Богатство, или Повесть вневременных лет

Вспоминая празднование 400-летия Тобольска…

0
37
Время на чтение 26 минут
Фото: sprf.ru

О книге: Свой город – свой юбилей. Вспоминая празднование 400-летия Тобольска. В 2т./ авт.-сост. С.Н. Прокопьев, И.Н. Трофимова. Дизайн книги О.Ю. Лебедева-Скочко. Идея: А.Г. Елфимов. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2025. Т.1 – 736 с.: илл., Т.2 – 544 с.: илл. Серия «Тобольск и вся Сибирь».   

***

Время обретает объективную реальность в сюжетах устных преданий или литературных образах писаний, в произведениях искусства. На протяжении всех веков своего существования человечество стремилось остановить мгновенье, запечатлеть свое время. Наскальные рисунки со сценами удачной охоты свидетельствуют о важной стороне жизни первобытных людей. Этрусские мастера запечатлели свое время в скульптуре. Письменные материалы этрусков, содержащие верования, законы и обычаи, затерялись в веках. Средневековая Русь оставила живое о себе свидетельство в былинах, повестях и летописях, особенно ярко прозвучавшее в «Повести временных лет». Во всех этих и подобных исторических свидетельствах отражены не только личные настроения художников и писателей, но чувства всего народа, стремление к единению всеобщего и единичного, великого и малого. Так происходит выявление в непрерывном монотонном потоке времени не только исторических фактов, но и чувств, которые и теперь существует как бы вне времени, сохраняются во взаимодействии прошлого, настоящего и будущего.

Как говорят философы, концепция «вне времени» – это всего лишь идея, которая утверждает, что время не имеет начала и конца и что все события происходят одновременно. Такая концепция имеет разные сферы применения. Для объяснения человеческой жизни она может означать, что каждый момент имеет значение, и что прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, это может помочь нам глубже понять мир вокруг нас, его нравственные законы и нашу собственную жизнь. Однако современная реальность, конечно, сложнее и многограннее, о чем свидетельствует новое издание фонда «Возрождение Тобольска» - книга «Свой город – свой юбилей. Вспоминая празднование 400-летия Тобольска». Двухтомнику можно дать подназвание – «Повесть вневременных лет».

Нельзя согласиться с тем, что знаменитая Пименова «Повесть» - произведение архаичное, не имеющее актуального значения. С течением времени события повествования века давнего обретают новые расширения и становятся вневременными, если сюжет отражает общечеловеческие ценности: торжество добра, веру в возможности человека, способного за други поступиться здоровьем и самой жизнью.

В подобном контексте можно рассмотреть объемное, почти полуторотысячестраничное издание «“Свой город – свой юбилей”. Вспоминая празднование 400-летия Тобольска». Это новое, величественное в своей мощи и возвышенное в идее издание знаменитого фонда «Возрождение Тобольска», более тридцати лет возглавляемого просветителем, созидателем и идеологом сибирской жизни Аркадием Григорьевичем Елфимовым, состоит из воспоминаний, интервью, документов и фотоматериалов. Трудно кратко рассказать об этих книгах, посвященных 400-летию Тобольска, точнее, подготовке в течение года к празднованию славного юбилея, содержащих огромный массив разнообразных данных. Требуется общая формула, закономерность, посредством которой, в некотором приближении, можно выявить реальность на основе символов или математических аналогий. Понятие из космологии чисел Леонарда Эйлера «богатство» может через условную адекватность мира чисел отразить явления реального физического мира.  

Говоря об этом издании, для выражения его особенностей хочется использовать числовые характеристики: для оценки его формата, веса, содержания, состоящего из десятков статей, сотен героев, тысяч событий, множества страниц документов и фотографий и т.п. При этом двухтомник – целостное произведение, созданное, как и сам праздник, многими людьми, героями книги, имена которых широко не известны. Но издатели вспомнили большинство из них, выявили их в потоке времени и вставили в исторический синодик к славе живых и в память ушедших. Ведь со времени юбилея 1987 года прошло почти 40 лет.

Праздник, о котором рассказывается в книгах, потребовал профессионального участия практически всех жителей Тобольска, каждого человека, ставшего в кажущейся своей малости значительной величиной, без которой юбилейное событие не состоялось бы в полноте замысла.

