«Рыжик»…
Чудесный и прелестный, даривший поколениям людей разного языка формулы сложного взросления; драматический «Рыжик», в основу которого Ж. Ренар положил хронику собственного возрастного периода.
Щемящая повесть, прославившая писателя.
Ренар развивал, варьируя, методы и принципы Флобера: детальное, до сухой жёсткости, описание окрестного мира, исполненное скрупулёзно точно; поиск слова - единственно верного: как в поэзии, как в недрах лирики, но в поэзии Ренар не отметился.
Впрочем, и «Рыжик», наиболее известное его произведение, и «Дневники», опубликованные уже после смерти, вполне поэтичны: сухость описаний, отливая виртуозной точностью, даёт сад словесных цветений.
«Дневник» Ренара таковым можно назвать весьма условно: скорее это сумма зарисовок, перемежаемых различными размышлениями; ёмкость красочных афоризмов врезается в память, высказывания глубоки.
Поэт и философ – таким предстаёт Ренар из «Дневника».
Ренар, чьё детство едва ли отнести к счастливым: отец покончил с собой, мать страдала душевным расстройством.
Трагедия не отпускает.
Отзывы о современниках-писателях, рассыпанные в «Дневнике», не всегда благожелательны, но остроумны и точны; и, описывая литературную жизнь Парижа, Ренар не скупится на краски.
Он был близок к социалистам, участвовал в драме Дрейфуса, и… остался навсегда своим неповторимым, щемяще-своеобразным, великолепным «Рыжиком».