Пришло время поделиться личным врачебным и волонтерским опытом наблюдений, к сожалению, уже далеко не единичных историй, когда медицинские работники в воинских частях и прифронтовых госпиталях, а порой и в глубоком тылу, игнорируют те или иные телесные ранения, травмы психики и нервной системы участников СВО, степень их тяжести, опасную с точки зрения снижения подвижности воина во время выполнения боевых задач локализацию ран, оперативности и стабильности его мышления, внимания, памяти, возвращая их обратно на позиции. По сути, отправляя нуждающихся не в 30-тидневном отпуске после ранения и лечения в госпитале, но в продолжении диагностики повреждений, уточнении диагнозов, реабилитации и постреабилитационном сопровождении, некоторые военные медики, врачи и фельдшеры обрекают наших ребят на «билет в один конец». Свежо в памяти июньское обращение раненых и отправляемых недолеченными на передовую бойцов к Верховному главнокомандующему.
Как показывает личный опыт обработки обращений, особо нарушаются права рожденных в Донецком и Луганском регионах. Со слов самих бойцов и их родственников, в отличие от рожденных на «большой земле», у этих мужчин прав значительно меньше. Проблемы же посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников СВО и членов их семей для представителей Министерства обороны вроде как и не существует. Хотя она однозначно есть и наблюдается у многих возвращающихся с линии длительного боевого соприкосновения с врагом. Об этом моменте выпускал подробный обзор и делился отдельно тем, как правильно диагностировать данное серьезное нарушение психической и нервной деятельности, а также к каким последствиям для личности воина, государства и общества в целом приведёт игнорирование этой все более грозной и сложной, нарастающей проблемы.
Этой проблеме уже более полутора лет. Телеграм-канал «Прямое действие Z» в одной из своих июльских публикаций кратко изложил суть вопроса. Многие бойцы пытаются решить её в частном порядке, без шумихи. Волонтеры, кто более или менее разбирается в медицинских и юридических вопросах, овладел протокольным языком заявлений-ходатайств-жалоб стараются помочь им в этом, но проблема с каждым днем становится всё более масштабной. Энтузиасты своими силами в ущерб личным профессиональным обязанностям и семьям могут помочь лишь единицам. Подробности. Процесс защиты прав и здоровья воинов СВО растягивается на месяцы, потому что военная прокуратура и военные следственные органы перегружены обращениями по иным поводам. За это время, если бойца в таком состоянии отправят на «передок», финал может быть трагичен.
Сначала показательный пример не из личной врачебно-волонтерской практики. Эту историю нам поведал новостной Telegram-канал «Baza». Полный тёзка Маршала Победы Георгий Константинович Жуков, побывавший в украинском плену, полтора года служит на передовой без отпуска. По его словам, после возвращения из плена ему было обещано, что на передовую он больше не попадёт. Родился в 1985 году в Алчевске, ЛНР. До начала боевых действий на Донбассе работал на Алчевском металлургическом комбинате. После 2014 года ездил по России, работал разнорабочим, завёл семью и ребёнка, затем вернулся в Алчевск, чтобы помогать пожилым родителям. В марте 2022-го был мобилизован и отправлен без какой бы то ни было подготовки на передовую под Лисичанск. В ноябре того же года пленён ВСУ. Волонтёры «Красного креста» смогли добавить Георгия в список на обмен – в феврале 2023 года он был возвращён в Россию, прошёл фильтрацию и две недели провел в госпитале в Москве. Затем отправился в Луганск, где в местном госпитале пробыл ещё два дня и вернулся погостить к родным в родной Алчевск на четыре дня. После этого алчевский военкомат вдруг решил, что боец сбежал, результатом чего стало оформление военнослужащего как самовольно оставившего часть (СОЧ) и подача его данных в федеральный розыск. Военная полиция без труда нашла Жукова по месту пребывания в ЛНР и отправила, нарушив свое обещание, на передовую. При этом, как «Базе» рассказали родные бойца, после плена бойцов нельзя отправлять на передовую: они могут служить только в снабжении, эвакуации или в ремонтном батальоне. Жуков пытался доказать командованию, что его нельзя отправлять на штурм, но, по словам родных, его никто не послушал.
В итоге военнослужащий воюет на передовой без отпуска с марта 2023 года. В беседе с корреспондентом признаётся, что больше всего боится снова попасть в плен. Родственники воина отправили обращения в военную прокуратуру, уполномоченному по правам человека, но, как в той песне: «Крикну, а в ответ тишина». При этом к нему домой продолжает приезжать военная полиция, сотрудники которой каждый раз удивляются, как так вышло, что он снова на СВО. Взято отсюда.