В связи с этим приходит на память гипотеза академика М.А. Маркова о том, что исчезающе малая элементарная частица с ничтожной массой, почти нуль, может заключать в себе … бесконечно большую вселенную. Это пример «возможной близости нуля и бесконечности, когда бесконечно большое “охватывается” бесконечно малым. Любопытно, что мир чисел также неоднократно демонстрирует аналог этой фантастической ситуации: единица (почти ничто, почти нуль) оказывается чрезвычайно близка к бесконечности»[1]. Эта книга о том, как охватом суммы малых величин, т.е. людским совокупным трудовым подвигом, созидается большое историческое событие.        

  1. Богатство

В математике «богатством» называется важная характеристика любого натурального числа – а именно, сумма (количество) всех его делителей. Чем их для данного числа больше, тем больше его богатство. В широком смысле слова, богатство – это самые разные ресурсы, объекты, величины, как созданные природой, так и самим человеком. Глядя на окружающий нас мир можно заметить, что в своем представлении такое богатства подчиняется определенному закону распределения. В связи с этим можно представить возможность осуществления (или исследования) события в зависимости от величины его «богатства». С помощью такого условного и символичного допущения можно описать тонкую структуру события, в частности, празднования 400-летнего юбилея великого сибирского города Тобольска, богатством которого были люди, сотворившие не только сам праздник, но и по многим характеристикам преобразившие к юбилею город во имя его будущего.

Юбилей стал поводом к революционному, по многим сторонам жизни обновлению города, сильно пострадавшего в XX веке. Революционность состояла в возвращении к истории и традиции. Надо отметить, что традиция не есть застывшая форма, что она может обладать множественностью и противоречивостью. Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях. Конечно, надо быть титанической личностью, чтобы не только замыслить такое дело, но во многом успешно его воплотить. Понятно, что такое дело не делается в одиночку, но идеологом его был один человек, давно вошедший не только в историю Тобольска, Сибири, но и всей России – Аркадий Григорьевич Елфимов. Во время 400-летней годовщины старинно-столичного сибирского города Тобольска он был председателем горисполкома, т.е. по-современному мэром. Поэтому его «исповедью», его статьей открывается первый том издания.

«Могу уверенно сказать – пишет А.Г. Елфимов, – мы, как и наши предки, сделали все, чтобы город “не заметил своей обделенности”. Что-то делали интуитивно, что-то целенаправленно. Было понимание: 400-летие – уникальное событие в жизни города, оно должно стать праздником, запоминающимся, конечно, не фейерверком, а тем, что останется надолго, ляжет новыми строками в летопись города»[2].

Почему нужно было ждать 40 лет, чтобы обо всем рассказать? Наверное, потому что «большое видится на расстоянье», еще и потому что хотелось увидеть укоренение «новых строк» летописи города, показать, что это не временный, юбилейный эпизод, но вследствие огромной всенародной работы – устойчивый исторический процесс.  

Вступительное слово А.Г. Елфимова, выразителя и воплотителя идеи, проникнуто чувством любви к своему городу, который он считает родным, несмотря на то что родился в Тюмени. Тобольску отдана вся его профессиональная жизнь и вся любовь верного сердца. Да и как не любить этот город, способствовавший становлению России как империи, бывший землей великих людей – первопроходцев, ученых, строителей, которые своими подвигами и служением во многом избыли чувство отдаленности (оторванности) Сибири от России.

Говоря о Сибири, невозможно не сказать о ее неизмеримых пространствах и трудных путях-расстояниях, которые сокращаются и облегчаются идущими впереди. Вообще, пространство и расстояние – важные критерии для самосознания, для оценки человеком себя как личности, своих идеалов, ценностей и мотивов поведения. В книге показана центростремительная сила Тобольска в пространстве Сибири, приезжая, люди остаются здесь на всю жизнь.    

О какой «оторванности» говорит А.Г. Елфимов можно понять из слов «духовного губернатора Сибири» - великого Валентина Распутина, посвятившего Тобольску свои произведения. «Еще в прошлый юбилей, сто лет назад Тобольску пришлось с излишней старательностью начищать свой мундир отставного героя. В 1839 году губернаторство у Тобольска отняли, переведя его в Омск, трактовый путь пошел южнее – и осталась сибирская столица на выселках. Но Сибирь сто лет тому назад сделала все, чтобы Тобольск не заметил своей обделенности. Депутация процветающих тогда городов Кяхты, Иркутска, Красноярска, Омска и Томска прибыла и с богатыми дарами, и с искренним поклонением первосоздателю Сибири. Печать всего огромного края воздала должное своему старому славному городу, в его честь устраивались собрания, чтения, денежные сборы, выпускались книги, назывались улицы. Сибирь сто лет тому назад была цельнее, теснее и родственней – и намного, чем теперь, когда благодаря скоростям сократились расстояния»[3].

