Благословение Святителя

Архиепископ Таврический Иннокентий и Гоголь. К 225-летию со дня рождения святителя

0
2
Время на чтение 9 минут
Фото: Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Святитель Иннокентий (в миру Борисов Иван Алексеевич) родился 12 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил дома под руководством отца. В январе 1810 года поступил во 2-й класс Воронежского Духовного училища; с ноября 1811 года обучался в Орловской Духовной семинарии, находившейся в Севске.

В 1819 году в числе лучших учеников направлен в открытую тогда же Киевскую Духовную академию, которую окончил первым магистром. С августа 1823 года – инспектор и профессор церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской Духовной семинарии, с ноября одновременно ректор Александро-Невского Духовного училища. 10 декабря того же года пострижен в монашество и рукоположен во диакона, 29 декабря – во иерея. В октябре 1824 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры, в декабре определен на должность бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской Духовной академии. В сентябре 1825 года назначен инспектором академии, с января 1826 года – экстраординарный профессор. 16 марта того же года возведен в сан архимандрита.

В Санкт-Петербургской Духовной академии преподавал сначала обличительное, затем основное богословие; используя новейшую западную богословскую литературу, реформировал преподавание наук богословского курса и привлек к ним внимание студентов. Активно сотрудничал с журналом «Христианское Чтение», опубликовал в нем ряд своих сочинений: «Жизнь священномученика Киприана, епископа Карфагенского» (Христианское Чтение. 1825. Ч. 17), «Жизнь святого апостола Павла» (там же, 1826. Ч. 21, 23), «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (там же, 1828. Ч. 29; 1830. Ч. 37; первое отдельное переработанное издание вышло уже после смерти автора в Одессе в 1857 году). В журнале также печатались проповеди и лекции архимандрита Иннокентия (по большей части без указания имени). В мае 1827 года определен членом Цензурного комитета при Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1828 году – членом вновь образованного Комитета для цензуры духовных книг. В сентябре 1829 года утвержден доктором богословия.

В августе 1830 года архимандрит Иннокентий назначен ректором и профессором богословских наук Киевской Духовной академии и настоятелем Киевского Братского монастыря. В 1837 году основал при академии журнал «Воскресное Чтение», в котором без подписи печатались его многочисленные проповеди и статьи. В ноябре 1836 года возведен в сан епископа Чигиринского, викария Киевской епархии; в марте 1841 года назначен епископом Вологодским и Устюжским, в декабре – Харьковским и Ахтырским. 14 апреля 1845 года возведен в сан архиепископа. С марта 1848 года и до конца жизни управлял Херсонской и Таврической епархией. С 1856 года – член Святейшего Синода.

Святитель отошел ко Господу в городе Одессе 26 мая 1857 года, погребен в Преображенском кафедральном соборе; в 1997 году (после причисления к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви) его мощи перенесены в Успенский собор Одессы, а в 2007 году – в воссозданный Преображенский собор, нижний храм которого носит его имя. 30 ноября 2017 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Память его совершается 25 мая /7 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Одесских святых.

Один из просвещеннейших русских архипастырей, владыка Иннокентий был действительным членом Российской академии (1836) и Санкт-Петербургской академии наук (1841), Одесского общества истории и древностей (1840), почетным членом Московской Духовной академии (1844), Киевской Духовной академии (1851), Киевского (1835), Санкт-Петербургского (1849), Московского (1855), Харьковского университетов, Датского Королевского общества северных антиквариев (1836), Общества сельского хозяйства Южной России (1851), Вольного экономического общества (1849), Русского географического общества (1851), Русского археологического общества (1852) и др. Награжден орденами Св. Анны 2-й степени (1829), и 1-й степени (1839), Св. князя Владимира 3-й степени (1835), греческим орденом Спасителя 1-й степени (1851).