У автора сейчас в активной фазе разбирательств, попытке помочь не отправляться на фронт, с ухудшившимся после участия в боевых действиях состоянием здоровья, два подобных случая. Считаю необходимым поделиться с читателями, поскольку, повторюсь, такие истории стали встречаться всё чаще.
В одной из них у молодого 19-летнего воина небольшой осколок остался в районе коленного сустава. Ранение в паховую область и область лопатки медслужбы части и крымского госпиталя признали, а вот боли в колене и отек болезненного места никак не желали замечать. На руки рентгеновские снимки и компьютерная томография бойцам не выдаются, что очень удобно. Ведь так можно резко уменьшить степень тяжести ранения, а значит снова добро пожаловать на передовую! И каков здесь финал истории – вопрос крайне размытый.
Огромная благодарность подключившимся к решению вопроса в пользу бойца, его жизни и здоровья новочеркасским и ростовским докторам. Осколок обнаружен и зафиксирован в исследованиях и заключениях по ним соответствующих специалистов.
Сражение за справедливый исход этой истории еще не окончено. Была попытка повторно провести Военно-врачебную комиссию (ВВК), но уже не на территории воинской части, к которой приписан боец и где кроме 30-дневного отпуска никаких действий, способных прояснить неблагоприятную для него картину и помочь ему поскорее восстановиться, не предпринято, а в том месте, где мы проходили дополнительное обследование и где, возможно, будет проходить реабилитация. Военно-врачебные комиссии после получения ранений можно пройти в реабилитационных центрах и пунктах. Об этом заявлял в декабре 2023 года президент России В.В. Путин на прямом эфире «Итоги года с Владимиром Путиным», отвечая на вопрос о необходимости возвращения бойцов в части после ранений для прохождения комиссии. Мы попробовали. В итоге из части отправили в абсолютно иной регион, по месту ее дислокации и по последней информации боец с травмированным коленом отправлен на передовую. По крайней мере, запись, которой можно оспорить решение командования части, на руках.
Еще более трудный путь разрешения ситуаций, когда наши герои, своим фактом участия в битве за Русский мiр уже доказавшие это, незаконно внесены в список самовольно оставивших часть (СОЧ) и в некоторых случая в федеральном розыске МВД России как «уклонисты». Так произошло в изложенном ниже повествовании борьбы за права воина-добровольца, бравшего в свое время «Азовсталь». Она продолжается уже более полутора лет. Ее фрагмент предлагается вашему вниманию.
Типичная история борьбы за попранные права бойца из ЛНР
В настоящее время дознавателем из Донецкой военной прокуратуры по заявлению автора проводится проверка действий командиров в/ч 08805 (расформирована) и в/ч 34487 (в составе МО РФ), а также неправомерности решений 121-го военно-следственного отдела (по гарнизону) СК РФ по ОНВ(с) г. Донецк. Задача – прекращение незаконного уголовного преследования воина К. [Ф.И.О. скрыта по понятным причинам] в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
С бойцом в начале лета нотариально оформлена доверенность на защиту его интересов во всех военно-следственных, прокурорских, судебных, медицинских и иных учреждениях. С того времени я являюсь законным представителем интересов К., уроженца Луганской Народной Республики. Мне достоверно известно, что с начала проведения Вооруженными силами РФ специальной военной операции на Украине, 25.02.2022 г., Евгений К. записался добровольцем, прибыв на сборный пункт г. Первомайска и был направлен в город Макеевку Донецкой Народной Республики, где был зачислен в ряды Народной милиции ДНР, в/ч 08805, получив должность: стрелок, помощник гранатометчика 123 полка 4-го батальона 3-й роты 2-го взвода. На протяжении последних почти 2-х лет в отношении него систематически нарушаются конституционные права, командование его воинской части вводит в заблуждение вышестоящих командиров о его дееспособности и возможности выполнять боевые задачи, в то время как, по сути, он является инвалидом по состоянию здоровья, трижды прооперирован: на пояснице, сосудах сердца и нижних конечностей. Более того, с 20 сентября 2023 года г. в ЛНР своим командованием воин объявлен в федеральный розыск как уклонист от армии.
Особо отмечу, что, находясь в зоне проведения СВО, К. не подписывал контракт ни с Народной милицией ДНР, ни с Министерством обороны Российской Федерации. Кроме того, он не был мобилизован 01.01.2023 г., как утверждает в своих пояснениях вышестоящему руководству командир войсковой части 34487 майор М., вводя в заблуждение вышестоящее командование.