Вообще категория расстояния – философская. Так определяет ее современный философ и культуролог М.А. Монин: «Опыт расстояния – это опыт возможности не быть, или невозможности быть, в каком-то месте, в каком-то качестве. При этом самое интересное, что расстояние никогда не удается измерить – в километрах, годах и т.п. Люди упорно пытались выяснить вопрос, на сколько далеко от них рай, но всякий раз он оказывался ровно настолько далеко, насколько они могли себе это представить. Тем более расстояния нельзя преодолеть. Это нужно как-то иначе назвать, может, дистанции (“огромного размера” и прочие)?»[4]. Именно так, не конкретно, гадательно представляется не сибирякам Сибирь – таинственным краем земли.

А.Г. Елфимов, промыслительно тогда стоявший у руля власти, понимал и тяжело переживал «опыт изгнания» своего родного Тобольска. И попытался исправить положение. Здесь, может, и стоит говорить о географии. Хотя вряд ли А.Г. Елфимов знал такую ее классификацию, как математическая география Эратосфена, физическая география Посидония и историческая география Полибия, но именно в этих координатах молодой руководитель города начал свой подвиг во имя Тобольска и всей Сибири. Принцип «общего дела» тоже не оригинален, восходит к античности. Елфимов смело вступил на стезю «осуществления государственной идеи», хотя государство от него этого не требовало. Он возглавил штаб по подготовке к юбилею. В его замысел входило не только строительство новых дорог, предприятий, установка памятников, но первоочередно, озеленение улиц и даже уборка крапивы и лопуха, заполонивших город. Причем главным условием – было исполнение задуманного на высоком профессиональном уровне. А критерий – чтобы все было красиво.

И зашумела стройка, и замелькали названия предприятий – СУ-931, ДСК, Тобольский НХК, Тобольские межрайонные электрические сети, узел связи, почта, столовая, театр, стадион, тюрьма и т.п. Подготовку к юбилею вели под лозунгом «каждый житель Тобольска, каждое предприятие должны внести свой вклад в празднование 400-летия города».  Как вспоминает А.Г. Елфимов, «приходилось решать вопросы и сегодняшнего дня, и те, которые касались перспективного развития».

Наверное, самой запоминающейся, героической историей подготовки к юбилею была история возведения дамбы. Иртыш река норовистая, неспокойная. Вздыхает, тучнеет подо льдом. А как весна – так всей своей мощью неудержимо устремится на волю, так что паводка беспощадного к людям и строениям жди обязательно. С кинематографической детализацией А.Г. Елфимов рассказывает о подвиге тоболяков на строительстве дамбы. Когда читаешь эти страницы, даже сердце замирает от восхищения перед жителями, буквально грудью вставшими на защиту города от наводнения. «Каждый день я ездил на разные участки дамбы, несколько раз облетел ее на вертолете, ситуация была очень серьезной. Не один месяц шло соревнование с паводком. Дамбу длиной двадцать пять километров, шириной по верху метров пять-шесть, нарастим за сутки на 20 - 25 сантиметров, вода за это время на 15 сантиметров поднимется. Всё было на пределе. 20 мая уровень реки превысил восемь с половиной метров. Представляете, какой вал воды возвышался над городом! Ты стоишь на дамбе, с одной стороны – волна под ногами плещется, и вода до горизонта, а с другой – вот они, коньки крыш ниже верхней точки насыпи. Дамба рыхлая, только-только отсыпанная, если ручеек просочится, сделает промоину, то вся стена воды рухнет на дома, где семьи с детьми и стариками. Была вероятность гибели людей… Слава Богу дамба выстояла! Миром победили стихию. Кто-то сказал, что, когда ты на правильном пути, реальность под тебя подстраивается. Но оглядываясь назад, понимаю: удалось сохранить дамбу и сохранить жизнь людей только по Божьему Промыслу»[5].

Убедительно свидетельство Валентина Распутина о том, что Божий Промысл присутствует там, где люди не щадят себя в обеспечение необходимого людского замысла. «Молодой председатель горисполкома Аркадий Григорьевич Елфимов, за год до того пришедший на этот пост из строителей, спал урывками, мобилизовал у предприятий на отсыпку весь годный для этого транспорт, сновал между телефоном, берегом и карьерами беспрерывно, делая все возможное, чтобы отстоять нижний город»[6]. И отстоял. И отстояли всем Тобольском. При том, что «старшие товарищи» из Тюмени держали властную молчаливую дистанцию.

Читая книгу, утверждаешься в мысли, что вся история Тобольска Промыслительна. 

