В данной статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Делается акцент на традиции православной культуры в воспитании в сельской школе. Анализируются результаты работы в урочной и внеурочной деятельности. Представлена работа православного музея в кабинете православной культуры имени святого благоверного князя Александра Невского. Отражена краеведческая работа в системе духовно-нравственного воспитания в сельской школе.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является приоритетной задачей в сфере воспитания детей и ставит задачу развития высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
На вопросы духовно-нравственного воспитания отвечает сложившаяся традиция православной культуры воспитания, которая испокон веков питала духовные силы русского народа и позволила появиться настоящим гигантам мысли и духа на нашей земле, которые зачастую определяли нравственный, а иногда и политический путь русского, а позже и российского общества. Среди них мы, прежде всего, выделяем преподобного Сергия Радонежского, святителя Филиппа (митрополита Московского), священномученика патриарха Гермогена, святых благоверных великих князей Александра Невского и Дмитрия Донского. Достоевский писал: «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным», что безусловно подчеркивает специфику русской ментальности.
На протяжении многих лет было налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашей школы, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы Симбирской епархии, ныне почившим протоиереем Михаилом Качаловым. Сегодня совместно с храмом ведется плодотворная работа в следующих направлениях:
1. В урочное время – учебный предмет ОРКСЭ, который является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений – уже на протяжении 12 лет родители выбирают модуль «Основы Православной Культуры». Рабочая программа по ОРКСЭ включает краеведческий раздел, (например, на уроке ОПК «Храм» учащиеся знакомятся с историей образования нашего села, дату постройки храма и из каких частей он состоит [2, с. 21], кто является его основателем). Также необходимой частью обучения на уроках является исторический раздел, включающий в себя такие разделы как строительство волжской засечной черты, основание крепости Симбирск и Симбирско-Ульяновского края [3, с. 256].
2. Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в школе реализуется по авторской комплексной образовательной программе внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Возроди мир в своей душе» (автор, учитель ОРКСЭ высшей категории Калёнкова О. С., учитель истории и обществознания Краснова Р. Р.)
С 2012 года наша школа реализует программу «Социокультурные истоки», внеурочный курс «Родные истоки» (1-4 класс) и «Духовные родники родного края» (5-9 класс). Главная задача курсов «Родные истоки» и «Духовные родники родного края» – развитие у школьников интереса к истории родного села, своей малой родине как части одной большой и единой страны. Использование программы «Социокультурные истоки», является актуальным и необходимым в реализации основных идей ФГОС НОО, отвечает требованиям времени и позволяет строить образовательную деятельность с учетом специфики образовательного учреждения.
С 2010 года в школе работает клуб «Истоки», который занимается поисково-исследовательской деятельностью. В храме сохранены архивные сведения об истории села Большие Ключищи и трех храмов. В результате краеведческой работы совместно с ребятами собран богатейший краеведческий материал.
3. В летний период реализуется авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Малая родина – большая любовь», которая является победителем регионального этапа конкурса и продолжением авторской комплексной программы внеурочной деятельности «Возроди мир в своей душе» (1-9 класс). С 2016 г. было организовано 7 экскурсий для 350 детей православной смены оздоровительного загородного лагеря «Огонёк». Духовно-туристический маршрут «Ключищенская земля православная» включает в себя 9 объектов для посещения, но особое место отведено двум памятникам архитектуры XIX века: Храм Покрова Пресвятой Богородицы 1872 года постройки [1] и Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Елшанка 1824 года постройки [4, с.13].
12 сентября в средней школе имени В. Н. Каштанкина села Большие Ключищи Ульяновской области состоялось открытие кабинета православной культуры имени святого благоверного князя Александра Невского.
Класс для изучения «Основ православной культуры» был открыт по инициативе благочинного Новоульяновского округа, настоятеля Троицкого храма г. Новоульяновска иерея Николая Генсицкого и настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи иерея Максима Пичугина при поддержке главы администрации МО «Ульяновский район» Сергея Горячева.
Митрополит Лонгин совершил молебен и чин освящения кабинета. Управляющий епархией передал для школы комплекты учебной литературы.
В православном кабинете открывается музей православной культуры.
Целью создания музея явилось сохранение истории православной церкви и её роли в селе Большие Ключищи. История старейшего православного храма Симбирской губернии неразрывно связана с историей самого села и всех ключевых событий, в нем происходивших.
В экспозиции нашего музея представлено более ста предметов, документов и церковных книг, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVIII века и до наших дней. Среди экспонатов – православные книги XVII-начала XX века.
Значимой частью целевой аудитории музея являются учащиеся школы, воспитанники Реабилитационного центра «Восхождение», с которыми налажено тесное взаимодействие. Разработан цикл культурно-образовательных программ для обучающихся в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики народов России», адаптированных для школьников, согласно требованиям ФГОС, с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.
Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков, но все же основная форма работы музея – экскурсии.
Совместно с активом музея разработан цикл экскурсий:
- истории Московской Патриархии,
- история Симбирской митрополии,
- история утраченных храмах Симбирска,
- святые покровители города,
- истории создания и возрождения трех монастырей Симбирской митрополии,
- история села Большие Ключищи,
- история храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи,
- отдельная экскурсия, посвященная жизни и деятельности по восстановлению храма ныне почившего настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи протоиерея Михаила Качалова.
Православный кабинет – это не только учебный кабинет, в котором проводятся уроки ОРКСЭ, ОДНКНР, внеурочная деятельность социокультурного направления «Истоки», но и некая педагогическая мастерская, где проводятся музейные занятия, экскурсии, акции, мастер-классы и т.д.
Школьный музей – это территория неограниченных возможностей, место, где каждый ребенок может проявить свои таланты, самостоятельно собрать информацию, рассказать о людях, которыми гордится семья, рассказать о результатах своей деятельности одноклассникам, проявить себя в роли исследователя и экскурсовода.
Таким образом, основной идеей, целью и задачей в работе с учащимися в православном кабинете, является сохранение, популяризация и трансляция основополагающих традиционных духовно-нравственных ценностей средствами музейной педагогики. Для реализации данного направления применимы все формы и методы работы с посетителями: начиная от традиционных экскурсий, лекций, музейных занятий, и заканчивая музейными акциями, разноплановыми интерактивными мероприятиями, творческими мастерскими и мастер-классами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- ГАУО Ф. 134, оп. 8, д. 60. Дело о постройке церкви в селе Ключищах Симбирского уезда.
- Мартынов П. Л. Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском уезде : очерки / П. Л. Мартынов. – Симбирск: Губ. тип., 1896. – 30 с.
- Мартынов П. Л Селения Симбирского уезда: материалы для истории симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде / П. Л. Мартынов. – Симбирск: Типолитография А. Т Токарева, 1903. – 619 с.
- Яхонтов А. К. Арбугинские слободы. Церковно-исторический очерк / А. К. Яхонтов // Симбирские Епархиальные ведомости. – 1905. – № 1. – С. 19-20.
Калёнкова Ольга Сергеевна, учитель истории и ОРКСЭ (модуль православная культура) МОУ Большеключищенская СШ имени В.Н. Каштанкина
Краснова Рамиля Рефкатьевна, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания МОУ Большеключищенская СШ имени В.Н. Каштанкина