Поздняя весна — самое красивое время года в Бане возле Прибоя.
Подъезжая к дороге, мы видим высокую каменную ограду, опоясывающую две монастырские церкви и все имение с постоялыми дворами и рекой. Над монастырем Святого Николая возвышается лесистый холм. На левой стороне холма расположены недавно отреставрированные здания старого и нового целебных источников, из которых большим потоком течет теплая вода, образуя водопад и спускаясь в монастырскую долину.
Местные жители рассказывают, что когда наступает зима и дует снег или стоит сильный мороз, из курортной реки Яза испаряется теплая вода, и пар поднимается в небо, как густые волны тумана. Курорт исцелял людей на протяжении веков. Где-то кто-то писал, что сербскому королю Стефану Дечанскому прямо в монастыре св. Николая вернулось зрение! Его отец, король Милутин, ослепил его, а Бог позволил праведному королю Стефану прозреть на юго-западе Старой Сербии. Здесь произошло чудо!
В знак благодарности Богу и Святителю Николаю король Стефан Дечанский отреставрировал церковь и монастырь. Замечательный сербский король и мученик, отец царя Душана. Святилище спрятано в живописной холмистой долине, окруженной со всех сторон сосновыми, грабовыми и липовыми холмами. Соловьи поют. У ворот древнего монастыря опьяняюще пахнут липы. Они нежно охраняют белое святилище... и нет человека, у которого не затаило бы дыхание, увидев эту средневековую красоту.
Рядом журчит курортная река Яз, берега которой когда-то были украшены нагромождениями из тесаных камней. Мшистый камень. Берег Яза усеян травой... вода прозрачная, хорошо виден песок и камни. А бурлящая вода и волны образуют небольшие водовороты. Река чудесно пахнет... Сверкающая и теплая, она течет к своему устью в Лиме. В прошлом в монастыре были свои водяные мельницы, а на месте сегодняшней беседки, где сейчас играются дети, находились конюшни. Чудесные леса, колышущиеся липы, райские запахи, чтобы человек остался здесь навсегда. В тени лип, почти превышающих высоту святилища, стоит старинная церковь Св. Николая Мир Ликийского.
Кресты поднимаются от куполов в небо. Мы смотрим на солнце сквозь пышный полог, лучи которого ослепляют нас. Вестибюль полуоткрытый, состоит из равных белых арок с западной и южной сторон. У портала вымощенный камень, уже отполированный ветрами, шагами и веками. Вокруг церкви, которая сияет белизной под июньским солнцем, также проходит мощеная дорожка, огибающая место поклонения.
Входим в церковь, окутанную запахом ладана. Свечки горят. И горит большая свеча возле алтаря... Святыня как будто ждала нас, как будто знала, что мы придем к ней в гости, чтобы поклониться Богу, нашим предкам, сербским панам, Неманичам, Войиновичам... и древним фрескам. Невозможно отделаться от впечатления, что они вот так стареют: фрески, которых больше нигде нет. Сохранившееся искусство фресковой живописи относится к 12 веку. Мы входим в храм. А пол выполнен из старинных мраморных плит, которые были подобраны и украшены так, что он выглядит как золотая мозаика. Между централньной иконой и алтарем на мраморном полу выгравирован герб Неманича. Это уникально! Это большая честь родиться и вырасти здесь, рядом с великой сербской святыней, с молитвой, песней Яза, звоном колоколов и запахом лип и сосен.
Мы наблюдаем выцветшие фрески основателя. С восхищением смотрим на знаменитую фреску Святого Николая. Он красивый, мощный, величественный, огромных размеров. И святой, как бы молясь и вразумляя, строго смотрит на нас... В церкви хоть и полуосвещено, но все блестит, и старые иконы, и каменный пол, и ливень... Лампады мягко покачиваются. Нам не хочется покидать главную церковь.
Нас словно связывает тонкая многовековая, чарующая, загадочная нить. И первое впечатление, когда сюда ступаешь — великолепие и тайна. Входим в монастырскую сокровищницу, которая находится в церкви Успения Пресвятой Богородицы, справа от алтаря. В стеклянных витринах: короны, одежды расшитые золотом, древние книги, молитвенники, Катехизис XIV века... кадильницы, украшенные серебром и золотом иконы — XIII, XIV, XV веков. Мы рассматриваем архиерейские облачения, митры, золотые и серебряные подсвечники, церковные украшения, перстни... богатство великое, бесценное. Слева от главного храма находится церковь Св. Илия из коричневого камня, недавно реконструированная. Мы поражаемся тому, насколько красиво все создано в маленькой церкви, которая, однако, эксперты не уверены, относится ли она к раннему или позднему средневековью. Переходим по деревянному мосту и смотрим на чистую, теплую реку. Что бы сказала река, если бы могла говорить, и что сказал бы нам каждый камень в древнем святилище? На чьих фундаментах наш Неманья построил святыню?
С левой стороны небольшой подъем, а на возвышении старинная монашеская сторожка, построенная из дерева.
Возвращаемся по травяной тропинке под главной монастырской церковью Св. Николая. Смотрим на недавно построенную гостиницу. В старой — монахини и монах Савва, а в новой — местный священник с семьей. Мы прикасаемся к теплой воде и слушаем журчание, которое мы никогда не забудем.
На солнце блестит ручей, который перекатывается по сверкающем камням, а вдали от ворот, в нижней части луга, купаются дети. Так было еще полвека назад... так же под монастырем Святителя Николая протекала благоуханная речка.
А сегодня... на благоухающей реке радуются уже другие дети.
Биляна Живкович, писательница, журналистка, председатель Общества православных женщин Сербии под покровом России, из книги «Жива вера православная»