Особая страница – сохранение тобольской старины, подвергшейся тотальному разорению сначала при большевиках, потом в начале 90-х. Особая забота председателя горисполком – спасение храмовых строений. Легко сказать, что в 1988 г. ему удалось единоличным решением передать Русской православной церкви храм Петра и Павла. На самом деле это был очень трудный поступок, требующий смелости и волевого характера. Большинство чиновников было против возрождения духовной жизни в Тобольске. Зато Владыка Феодосий увидел в Елфимове соратника, так что удалось в дальнейшем возродить и Тобольскую духовную семинарию, и кресты и колокола вернуть на полагающиеся им места.

А.Г. Елфимов, вспоминая те годы, безошибочно называет имена многих людей, кто вкладывал свой труд в преображение Тобольска, в спасение его от наводнений, разрушений и от забвения. Важны свидетельства из следующих за юбилеем десятилетий, где в оценках отражены достижения и устойчивые результаты. Так говорит о них один из участников подготовки празднования 400-летия Тобольска архитектор Юрий Сорокин: «Каково же было мое восхищение, когда я, влекомый воспоминаниями о гении места, посетил Тобольск в 2016 году. Это уже был город с логистикой и необходимой инфраструктурой туристического кластера, с надеждой на строительство нового аэропорта в 2021 году (что и свершилось). Уже чувствовалось радетельное отношение к великому достоянию, оставленному нам в наследство, к охране и возрождению духовного богатства»[7]

Многим героям Тобольского возрождения посвящены очерки, интервью, подготовленные двумя литераторами – писателем Сергеем Николаевичем Прокопьевым и тобольским журналистом и редактором Ириной Николаевной Трофимовой, проделавшими уникальную работу по подготовке к выпуску исторического издания. Много своих знаний, души и сердца вложила в работу с рукописью Нина Николаевна Стручкова, поэт, член Союза писателей России, друг фонда «Возрождение Тобольска». Окончательную, самую ответственную редакторскую работу выполнила профессионал высочайшего уровня, человек глубоких разносторонних знаний Анна Владимировна Федорова. Дизайн книги, разработанный художником Оксаной Юрьевной Лебедевой-Скачко, сдержанный, фотографии на обложках обоих томов свидетельствуют о документальности содержания. Хотя красный фон и тканевая текстура переплета настраивает на непростое чтение, требующее внимания и сочувствия, т.к. красный – цвет-символ, цвет – русской истории.     

Всем этим специалистам обязаны мы радостью общения с редкой книгой о малоизвестных героических событиях новейшей истории России.

   

  1. «Править должны лучшие»

Книга, в названии которой дважды звучит притяжательное местоимение «свой», означающее личное, индивидуальное начало в человеке, человеку и посвящена. Человеку – социальному, ответственному за свой выбор и присягу. Антропология всегда была интересна русской философии, книга, условно говоря, о Празднике, показывает нашего современника в актах самосознания. Как говорил философ В. Розанов: «конечная цель человеческой жизни не может быть открыта; и это мудро, что ее конкретный образ до последнего усилия человека в истории останется от него скрыт. Потому что знание этого образа стеснило бы чрезмерно его свободу, не оставило бы ему ничего выбирать, ни перед чем задумываться, но лишь – делать, исполнять пассивно то, что усматривает его взор в готовом, стоящем перед ним образе. Напротив, имея лишь понятие о цели своего бытия, человек, ограниченный достаточно в своем произволе, достаточно сохраняет и свободы для выбора, для взаимодействия с окружающей средой; его смысл не отнимается от него»[8].

Многих людей во взаимодействии со средой и своим временем показывают создатели издания. В основном тех, кто, имея понятие о целях своего бытия, свободен в способах его осуществления. Так вдохновляет А.Г. Елфимов во время своего общения директоров предприятий, так он формулирует закон счастья. «Мы с вами счастливые люди! Все поколения нынешних тоболяков – счастливые люди! Именно на годы нашей жизни выпало такое грандиозное историческое событие – 400-летие родного города. Следует навести порядок в нашем общем доме, сделать город чище и благоустроеннее. Для этого утром надо просыпаться с вопросом: что я сегодня могу сделать для города? И засыпать вечером с таким же вопросом»[9]. Для города – значит, для людей.

