Христос – единственное оружие
Прийти в гости в монастырь Девич к монахиням во главе с матушкой Анастасией, которые в своей жизни регулярно становятся свидетелями огромных жертв, означает встречу с настоящими воинами Христовыми и с небывалым мужеством. Монастырь с церковью, посвященной Введению Пресвятой Богородицы, расположен примерно в пяти километрах к югу от Србицы, на окраине центрального Косово, в приграничной зоне с Метохией.
Сегодняшний облик Девича – это результат многочисленных сносов и надстроек за пять столетий его существования. Средневековая сербская святыня расположена глубоко в лесу, в уединении, на холмистых склонах печально известной Дреницы, где сербы были зверски убиты албанскими экстремистами, начиная с 1998 года, особенно в 1999 году, а затем и в 2004 году, когда они полностью истребили эту местность с сербами. 18 марта 2004 года монастырь Девич и пять монахинь были окружены более чем двумя тысячами албанских вандалов. Снесли всё: монастырскую церковь и подсобные помещения, снесли общежитие и часовню святителя... а потом святыню превратили в руины и пепел. Только огромное мужество французских солдат из КФОР спасло монахинь от неминуемой гибели.
Французские солдаты рядом с сербами
В современной, не столь счастливой сербской истории судьба Девича необычным образом связана с Францией, а точнее с благородными и самоотверженными членами французского подразделения КФОР, которые в определенном смысле несут ответственность за существование монастыря сегодня. Французы дважды спасли жизни монахинь: в 1999 году и в погроме 2004 года! Если бы их убили, монастырь уже стал бы трагическим прошлым.
Жак Огар, высокопоставленный офицер французской армии, своим благородством вписал себя золотыми буквами в современную сербскую историю. Бывший командир специального французского подразделения КФОР в 1999 году спас монастырь Девич. С тех пор полковник Огар находится в сердцах сербов и в молитвах сестёр монастыря Девич. Этот доблестный солдат, видя, как члены ОАК (прим. Освободительная армия Косово — экстремистская военизированная организация косовских албанцев, боровшихся за отделение Косова от Союзной Республики Югославия (СРЮ)) жестоко нападают на монастырь Девич, разрушая и сжигая его, нападая на монахинь, вместе со своими солдатами защищал святыню и сестёр. За благородный и самоотверженный труд СПЦ наградила его орденом Святого Саввы.
Полковник Огар, которого сербы называют «христианским офицером», лидер французских сил специальных операций в Косово и Метохии, выполнявший миссию со своим элитным подразделением в 1999 году, оставался там всего две недели, с момента подписания Кумановского соглашения и до прибытия миротворческих сил. Этого ему было достаточно, чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в южно-сербском крае, где сербский народ является единственной жертвой в Косово и Метохии. После 26 лет в армии Огар оставил военную службу после возвращения из Косово и Метохии в 2000 году. Затем он рассказал СМИ Сербии, «Политике» и «Вечерним новостям», что в Косово и Метохии он убедился в глубокой истории сербских веков и в том, что «Косово не только наполнено сербским наследием, но и является одной из европейских колыбелей христианства».
В конце 2014 года в Культурном центре Сербии в Париже Жак Огар продвигал книгу «Европа умерла в Приштине», посвящённую 15-летию бомбардировок Сербии.
Следуя по стопам своего полковника Огаря, пять лет спустя солдатам французских КФОР в кровавом марте 2004 года пришлось вновь спасать монастырь Девич и монахинь. Когда прибыли французские солдаты, бунтующая масса шиптарей (прим. нежелательная на официальном уровне славянизированная форма обозначения албанцев) под командованием ОАК уже совершила кровавое деяние над святыней. Монахини горели. Словно сам Бог послал им французов, и 18 марта на место происшествия приземлился французский вертолет КФОР, и бойцы выхватили монахинь из пасти человеко-зверей, эвакуировав их в Косовскую Митровицу, где располагалась французская база. Монахинь спасли в последний момент.
Запретная территория
Когда мы проезжаем пресловутый ручей Кеч, длинную колонну наших автобусов возглавляют и сопровождают машины КПС (прим. Косовская полицейская служба). Включают мигалки и сирены, требуют, чтобы водители ехали быстрее, предупреждая, что это опасный и длинный участок. Мы не боялись. Зачем бояться? Тех сербов, которые не были убиты, ранены, превращены в жертв торговли человеческими органами, албанские экстремисты насильно изгнали. Они очистили Дреницу от сербов. Были сожжены православные села, разрушены школы, церкви, распаханы кладбища... Мы знаем... проходя по «запретной территории», что это запустение, сорняки и кусты, возникающие из руин и разрушенных очагов... что это сербские деревни... Сейчас в Косово и Метохии большинство сербских деревень и культовых сооружений давно сровнены с землей, а на их месте по приказу Хашима Тачи построены бензоколонки, казино, трактиры, таверны, а также тут процветают здания сомнительного происхождения, где возникла проституция и преступность, торговля наркотиками... Вся территория Косово и Метохии искажена. Делается всё, чтобы удалить как можно больше следов существования православия на этой территории.
