сам Всемилостивый Господь. Любопытно, что идею жребия сразу с порога отвергли публицисты «прокирилловской партии». Чего только не выдумывали, чтобы скомпрометировать эту идею?! Один даже договорился в полемическом задоре, что идея жребия - языческая и умерил свой пыл только тогда, когда ему напомнили об избрании Апостола Матфия. Где ж упомнить такие «мелочи», когда такая полемика разгорелась! Видимо, представители этой партии на самом деле не верят, что Господь укажет на митрополита Кирилла, как на Своего избранника! Удивительно, что эти люди при том продолжают талдычить о безальтернативности кандидатуры Местоблюстителя. Не менее любопытно, что в свою очередь представители «антикирилловской партии» поддерживают идею жребия, не сомневаясь, что Господь уж точно не укажет на митрополита Кирилла. Они, видимо, уже знают Волю Божию!
Наша позиция не имеет ничего общего ни с теми, ни с другими. Если митрополит Кирилл будет избран на Поместном Соборе в число трех кандидатов на Патриарший Престол (а это вполне вероятно, учитывая его известность и его заслуги перед Церковью), а затем жребий укажет на него, мы будем приветствовать владыку, громко возглашая «Аксиос». Также как и любого другого кандидата, на которого укажет жребий.
Могут возразить: как бы не избирали Патриарха - жребием или голосованием, все равно на Соборе будет явлена Воля Божия. С этим невозможно спорить. Если будет на Соборе царить соборный дух, то, несомненно, так и будет. Но жребием все-таки лучше. Надежнее, учитывая наши немощи. Во-первых, мы прямо создаем условия для того, чтобы была явлена Воля Божия. Во-вторых, со жребием легче смириться другим кандидатам, которые будут выдвинуты Собором в ходе баллотировки (вспомним, судьбу не смирившегося с неизбранием Филарета Денисенко). В-третьих, жребий внесет умиротворение и погасит партийную борьбу на этапе подготовки к Собору.
Правда, Священный Синод уже высказался за тайное голосование. Но следует отметить, что это решение было принято, когда еще не разгорелся ажиотаж выборной борьбы. А теперь наше Священноначалие не устает повторять: главное, чтобы подготовка к Поместному Собору носила мирный характер. А как раз избрание Предстоятеля путем жребия может стать решительным шагом к сворачиванию партийной борьбы.
В любом случае окончательное решение по процедуре голосования примет Поместный Собор. Мы же видим свою задачу в том, чтобы внести свою лепту в конструктивное обсуждение вопроса о будущем Предстоятеле Русской Православной Церкви, которому предстоит стоять у кормила церковного корабля в нелегкое время социальных перемен. Уже теперь некоторые аналитики отмечают, что те процессы, которые называются ныне финансово-экономическим кризисом, на самом деле имеют признаки куда более глубокого социального перелома. Возможно, речь пойдет о сломе самой модели иудейско-протестантского капитализма, самой парадигмы развития социума, которая была сформирована эпохой Просвещения. Понятно, что такой слом вызовет тяжелые, возможно, катастрофические, последствия для всех стран и народов. Так что 2009 год вполне может стать годом великого перелома. А значит Русская Церковь и Россия могут столкнуться с невиданными ранее вызовами времени.
Анатолий Степанов, Русская линия