Да и сам город своей историей, в которой был Ермак и воевода Даниил Чулков, картограф Семен Ремезов и декабристы, Радищев и святитель Иоанн Тобольский, вдохновляет тоболяков примером. И откликаются они своими делами и чувствами. Такова Нина Михайловна Бесчётнова – представитель власти, показателен ее послужной список: была депутатом городского Совета народных депутатов Тобольска, секретарем исполкома городского Совета народных депутатов, зав. организационным отделом Тобольской городской Думы многих созывов. Она говорит: «Под руководством Аркадия Григорьевича работали, не считаясь с личным временем, интенсивно, напряженно, интересно, и, что самое главное, плодотворно»[10].

Два огромных тома о «вовлеченных в праздник», о том, что значит работать плодотворно, пересказать невозможно, но читать очень интересно: много уникальных судеб, укоренившихся свершений. Яна Степановна Зубарева – молода, красива, с начала своей карьеры занимала ответственные должности. Руководила комитетом по образованию администрации Тобольска, сегодня – первый заместитель главы администрации Тобольска. Она лучше многих знает, что взошло и расцвело из заложенного в дни подготовки к 400-летию Тобольска. Особенно отмечает тобольские памятники, многим из которых жизнь была дана в дни юбилея. Сегодня, спустя 40 лет, некоторые восстанавливаются, некоторые ждут своей очереди. По-прежнему внимания требует подгорная часть Тобольска.

Александр Игнатьевич Кульша – последний руководитель Тобольского городского комитета партии – вспоминает об участии горкома в подготовке юбилея. О дамбе, о введении в строй ряда объектов, создании новых скверов, асфальтировании улиц, о спортивной эстафете. Рассказывает обо всем этом тобольской молодежи поныне. Учительство в крови у деятельных опытных тоболяков.  

Много статей посвящено представителям культуры и искусства. Кинематографична трудная судьба художника Минсалима Тимергазеева – костореза с мировым именем. В статье, посвященной его личности, много говорится о его уникальном художественном таланте. Но не менее интересны воспоминания художника о детдомовском детстве, о его тяге к истории Тобольска, убедительны мнения по важным культурным вопросам, таким как, например, о переименовании улиц (поныне болезненная тема почти для всех городов России). «Я часто бывал на встречах с председателем горисполкома Аркадием Елфимовым. Ему было важно выслушать, что думают простые граждане… В то же время поднимался вопрос о названии улиц, их соответствии с историей города. Так центральная улица носит имя немецкой революционерки Клары Цеткин. Задались целью увековечить нашего великого земляка Ремезова… Раньше в городе было даже две улицы Ремезова. Только никто не мог сразу сказать, где они находились – на горе или под горой. Мы открыли для себя исторические названия наших улиц. Многие именовались по приходам церквей: Ильинская, Петропавловская… Протянуть бы такие ниточки из прошлого»[11].

В целом, книгу в двух томах можно назвать исторической, основанной на предельно достоверном изображении событий. Именно этим характеризуется жанр летописи. Прошло 40 лет со времени юбилея Тобольска, а воспоминания о нем уже можно отнести к историческому прошлому родной земли, отстаивающей свое достоинство. Современному повествованию, как и летописи, присущи патриотическая эмоция, пространственно-историческая широта (связи Тобольска с событиями в Москве, или с сибирскими городами-соседями). Книгу в год ее издания уже можно назвать современным памятником русской культуры.

О летописях говорят, – они прививали патриотизм, примером прежних князей воспитывали нынешних. Главными героями многих летописей были князья, отвечающие за войну и мир в своих уделах. Не постесняюсь отметить, что и в настоящем повествовании есть страницы, посвященные князьям нынешним – князьям не по происхождению, а по величию задач и ответственности служения, чей пример важен для будущих поколений. В первых это сам Аркадий Григорьевич Елфимов. О его большом вкладе в подготовку юбилея говорится почти в каждой статье, люди вспоминают его добрым словом. Он, как князь удельный, служилый, держал в своих руках на то время многие стороны тобольского бытия, осуществлял личное руководство, обеспечивал единство трудового порыва населения города. И взял на себя ответственность за все! По сути, встал на борьбу за свою землю, которую «потом и кровью стяжали отцы и деды». Это опосредованный образ князя являет человека мужественного, ответственного, смелого. Можно сказать малой дружиной он одержал большие победы.

Почтенно о А.Г. Елфимове говорится почти в каждой статье книги. Из этих характеристик, воспоминаний вырисовывается славная жизнь выдающегося тоболяка, давно вошедшего в историю Сибири.

