Мы живем во время перемен, великих потрясений и захватывающих событий. Мир входит в фазу новой гонки вооружений, и многие страны, расшатывая мировой баланс сил, избирают войну главной целью. События на Украине больше не являются лишь внутренним конфликтом, они стали важным элементом сложной политической игры держав. Но не будем забывать, что всем правит Бог. Тихим миром и духовным радованием веет от предчувствия светлого праздника Воскресения Христова, к которому мы идем дорогой Великого поста. О Пасхальной радости и противоречиях нашей земной жизни мы и беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря.
— Ваше Высокопреосвященство, наблюдая за событиями в мире, выступлениями политиков, возникает ощущение, что мы все ближе подходим к точке невозврата. Весь мир, кажется, восстал на Русь Православную. Почему?
— Ну не все, скажем, подверглись антироссийской истерии. Отверзаемая западными политическими «деятелями» бездна тревожит многих думающих людей на самом Западе.
Глобализация, это порождение ее цивилизации, которая якобы призвана сделать мир лучше, проявляется во всех сферах жизни, разрушая традиционные ценностные устои и воздвигая на их месте свои.
Мировое или, как его еще называют, теневое правительство — это не просто группа людей. Это сеть взаимосвязанных структур, контролирующих ключевые сферы жизни. Чем меньше суверенных стран, тем проще их контролировать.
Мировая закулиса усиленно стремится к реализации своего проекта — покорения мира и полной власти над сознанием людей. Россия, мы с вами и все непокорные страны и есть главный объект внимания глобалистов.
Им очень надо покорить наш дух, получить доступ к нашим недрам и ресурсам, сломить сопротивление здоровых сил человечества, стереть истинные наши ценности и главное — уничтожить Православие.
Понятно, что за всем этим стоит противник Бога, которому нужна вселенская власть. Он вышел на последнюю войну против Жены — истинной Церкви, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (ср. Откр. 12:17).
Святые отцы учат нас, что сила Божия тотчас начинает действовать в нас, если не встречает помехи, преграды в виде греховной, страстной жизни. Поэтому Великий пост важен тем, что мы призваны вырваться из греховного круговорота, остановить навязчивый шум внешней жизни и повернуться к Богу.
Пост — это время, когда мы учимся господствовать над собой, отсекая все, что духовно расслабляет и может толкать на грех.
Время поста максимально нужно посвятить молитве, как можно чаще бывать в храме, посещать святые места и, что самое главное, — регулярно исповедоваться и причащаться.
— Многие верующие в Великом посту живут в ожидании Пасхальной радости. Почему, Владыко, не всегда эти ожидания сбываются?
— Мы с вами созданы для того, чтобы жить в радости, только ведь не всегда нам это полезно в силу греховности нашей — гордости, самолюбия, тщеславия. Пасхальная радость — это дар Божий, и зарабатываем его мы своими трудами во время Великого поста. А уж кому вручить этот дар — только Господь решает.
Поэтому, надеясь на милость Божию, не будем стремиться к благодатным внутренним ощущениям.
Святые подвижники благочестия учат, что если мы все принимаем как от руки Божией, то Господь дает эту радость в изобилии. Но опять же это остается тайной каждой души. Отец наш Небесный лучше знает, что нам даровать: скорбь, радость, утешение или печаль. Главное — все принимать благодарно.
Пасхальную радость чаще всего Господь дарит детям — они доверчивы и чисты душой. С возрастом воспоминания о детских впечатлениях, радость этого Светлого Праздника кажутся самыми яркими.
В советские годы вера была гонима, а храмы закрыты. В Полоцке, откуда я родом, был только один действующий небольшой храм. От Полоцка до Витебска больше не было ни одной даже малой церквушки, и мы молились дома. Мама песнопения пела, мы ей подпевали — молились, как могли.
Вся семья постилась, хотя мы, дети (а нас в семье было пятеро), еще мало понимали суть праздника Христова Воскресения. Но весь пост его ждали, считая дни, предвкушая духовный подъем, восторг и радость.
Ну и, конечно, ждали разговения после поста. Жили мы небогато, питались скромно и все лучшее берегли к Пасхе.
— На Всенощном Пасхальном Богослужении храмы переполнены. На Ваш взгляд, Владыко, есть ли сейчас духовное осмысление этого Великого Праздника у людей?
— Конечно же, не у всех. Некоторые отдают дань обычаю, иные озабочены тем, чтобы успеть освятить яйца и куличи.
Главную суть праздника Христова Воскресения осознает не каждый. А она в торжестве Жизни над смертью. Господь наш Иисус Христос пострадал за нас и вместо нас.
Только задумайтесь! Все человечество должно было мучиться вечно, а Господь претерпел страдания, дав нам возможность не только вечно жить, но и иметь достоинство сыновей и дочерей Божиих. Это величайшая честь, только оказаться бы нам достойными ее.