19 февраля 2022 года К. увидел по телевизору обращение главы ЛНР Леонида Пасечника, в котором тот обратился «ко всем мужчинам, способным держать в руках оружие» с просьбой «встать на защиту своей земли», после просмотра которого он с друзьями направился в пункт сбора защитников Донбасса и Луганщины от администрации города Первомайска добровольцем. Повестки о мобилизации он на руки не получал и документ о ее получении не подписывал.
Подытоживая свои обращения, резюмировал следующее – житель города Первомайска Луганской Народной Республики К., за права которого я вступился, пошел защищать свою землю добровольно, по зову сердца, напомню, ни с кем никакой контракт не подписывая, никаких бумаг не заполняя, и нет его вины в том, что в дальнейшем во время несения воинской службы ухудшилось состояние здоровья. Шёл не на контракт с Министерством обороны РФ, не на списание долгов и кредитов, ипотечных историй, не был мобилизован, никаких повесток не получая и о факте своей мобилизации ничего не знал, а встал в строй добровольцем как русский воин, русский солдат. И это его, передвигающегося с тросточкой, с поражениями сосудов сердца и нижних конечностей, множественными сдавливающими позвоночник грыжами в пояснично-крестцовом отделе возжелали видеть командиры войсковых частей № 08805 и № 34487 в окопах, атакующего противника и успешно уворачивающегося от смертоносных дронов-камикадзе? Умертвить таким образом захотели???!!! Это его, регулярно оповещающего о ходе проведенных исследований, операций, постоперационной реабилитации, лечения решили, спрятав все сведения о его заболеваниях, публично опозорив, назвать уголовником, подав в Федеральный розыск? Его – героя, бравшего «Азовсталь»? Тогда уголовные дела необходимо возбуждать в отношении этих должностных лиц. И поставить вопрос о служебном несоответствии сотрудников 121-го военного следственного отдела (по гарнизону) Следственного комитета РФ по ОГВ(с) города Донецк. С такой резюмирующей частью заявление сейчас находится на рассмотрении в Военной прокуратуре Донецка. О результатах проведенных проверок и принятых процессуальных мерах в отельном материале, как только таковые будут приняты и о них будет в установленные законом сроки.
На момент публикации все материалы по обращению направлены проверяющим органам в регионе нарушения прав воина: из штаба Южного военного округа в штаб Объединенной группировки войск (сил) выполняющих боевые задачи на новых территориях.
С автором обращений и данного обзора вышел на связь дознаватель из Военного следственного управления г. Донецка и запросил медицинскую документацию по бойцу. Идет проверка. О ее результатах обязательно будет сообщено дополнительно. В случае дальнейшего игнорирования проблемы тревожная тенденция превратится (и уже превращается!) в рутинную практику военных медиков юга России каждого дня, что с любой точки зрения: морально-этической, медицинской, социальной, медицинской, духовной недопустимо.
Автор вместе с неравнодушной частью волонтерского актива поддержки проведения специальной военной операции, СВО на Украине, честными и порядочными военными корреспондентами, профильными блогерами и журналистами призывает российское общество: гуманитарщиков, тех же военкоров, лидеров общественных мнений, знающих о проблеме и заинтересованных в её разрешении, более живо, публично высказываться о данной проблеме, высвечивать конкретные примеры, привлекать гражданских врачей, юристов, психологов как волонтеров для детального разбора каждой такой ситуации с одновременным оказанием психо-социальной поддержки не восстановившимся толком после ранений и/или несовместимых с несением воинской службы обострений хронических заболеваний (ведь многие бойцы возрастные!).
Хождение по бюрократическим мукам воинов-добровольцев Донбасса и их родственников, а также бойцов после ранений и обострения хронических заболеваний, препятствующих несению воинской службы и выполнению боевых задач по денацификации и демилитаризации противника должно быть остановлено. В случае дальнейшего игнорирования проблемы тревожная тенденция превратится (и уже превращается!) в рутинную практику военных медиков юга России каждого дня, что с любой точки зрения – морально-этической, медицинской, социальной, медицинской, духовной – недопустимо. Идейные добровольцы СВО стали жертвой юридической коллизии, возникшей при вхождении новых регионов в состав России. Кто-то из них вернулся домой. Многие продолжают службу в ВС РФ, либо подразделениях ЧВК «Редут». Кто-то остался инвалидом, а кто-то уже погиб. Но все они имеют право на восстановление своего доброго имени и получение льгот, причитающихся участникам СВО, и реабилитации по возбуждённым против них уголовным делам.
Просьба более активно освещать такие ситуации на доступных вам интернет-площадках, рассылать максимально широкому кругу лиц, размещать у себя публикации на эту тему, чтобы обратить внимание на эту проблему законодателей, руководство Министерства обороны Российской Федерации и Верховного главнокомандующего.
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России