Н.П. Зольников депутат Тобольской городской думы трех созывов: «У иных руководителей было твердое мнение, что Подгора отжила свое. А Аркадий Григорьевич ратовал за сохранение исторического Тобольска и на совещании иной раз просто схлёстывался с оппонентами. Он привлекал ведущих специалистов, в том числе архитекторов из Ленинграда и Москвы»[12]

Т.Н. Казанцева, депутат Тюменской областной Думы: «При Аркадии Григорьевиче под горой стали асфальтировать улицы… Замечательно, что фонд «Возрождение Тобольска», которым сегодня руководит Аркадий Григорьевич, выпускает книжную продукцию, посвященную Тобольску. А гостей, которые приезжают в наш город, стараюсь свозить в парк “Ермаково поле”, который создал тоже Елфимов. Он молодец. И еще ратует за историческую справедливость – поднимает документальные сведения, например, о роли Ермака в присоединении Сибири к Русскому государству во время правления тут бухарца Кучума. Я – политик, а не историк, в эти тонкости не лезу, но поддерживаю Аркадия Григорьевича в его любви к Отечеству. Ведь здесь – в любви к Родине – корни нашей жизни»[13].

Многие другие стороны личности тобольского головы замечали и прославляли земляки, создавая образ именно такого человека, которому править на роду написано. А почему? Да потому что он понимает, что такое профессионализм. Так говорит сам Аркадий Елфимов, во много эти оценки характеризуют и его самого: «Профессионализм – это, как известно, не только знания и навыки в каком-то вопросе, здесь очень важна вторая его составляющая – порядочность. Профессионалом человека делают и такие этические черты, как честность, обязательность, ответственность. По-иному красиво сделать не получится. Выйдет халтура»[14]. Стремлением к красоте и правде можно охарактеризовать жизненный путь А.Г. Елфимова, которого поэтому и любят и земляки, и в широком смысле многие соотечественники. И хорошо, что в этой книге-летописи его образ представлен во многих жизненных и исторических ипостасях. «Потомству в пример!»  

Книга о Тобольске соответствует трудному жанру летописи, так как в ней содержится материал о прошедших годах, о выдающихся свершениях во благо Отечеству. Материал огромный, его нужно было обработать, систематизировать, как говорили в старину, «положить по ряду». Ряд современной летописи выдался длинным. В нем отражены не только деяния земляков, но и их результаты. Одним из которых является фактическое подтверждение постулата, что «править должны лучшие». Эти слова выдающегося русского философа Ивана Ильина невозможно подвергнуть сомнению. Но что значит «лучшие»? Каков критерий такой оценки? Каково их определение?  В начале XX века лучших замещали на антагонистов насильно, даже огнем и мечом. Иван Ильин дал развернутое, понятное их определение. «Лучший: искренний патриот, государственно мыслящий, политически опытный, человек чести и ответственности, жертвенный, умный, волевой, организационно-даровитый, дальнозоркий и образованный»[15]. К сожалению, такие «лучшие» не всегда решают судьбу государств, т.к. от этой миссии отстраняются противниками.

Правление «лучших людей» древняя мечта Руси-России. Именно ее осуществлению способствует документальное издание «Свой город – свой юбилей». В глубине повествования которого слышится завет князя Святослава: «да не посрамим земле Русской, но ляжем костьми, мертвыи ибо срама не имут». Тобольская дружина не так категорична в своих намерениях, но от трудной доли не отказывается и своей земле Русской-Сибирской служит честно. 

Михаил Егорович Чистоев один из членов этой дружины. О нем в книге говорится так: «Ермак был красив отвагой, смелостью, талантом воина. Ремезов – талантом художника, картографа, строителя. Чистоев красив талантом инженера, руководителя, государственно мыслящего человека»[16]. Его называют – неповторимым – высокое звание за служение Родине. Он поясняет: «Главным учителем была стройка, учились в процессе работы, решая повседневные вопросы, а они возникали по десятку на дню, причем большую их часть требовалось решать безотлагательно. Конечно, были среди руководителей такие, у кого много что можно было взять – мудрые, опытные, знающие. Тот же Николай Егорович Шаманский, управляющий нашим трестом… Говоря об учителях, нельзя не вспомнить такого мощного начальника объединения, как Александр Михайлович Эльберт, или еще одного начальника объединения, который стал им позже. Александра Петровича Юдаева.»[17]

Чистоев вспоминает планерки до 12 часов ночи и о том, как однажды 36 часов он провел на объекте. Это не подвиг. Ты должен, ты обязан, ты несешь ответственность за себя, за людей, за взятые обязательства.  