К сожалению, сербские историки, ученые и журналисты не имеют свободного доступа к этому месту, чтобы зафиксировать это горе и непостижимую для сербского народа Голгофу. Мы пробираемся через лесные массивы, где в радиусе 25 километров нет уже ни одного живого сербского дома, кроме монастыря Девич, судьба которого – погибать в каждой войне и вновь восставать из пепла и страданий.
Подойдя ближе, мы вспоминаем события, сделавшие святыню одной из самых мученических наряду с монастырем Св. Архангелов, что недалеко от Призрена, который также был сожжён дотла в марте 2004 года. Сербский народ восстанавливает из пепла и ту, и другую святыню.
Визит в Девич состоялся в день Св. Иоанникия Девичского, сербского святого, жившего в конце 14 – начале 15 веков и основавшего это место поклонения. За каждым автобусом следовали машины КПС и полицейские, вооруженные до зубов. По дороге, на плато у подножия холма, возле святыни, мы насчитали 30 автобусов, прибывших из центральной Сербии и Воеводины, Черногории, Республики Сербской, а также из сербских городов Косово и Метохии.
Трудно было прорваться к главному храму, где епископ Рашко-Призренский Теодосий вместе с монахами и духовенством служил Литургию.
Слева от алтаря стояли монахини и настоятельница. Много времени и сил ушло на строительство монастыря, на оборудование храма для богослужений. Даже сейчас видны следы албанских злодеяний, повреждены фрески, а также алтарь.
Враг на протяжении всей нашей истории, полной страданий и испытаний, многократно сжигал это святое место, но святитель Иоанникий Девичский проявил свою силу, ведь нет большего чуда, чем то, что здесь снова совершается Литургия. Несмотря на неопределённый путь, опасности... сегодня Славу в нашем монастыре Девич посещают сотни верующих, приехавших со всего мира. И это чудо – чудо любви, как сказал, среди прочего, в своей проповеди епископ Феодосий.
Я скучаю по нашим французским друзьям сегодня. Если бы случайно полковник Огар и отважные французские солдаты приехали в Девич на торжество, их ждало бы почетное место. Сербы никогда не забывают друзей.
После Литургии и причастия многочисленных гостей угощали праздничным обедом. Хотя на дворе 15 декабря, день ясный и тёплый, как весной. Осматриваем просторные и ухоженные монастырские ворота. Там полно людей. Все как большая семья. На небольшом возвышении из коричневого тесаного камня выросли новые постройки, в которых расположены жилые помещения, монастырская гостевая столовая, лавка и мастерская. У подножия, где заканчиваются ворота, как немое свидетельство, до сих пор стоят остатки руин.
У игуменьи Анастасии, пользующейся большим авторитетом в народе и у монашества, сегодня сияющее лицо. Она и её пять монахинь живут ради этих моментов целый год. А когда всё заканчивается и уходит последний автобус, они снова остаются одни.
После вывода сил КФОР в апреле 2012 года сюда пришли сотрудники КПС, но мы им не доверяем. Дело в том, что они рассредоточены в монастыре и рядом с нашей святыней, а нас до сих пор грабят воры. Они вырубают и отбирают монастырский лес, используют наше имущество, крадут всё, что могут найти, а нам не дают выйти за ворота. В тот день, когда монастырь сгорел и нас спасли французские солдаты, КПС открыли двери нашей святыни, чтобы дикая и буйная толпа могла войти в монастырь в как можно большем количестве и добить его, грабя и поджигая. Даже сегодня я содрогаюсь, думая об этом. Тем не менее, Господь даёт силы строить из пепла, даёт нам силу молитвы, утверждает нас в вере и любви. Мы всегда с Господом. Он не оставил нас. Мы будем молиться и защищать монастырь и Святителя, пока мы живы и существуем. Наша единственная защита – это наши молитвы, как говорит матушка Анастасия.
Чтобы приблизиться к Св. Иоанникию Девичскому, которого особенно уважают сербы из Косово и Метохии, потребовалось время и терпение. Рядом с житием святителя стоят два монаха и покаянно читают молитвы за каждого прибывшего верующего и его родственников...
При расставании... слезы и печаль в наших... и монашеских глазах...
ИЗ АРХИВА: Отчет КФОР/МООНК за 18 марта 2004 г. (КФОР – международные миротворческие силы в Косово под руководством НАТО; МООНК – Миссия ООН в Косово).
Девич сгорел дотла
Монастырь Девич (15 век) сгорел дотла, а могила св. Иоанникия Девичского была вскрыта и осквернена, гробницу албанцы подожгли.
(Отчет КФОР/МООНК во второй половине дня: 2000 демонстрантов собираются и направляются к монастырю Девич, пять монахинь эвакуируются, демонстранты подожгли монастырь). В монастыре было разрушено около 20 различных вспомогательных монастырских построек (жильё, склады, конюшни и т. д.).
Из книги «Живая вера православная». Перевод Алексей Гладков