Преосвященный Иннокентий, которого называли «русским Златоустом», приобрел широкую известность как проповедник. По мнению многих современников, в искусстве проповеди он произвел настоящий переворот. Митрополит Макарий (Булгаков) свидетельствует: «Имя Иннокентия, как затмившего собою всех проповедников, когда-либо бывших в Киеве, переходило из уст в уста»[1]. Его речи и проповеди получили высокую оценку С.П. Шевырева и И.В. Киреевского; по словам последнего, «все выходящее из-под пера преосвященного Иннокентия принадлежит не одному богословию, оно составляет вместе богатое украшение нашей словесности вообще»[2]. Сочинения его изданы в 1843 году в трех, в 1872–1877 годах – в одиннадцати томах; в 1901 году – в двенадцати томах и многократно переиздавались в наше время. Владыка был близко знаком и состоял в переписке со многими деятелями русской культуры – графом А.П. Толстым, С.П. Шевыревым, М.П. Погодиным, М.А. Максимовичем, А.И. Кошелевым, А.С. Хомяковым, графом А.К. Толстым, Н.Ф. Щербиной, О.М. Бодянским, графом С.С. Уваровым, А.С. Норовым и др.

Знакомство Гоголя с преосвященным Иннокентием относится к тому времени, когда тот был епископом Харьковским. Проезжая через Москву весной 1842 года, владыка узнал о намерении Гоголя совершить паломничество в Иерусалим и благословил его иконой.

 

Сергей Тимофеевич Аксаков

 

Сергей Тимофеевич Аксаков так рассказывает об этом: «…вдруг вошел к нам Гоголь с образом Спасителя в руках с сияющим и просветленным лицом. Он сказал: "Я все ждал, что кто-нибудь благословит меня образом, но никто не сделал этого. Наконец <епископ>Иннокентий благословил меня, и теперь я могу объявить, куда я еду: <…> ко Гробу Господню"»[3]. Гоголь провожал преосвященного Иннокентия, и тот, прощаясь, благословил его образом.

Во время встречи с владыкой Гоголь, по-видимому, условился увидеться с ним в Иерусалиме. В мае 1842 года, накануне своего отъезда за границу, он послал ему экземпляр только что вышедших «Мертвых душ» вместе с письмом (от 22 мая), в котором выражал надежду на встречу у Гроба Господня: «Всемогущая сила над нами. Ничто не совершается без нее в мире. И наша встреча была назначена свыше. Она залог полной встречи у Гроба Господа. Не хлопочите об этом и не думайте, как бы ее устроить. Всё совершится само собою. Я слышу в себе, что ждет нас многозначительное свиданье. Посылаю Вам труд мой. Взгляните на него дружелюбно. Это бледное начало того труда, который светлой милостью небес будет много не бесполезен. <...> Ваш образ, которым вы благословили меня, всегда со мною!»[4].

С этим образом Спасителя Гоголь не расставался, а после его смерти он хранился у Анны Васильевны Гоголь, сестры писателя. Позднее, в 1845 году, Гоголь (как бы отвечая на этот подарок) обращается к Александре Осиповне Смирновой со следующей просьбой: «На выставку академиче<скую> в Петербург прибудет, может быть, весной или летом в числе других картин из Рима головка Спасителя из "Преображения" Рафаэля, копированная Шаповаловым и принадлежащая мне. Отправьте ее от моего имени преосвящ<енному> Иннокентию в Харьков»[5].

Живя за границей, Гоголь следит за выходящими из печати произведениями владыки. Через поэта Николая Языкова он получает в 1844 году трехтомные «Сочинения»; Надежда Николаевна Шереметева посылает ему в 1845 году «Слово на текст молитвы св. Ефрема Сирина» (Харьков, 1844). В апреле 1843 года Гоголь просит своего старого приятеля Николая Прокоповича отправить один экземпляр своих сочинений (только что вышедших в свет) в Харьков преосвященному Иннокентию, а в начале 1847 года шлет тому «Выбранные места из переписки с друзьями».

Свой отзыв о книге владыка передал в письме к историку М.П. Погодину: «…скажите, что я благодарен за дружескую память, помню и уважаю его, а люблю по-прежнему, радуюсь перемене с ним, только прошу его не парадировать набожностию: она любит внутреннюю клеть. Впрочем, это не то чтоб он молчал. Голос его нужен, для молодежи особенно, но если он будет неумерен, то поднимут на смех, и пользы не будет» (из письма М.П. Погодина к Гоголю от 6 мая 1847 года)[6]. Гоголь отвечал преосвященному Иннокентию в июле 1847 года, что не хотел «парадировать набожностию», то есть выставлять ее напоказ: «Я хотел чистосердечно показать некоторые опыты над собой, именно те, где помогла мне религия в исследованьи души человека, но вышло всё это так неловко, так странно, что я не удивляюсь этому вихрю недоразумения, какой подняла моя книга»[7].