Много в повествовании рассказов о работе сверх человеческих сил, о трудах праведных во здравие палат каменных, во спасение старины и веры. Интересен экскурс во времена недавние и рассказ о том, как выдающийся политический деятель Валентин Фалин, референт министра иностранных дел Громыко, будучи в преклонном возрасте, отстаивал в Москве необходимость всероссийского празднования 1000-лети Крещения Руси. И отстоял. Героический поступок. Но были такие личности и в Тобольске. Как говорится в материале Н.М. Бесчётновой: «В Москве нашлись здоровые силы как Фалин, так и в Тобольске они проявляли себя на деле. Толчок к изменению отношения к храмам, памятникам церковной архитектуры дало 400-летие города. А ведь только в подгорной части Тобольска было больше десяти церквей… Елфимов всячески содействовал контактам горисполкома с церковными иерархами. “Вместе с Аркадием Григорьевичем мы участвовали в приеме таких иерархов церкви, как митрополит Питирим – председатель издательского отдела Московской патриархии, как ректор Московской духовной академии Владыка Александр”.»[18]

За месяц до городских юбилейных торжеств прошли торжества церковные, приуроченные ко дню памяти свт. Иоанна Тобольского. Была совершена Божественная литургия в Покровском соборе. Празднование 400-летия сформировало в Тобольске уважительное отношение к Русской православной церкви и ее храмам. Это привело к тому, что в 1994 году решением Святейшего Синода Тобольск, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, был провозглашен одним из главных духовных центров России. Город также стал важным образовательным центром Православной церкви.

И потому ныне… Солнце потчует златом храмовые купола. Ветер легко раскачивает тяжелые звучные колокола. Широко, вольно за облака возносится благовест церквей Тобольского кремля. Веет прохладой от Иртыша, на своих неутомимых волнах, похожих на звуковые, он уносит вдаль звуки вечности и прислушивается к сложным звукам современного горда. И непонятно, в каком веке ты находишься. Или вообще вне времени? 

Однако отличие книги от летописной повести конечно есть. Согласно принципу средневекового историзма в летопись заносились события сугубо официальные, имеющие значение для государства. При том, что такого уровня события отражены и в издании о юбилее Тобольска, авторов интересует и частная жизнь человека, его повседневные заботы и обстановка, что делает повествование живым, убедительным, достоверным.

Много способствуют тому приведенные в книге факсимиле исторических документов из личного архива А.Г. Елфимова: бесценный в своей жизненности документооборот одного юбилейного года жизни Тобольска приближает к абсолютной реальности происходящего, делает современным минувшее. Протокол о ремонте и строительстве нового здания театра дает представление о судьбе и будущем самого театра. Письмо директора Тобольского музея-заповедника А. Малышкина по вопросу установки колоколов на колокольню Свято-Успенского собора содержит важные исторические сведения. Собственноручный энергичного почерка ответ на него А.Г. Елфимова свидетельствует не только о положительном решении вопроса горисполкомом, но и о волевом характере и отзывчивости его председателя. Черновик приветственного слова А.Г. Елфимова к тоболякам и гостям города в день юбилея отражает такие черты характера руководителя, как стремление к конкретике, он ответственен за каждое слово, подбирает точное, единственное, как в поэзии, где не может быть «словесной руды». Работа над черновиком отражает образность мышления, а содержание – сердечность руководителя. Приведенные документы обладают не только музейным значением, но неизбывной энергетикой живой жизни.     

Особенно проникаешься родственным чувством к тоболякам, ощущаешь эффект присутствия, когда смотришь на их фотографии. Это отдельный уникальный пласт повествования о днях, когда все были живы, деятельны и счастливы. Это образ бытия вне времени. Это негасимый свет жизни.

 

  1. Симфония энергий

При рассмотрении фотографий вспоминаются мистические слова Николы Теслы: «Каждая звезда просит, чтобы её увидели. Если бы мы не были так поглощены собой, мы бы поняли её язык и послание. Дыхание, глаза и уши человека должны соединиться с дыханием, глазами и ушами Вселенной»[19]. Все герои книги «Свой город – свой юбилей» подобны небесным звездам. И хорошо, что благодаря этой книге мы видим их, соединяемся непостижимыми вселенскими законами с их судьбами, узнаем их имена. Как известно, человек остается в вечности своим именем. Произнося имена тоболяков, мы подтверждаем значимость бытия каждой личности в мире.

