Лицо – сложнейший код: расшифровать его, проникнув во все возможные состояния человека, представив художественную расшифровку портретом – задача из наитруднейших; и К. Маковский, выработавший собственную манеру, предложил миру прекрасную галерею людских расшифровок.
Боярыни его!
Маленькие и юные, зрелые: равно – просвеченные солнцем изнутри как будто, румянощёкие, яркогубые; грустные порой, с тёмными озёрами глаз; прекрасные во всех проявлениях…
Отдельная галерея лиц-цветов, лиц, за которыми мерцает история, чьи сложности завораживают и страшат; чудо русской женщины.
Перлы Маковского переливаются на солнце вечности.
…несколько школ совмещал он – будучи после учения представителем академизма, он добавляет к нему, или – разбавляет оный – импрессионизмом: мазок лёгок, он не прячется, он словно поёт…
Вероятно, Маковский несколько идеализировал русскую жизнь прошлых эпох: об этом свидетельствуют некоторые его исторические полотна.
Он участвовал в выставках академиках.
Позже примкнул к артели, возглавляемой И. Крамским.
… «Дети, бегущие от грозы» исполнены столь трепетно, что даже некоторая сусальность не воспринимается ошибкой.
Нежность глубока: часто – нежность портретов Маковского основная их характеристика.
Идеализация людей?
Отчасти – но лучше так, чем ниспровергать их, вытаскивая всю черноту, которую можно вытащить из людских внутренних пространств…
И таинственное свечение, идущее от лучших работ Маковского, доказывает это.