Недавно хозяюшка одной из двух недобитых книжных лавок нашего уездного города N предложила читателям делиться впечатлениями от прочитанных книг. Поначалу я решил было не участвовать в эксперименте, ибо, страдая недугом тщеславия, непременно стал бы кичиться начитанностью и превозноситься эрудированностью, как бы забывая о том, что «во многой мудрости много печали» и так далее. Но потом я подумал, что многое из прочитанного мною за последний месяц вовсе не является примером мудрости, и, таким образом, прочтение некоторых книг современных авторов вовсе не умножат познания, стало быть вовсе не «умножат и скорбь».
С другой стороны сам я уже давным-давно мало интересуюсь тем: о чём там написано в книжке, обращая внимание в основном на том – как она написана.
Но увы, нередко бывает, что чтиво не только «ни уму», но и «ни сердцу».
Купил недавно в интернете по совершенно невероятной цене целую коробку книг.
Читаю – так же, как и наша хозяюшка книжной лавки, обычно по несколько книг одновременно. Причём речь идёт не только о том, что сочетаю лёгкое чтиво на ночь с сурьёзной литературой в течение дня, причёт нередко на зарубежной молви, (ибо работа обязывает), но именно о нескольких художественных параллельно.
Решив, что не стоит совсем уж отрываться от читающего коллектива, рискнул пополнить полку дежурной литературы в сверхлёгком весе Рексом Стаутом и Синди Шелдон. Рекса прочитал страниц 7, Шехтеля, то бишь, Шелдона – страницы 3. Ладно, думаю, отнесу в обменный фонд. Авось выменяю на Агату Кристи или Сименона.
Взялся за Мураками. Слог мне у этого именитого японца очень нравится, вот ещё бы чуток поменьше натурализмов в живописании генитальщины, так вообще было бы очень даже неплохо. Набрав целую стопочку покетбуков, перечислю по нисходящей. «Хроники заводной птицы» с огромным интересом прочитал 2 части романа, но третью дочитывать не стал, т.к. понял, что слогом насытился, а сюжет не интересен от слова совсем. Сборник рассказов «Мужчины без женщин» вначале увлекли таким обыгрыванием дегенеративной кафкианской идеи превращения, но в целом разочаровала книга. После «Конца света…» ожидал гораздо большего. Тоже отдам в обмен. А вот «К югу от границы…» пока что подержу. М.б. просто не с того бока лёг, что не понравилось. Лежит ещё кое-что, в частности, книжка про марафонский бег, которая по свидетельству человека, весьма мною уважаемого (Максима Воробьёва, тоже марафонца и тоже писателя, хотя и не так знаменитого), в принципе, неплоха. Но это – на потом. Хватит уже Японии с их какой-то бесстрастной физиологичностью вместо души.
Решил немного здоровой пищи употребить. Борис Шергин «Океан – море Русское». Вот уж слог – так слог! Но сюжет почти не трогает, хотя в качестве превосходных картинок житья-бытья поморов – лучше не было, и, наверное, не будет. Нашёл в тенетах аудиоверсию книги, так что послушаю, если что. А книгу определил на полку с литературой солидной, которую надо бы и детям наследовать.
Следующим был Артуро Перес-Реверте «Кожа для барабана». Перевод – Натальи Кирилловой. Уточняю имя переводчика, т.к. перевод очень хорош. Это, несомненно, литература. Не просто пиф-паф, и не просто некие «игры в бисер», высокоэстетичные, но не пойми о чём. Но – вместе с тем – книга глубоко огорчила. Поскольку сюжет исключительно интересен – столкновение небитой «чёрной аристократии» с финансовым капиталом. Впрочем, тут Монтекии и Капулетти не враждуют, а просто тихо ненавидят друг друга, ибо уже соединены узами Гименея. Но главное – столкновение католического традиционалиста с католическим же функционером. Понятно, что автор целиком и полностью на стороне функционера, тем паче, что тот не какой-то там циник законченный, а эдакий… «солдат Ордена», который сам-то давно уже ни во что не верует, но солдат. И как таковой до конца сопротивляется соблазнам, как телесным, так и – чуть было не сказал «духовном»…. нет, конечно. Духовности в книге о жизни современных католиков нет и не предвидится. Там и Христа-то нет. Так, масонская «вера вообще». Нашим безбожникам-интеллигентам «зайдёт».
Ии каким разительным контрастом после этой книжки стал роман Олеси Николаевой «Инвалид детства!» Вот уж где – и юмор, и сатира, и Христос, и искушения! И во всём правда жизни. Кто воцерковлялся после перестройки, тот согласится с тем – насколько точно передана атмосфера! Очень хорошая книга. Не такая масштабная как «Мене. Текел. Фарес», но оказалась вовремя и в нужном месте. Особенно после утончённого безбожия Переса-Реверте и невероятно стильной бездуховности Мураками.
Про Шехтеля уж помолчу!
Вот так. не мертва наша литература, просто не на то обращаем внимание.
Надо почаще вспоминать о тех, кто рядом с нами. И Владимира Крупина не забывать. И Василия Дворцова. И относительно молодых (вот так нынче, шестой десяток, а всё в «молодых»)) – хоть Алексея Шорохова, хоть Максима Шмырёва.
Конечно, желательно не забывать и «наше всё».
Обязательно – время от времени, если уж и не читать с бумаги, так хоть слушать Александра Сергеевича.
Всем рекомендую «Евгения Онегина» в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Просто чтобы вырабатывать не то, чтобы вкус к словесности, а иметь под рукой камертон.
Иначе заглотнём и Шехтеля и всех прочих.
Новозыбков, 16 февраля 2025