Читая книгу о подготовке празднования 400-летии Тобольска, помогающую осмыслить понятие счастья и цели жизни, мы начинаем смотреть на эту жизнь в ее целостности и полноте. Передвигая свою точку зрения, находим то место, с которого лучше видна панорама жизни, озаренная новым, пристальным, пронизывающим светом. Как отмечал философ В. Розанов, «В понятии человека о предметах столь общих, как цель его жизни, достаточно несколько передвинуть точку зрения, чтобы весь мир явлений, обнимаемый этим общим понятием, предстал для него в совершенно ином и новом свете. Здесь происходит то же, что бывает в природе при перемещении источника света и предмета, его затеняющего: уклон первого или второго, самый незаметный, достаточен, чтобы необозримое множество вещей или озарилось светом или, напротив, впало во мрак»[20]. Человеку отзывчивому, исполненному любви к людям и миру, найти такую точку не сложно.    

В данной книге затеняющие истинный смысл жизни убеждения о важности для счастья только удовольствия и материального благополучия отодвинуты, что позволило озарить полным светом иные, первозданные качества личности, которые можно выразить понятием служения-стремления. Это чувство, которое в свое время пояснял Н.В. Гоголь, актуально и сегодня. «Если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России, и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; … – последнее место, какое не отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам»[21]

В связи со словами Гоголя, можно отметить и духовно-спасительное значение книги. Именно любовь к братьям, ближним и дальним, жертва за други своя, понимание богатства как акт благотворительности и милосердия, являются крепким цементом духовного здания Отечества. Это очень нужная и интересная книга, ее читать не скучно: здесь романтика трудного освоения новых земель, приключенческие сюжеты преодолений, пласт материалов по искусству и творчеству, увлекательные рассказы о многовековой истории края и о невероятных сибирских судьбах.  

В книге даются ответы на исконные русские вопросы: существования для чего? бытия к чему? Она вся – живая, вибрирующая, излучающая энергии героических сущностей. Можно сказать – это «симфония энергий». В книге о микрокосме тобольской истории отражена модель вселенной, показано единство всего со всем в мире, пронизанном неизбывными энергиями любви во всех ее проявлениях.

 

 

[1] Исаев А.В. Леонард Эйлер и космология чисел. СПб. ЛИСС. 2003 г. С. 44.

[2] Свой город – свой юбилей. Вспоминая празднование 400-летия Тобольска. В 2т./ авт.-сост. С.Н. Прокопьев, И.Н. Трофимова. Дизайн книги О.Ю. Лебедева-Скочко. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2025. Т.1. С.37 (далее будет указан только номер тома и страницы)

[3] Т. 1., С.37.

[4] Монин М.А. Создавая расстояния. М.: Изд. ПСТГУ. 2018 г., С.7.

[5] Т.1, С.47

[6] Т.1., С.48

[7] Т. 2. С. 331.

[8] Розанов В. Цель человеческой жизни // Сб. Смысл жизни. М.:  Культура. 1994 г. С.46.

[9] Т.1, С.50.

[10] Т.1. С.121.

 

[11] Т. 1., С.492.

[12] Т.1. С.185.

[13] Т.1. С. 181.

[14] Т.1. С. 30.

[15]  Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. С. Троицкий монастырь. 1991 г., С. 246.

[16] Т.1., Ст.227

[17] Т.1, С. 232

[18] Т.1. С.119.

[19]  Из интервью, которое Тесла дал журналисту Джону Смиту в 1899 году

[20]  Розанов В. Цель человеческой жизни // Сб. Смысл жизни. М.:  Культура. 1994 г., С.42

[21]  Гоголь Н.В. Собрание сочинений. Т. 7. Письмо Н. В. Гоголя к гр. А. П. Толстому

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Валентиновна Ефимовская
Что есть истина?
Вклад Александра Леонидовича Казина в религиозную философию русской культуры
20.11.2025
Феномен русской Победы и национальные драмы России в XX-XXI веках
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3 (73) 2025
29.10.2025
Сибирская Аркадия
О книге «Русский свет “Ермакова поля”»
23.10.2025
Сила Сибири
В Тобольске состоялась церемония награждения лауреатов 10-й премии им. Ф. Конюхова. 3 октября 2025 г.
21.10.2025
Духовные скрепы Русской цивилизации
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 2 (72) 2025
15.07.2025
Все статьи Валентина Валентиновна Ефимовская
Последние комментарии
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от учитель
07.12.2025 11:45
«Я агрессивный пацифист»
Новый комментарий от учитель
07.12.2025 11:06
Наместница Святого Русского Елеона
Новый комментарий от Владимир Николаев
07.12.2025 08:24
Суворов и календарный вопрос
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
07.12.2025 05:57
Как мы чтим память российских Государей
Новый комментарий от учитель
07.12.2025 05:39
«Улица Мазепы» и памятник Кочубею
Новый комментарий от учитель
07.12.2025 03:11