 

Обложка книги, посланной святителем Иннокентием Н.В. Гоголю

 

Новая встреча Гоголя с архиепископом Иннокентием состоялась в Москве в октябре 1848 года во время проезда преосвященного из Одессы в Санкт-Петербург. В честь высокого гостя богатый московский купец Алексей Иванович Лобков дал обед, на который пригласил М.П. Погодина и Гоголя. «Вот и владыка к нам из теплых стран пожаловал, – писал он Погодину 20 октября 1848 года, – нынче я имел честь его видеть и убедить завтрашний день у меня разделить трапезу, к которой я вас покорнейше прошу пожаловать. Владыка еще поручил пригласить ко мне же г. Гоголя, но я его не знаю, и потрудитесь это устроить»[8]. Историк Н.П. Барсуков по поводу этого письма заметил: «Не знаем, воспользовался ли Гоголь этим приглашением, но знаем, что Погодин воспользовался оным, о чем гласит запись его в Дневнике под 21 октября 1848 года»[9]. Гоголь на этом обеде все-таки был – об этом свидетельствует запись в дневнике известного знатока церковных древностей Ивана Михайловича Снегирева от того же числа: «Обедал у А.И. Лобкова с преосвященным Иннокентием Одесским <...> Гоголем, Погодиным...»[10].

По всей видимости, Гоголь встречался с владыкой во время своего пребывания в Одессе весной 1848 года (по возвращении из Иерусалима) и зимой 1850/51 года. В июне 1850 года архиепископ Иннокентий узнал о намерении Гоголя приехать в Одессу и передал ему через духовного писателя и публициста Александра Скарлатовича Стурдзу поклон и благословение.

 

Александр Скарлатович Стурдза

 

 

15 сентября того же года Гоголь в письме из Васильевки просил последнего благодарить преосвященного: «Благословенье пастыря есть уже само по себе благодатный подарок, а соединенное с тем любовным чувством сердечного участия, с каким верно оно соедини<лось> у него, вдвойне благодатно»[11].

В гоголевском сборнике выписок из творений святых отцов и учителей Церкви, составленном зимой 1843/44 года в Ницце, содержится изложение восьми (с 5-го по 12-е) Слов книги святителя Иннокентия «О грехе и его последствиях: Беседы на Святую Четыредесятницу» (Харьков, 1844). Выписка представляет собой извлечение из «Журнала Министерства Народного Просвещения»[12].

Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза писателей России

 

 

[1] Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического. М., 1867. С. 28.

[2] Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М., 1861. С. 205.

[3] Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание: В 3 т. Т. 2. С. 640.

[4] Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 12. М.; Киев, 2009. С. 49.

[5] Там же. Т. 13. С. 84.

[6] Там же. Т. 14. С. 285.

[7] Там же. С. 356.

[8] Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: В 22 т. Т. 9. СПб., 1895. С. 475.

[9] Там же.

[10] Дневник Ивана Михайловича Снегирева: В 2 т. Т. 1. М., 1904. С. 419.

[11] Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 15. С. 360.

[12] См.: Там же. Т. 9. С. 135–140.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Алексеевич Воропаев
По благословению старца
Преподобный Макарий Оптинский и Н.В. Гоголь. К 165-летию со дня преставления (7/20.9.1860)
13.03.2025
«Хранитель ангел мой невидимо со мной…»
Памяти монаха Лазаря (Афанасьева), к 10-летию со дня упокоения
05.03.2025
Государственный контролер России
К 200-летию со дня рождения Т.И. Филиппова
28.02.2025
Русский Гомер
«Тарас Бульба» как героический эпос
19.01.2025
Все статьи Владимир Алексеевич Воропаев
Последние комментарии
Путь в никуда, или «Стратегия вымирания»
Новый комментарий от Агафон
26.03.2025 19:37
В день насильственного отречения Царя Николая II от престола
Новый комментарий от Очевидец
26.03.2025 19:18
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.03.2025 17:10
Переговоры вести можно, сдавать позиции нельзя
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.03.2025 16:43
«Путин выбрал Россию, рискнув собой»
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.03.2025 16:12
Жажда справедливости
Новый комментарий от С. Югов
26.03.2025 15:36