В древности язычники поражались, глядя на христиан: «Посмотрите, как они любят друг друга!» Высокая жертвенная любовь, красота их богоугодной жизни и победили мир, хотя в первые века христиан нещадно уничтожали.
Императоры-богоборцы пытались даже упоминание о Христе стереть с лица земли, но не смогли. Потому что христиане жили по заповедям Божиим и являли своей жизнью красоту веры. Вот нам с вами и нужно к этому стремиться.
Святитель Феофан Затворник писал, что, если душа холодна, нужно ее тереть — она и согреется. Тереть — значит размышлять о Боге, читать Его живое слово, молиться Ему, делать добро ближнему, бороться со своими страстями.
— Не то что жизнь по заповедям, Ваше Высокопреосвященство, сегодня некоторые утверждают, что Библия «опасна» ...
— Да, я читал об этом. Влиятельный профессор, старший советник Всемирного экономического форума (ВЭФ) Юваль Ной Харари, говоря о будущем человечества, выдвигает абсурдные идеи о замене Священного Писания искусственным интеллектом, который, по его словам, создаст единые «религии, правильные на самом деле».
Он считает, что Библия «не вписывается в глобалистское видение ВЭФ, поэтому необходимо преобразовать духовность».
Конечно же не вписывается! Как учение Божие может вписаться в безумные глобалистские идеи? Мировые элиты влечет не свет веры, а дух тьмы. К сожалению, некогда христианская Европа сегодня все очевиднее в него погружается. Деньги и выгода заслонили свет и окаменили души.
В мире неуклонно идет процесс переориентации людей от главной высокодуховной задачи спасения души на решение проблем мирской жизни.
Только вот, как писал преподобный Паисий Святогорец, мирские радости не «заряжают» человеческую душу, а лишь засоряют ее. Меж тем, ощутив духовную радость, мы не захотим радости вещественной.
— То, что дух современного мира все больше удаляется от Христа, проявляется во многом. Не скатится ли человечество к совсем нечеловеческому образу жизни?
— Учитывая, какие происходят нововведения в жизни людей, это вполне возможно.
Новый закон об использовании в пищевой промышленности порошка из личинок желтого мучного червя, известного как хрущак, начинает уже действовать на территории стран Евросоюза. И это происходит при том, что данное «новшество» инициировало жалобы и волнения сельхозпроизводителей.
Вместо помощи труженикам Евросоюз решил заменить их товары личинками и червями, якобы сокращая тем самым выбросы парниковых газов в сельском хозяйстве и животноводстве. В Европе (и в мире) создаются фабрики производства белка из насекомых. До какого безумия дошло! За все века своего существования человек не смог такого придумать.
В мире происходит сознательное расчеловечивание людей, то есть все святые устои и понятия богопротивники пытаются стереть, установив централизованный контроль: один для всех закон, один лидер и одна религия.
«Начало мудрости — страх Господень», — читаем в псалме (Пс. 110:10). Избавление от него как раз и порождает массовое безумие. Подлинной основой для нашей духовной жизни должен быть страх Божий, страх отпасть от Него посредством своих грехов, став более доступными воздействию падших ангелов.
Только любовь, радость, мир, милосердие при любых государственных системах Богом посрамлены не будут.
Поэтому так важно постоянно каждому выводить свою душу из тьмы к свету, из безверия — к вере. Не будем забывать, что вечным является только добро. Зло будущего не имеет.
— Но почему же порой преуспевают грешники, а людям верующим Бог посылает испытания?
— Господь хочет приблизить нас к Себе и преумножить нашу добродетель. В каждом испытании таится Божественная воля и польза, которую человек может сразу и не заметить, лишь с течением времени она обнаружится. Известно множество таких примеров, в частности в описании жития святого Антония Великого.
Святой претерпел много всяких невзгод, и прежде всего от нападок бесовских. И вот однажды, изнемогая, он почувствовал помощь Божию и взмолился: «Господи, где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» И был ему ответ от Бога: «Здесь же пребывал Я, но ждал, желая видеть твое усердие и твое ратоборство».
Господь рядом всегда! Мы с вами не в силах изменить мир, но что мы можем сделать — так это постараться меняться самим, живя по заповедям Божиим, раскаиваясь в своих грехах, освобождая свое сердце от их груза. Немалый это труд, но и награда от Бога великая.
Проходя Великий пост и готовясь к Пасхе Христовой, я хочу пожелать всем вам, дорогие читатели, радости о Господе! Чтобы жизнь ваша была радостной даже в скорбях и болезнях. Чтобы освятилась она той благодатью, которую Христос принес на землю.
Если мы будем благодарить Господа, Он не лишит нас Своих милостей.
C архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ
г. Новогрудок