«Встань за веру, Русская земля!..»

Театру песни «ЯР» исполняется пять лет

0
369
Время на чтение 6 минут

Моя Россия

 

 

 

Небольшому, ещё совсем молодому творческому коллективу Театру песни «ЯР» исполняется пять лет. Коллективу, уже обретшему своё довольно определённое творческое лицо и пытающемуся занять своё место в нынешней многоликой сценической культуре. В связи с этим хочется сказать не только об этом коллективе, о талантливых молодых людях, но и задаться извечными вопросами, теперь особенно злободневными: о том, как песенная культура, в основе своей народная, продолжает жить в условиях города, мегаполиса. Ведь у нас как-то повелось ещё со времён славянофилов, что народным почитается лишь сельское, а не городское. В то время, как народное пребывает там, где находятся живые человеческие души. Как сохраняется в нынешнем, что уж там, пока ещё диком информационном пространстве, с тотальным преобладанием вместо культуры шоу-бизнеса, по самой природе своей не предполагающего ни поэзии, ни подлинной музыки, вольно или невольно работающего на культурное понижение людей. И то, что такие коллективы, как Театр песни «ЯР» появляются, несмотря ни на что, завоёвывают своё право на существование, безусловно свидетельствуют о том, что русская песенная традиция в нашем обществе продолжается. Продолжается очень даже непросто, преодолевая всевозможные псевдокультурные поветрия и нелепости, мировоззренческие турусы на колёсах. А потому, даже такой небольшой коллектив как Театр песни «ЯР» невольно становится вызовом охватившей наше общество псевдокультуре, уже тем, что пытается продолжить песенную традицию…

Почему Театр песни, понятно. В этом было стремление вернуться к той давней традиции, когда песню не просто исполняли, но именно играли. А вот почему «ЯР»? Тут как-то всё сошлось воедино. Ведь яр – это и крутой берег, и глубокий овраг. Как в кубанской песне украинского происхождения «Туман яром, туман долыною…». Но вместе с тем ярый – это и весенний. Отсюда яровой хлеб. А также жар, огонь, пыл в прямом и переносном смысле. Ну и, безусловно, как поётся в песне, «ярость благородная»… Мне представляется название коллектива удачным.

Традиция живёт или воскресает из небытия тогда, когда находятся одарённые, активные люди, отстаивающие её, несмотря ни на что. И такой талантливый человек нашёлся. Это – Виктор Артемьев, художественный руководитель и солист «ЯРа». Уроженец кубанской станицы Старонижестеблиевской, с глубоко развитой народной песенной традицией, родной станицы выдающегося фольклориста и композитора Григория Митрофановича Концевича (1863-1937), регента Войскового певческого хора в дореволюционное время, восстановившего Кубанский казачий хор в советские время.

Удивляет последовательность и упорство, с которыми Виктор Артемьев шёл к созданию Театра песни «ЯР». В детстве он закончил станичную школу искусств. Затем – среднюю общеобразовательную школу-интернат для одарённых детей имени В.Г. Захарченко, Краснодарский государственный университет культуры и бакалавриат по программе искусство народного пения. Потом – Российскую Академию музыки имени Гнесиных и магистратуру. Дирижёрский факультет опять-таки по программе народного пения. Затем была ассистентура-стажировка по профилю народного пения. Закончил также Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (управление в сфере культуры, образования и науки).

А ещё он обладает организаторскими способностями. И вовсе не случайно вокруг него собрались талантливые артисты, составившие Театр песни «ЯР». Кстати, из разных регионов России. Кроме того, он обладает редким в среде людей культуры свойством – умению радоваться другим дарованиям. Отмечаю это потому, что в нём мне видятся незаурядные потенциальные возможности Виктора Артемьева.

Как и всякий сценический коллектив «ЯР», конечно же находится, в той общей парадигме современной культуры, когда вдруг её главным направлением стала почитаться исключительно развлекательность, нередко в ущерб содержательной сущности. Как понятно, такая цель в качестве заглавной может завести куда угодно. Мне же кажется, что Театр песни «ЯР» оставаясь и увлекательным, и зажигательным, и развлекательным, может быть, даже безсознательно избежал этой крайности, сегодня столь распространённой. Спасает тут сам подбор репертуара, выбор его из всей палитры нашего песенного наследия – от народных, казачьих песен до широко известных авторских, ставших, по сути, народными и современных. Как представляет себя коллектив в рекламах, в его репертуаре песни – «золотые, любимые, народные». И это находит горячий отклик у зрителей.

Коллектив не боится обращаться к известным песням, которые что называется, у многих на слуху, находя в исполнении их своё своеобразие. Скажем, к песне «Ой мороз, мороз, не морозь меня», к знаменитому романсу на стихи А. Молчанова, созданного в первой половине ХIХ века «Не для меня придёт весна…». Романсу, ставшему известной казачьей песней. Народной песне «Выйду на улицу», казачьим песням «То не вечер, то не вечер/ Мне малым-мало спалось…» и «Роспрягайтэ хлопци коный». Или – знаменитым «Коробейникам» на стихи Н. Некрасова («Ой, полным-полна коробушка»). Казалось, что духоподъёмный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» после его исполнения талантливой, величественной Татьяной Петровой в сопровождении хоров на главных сценах страны исполнить теперь невозможно. Но по-прежнему пронзает душу этот вечный призыв: «Встань за веру, Русская земля!»:

Все мы дети великой Державы,

Все мы помним заветы отцов,

Ради Родины чести и славы

Не жалей ни себя, ни врагов.

А, может быть, потому, что столь многое изменилось в нашей жизни, этот порыв и призыв становится теперь главным.

И тут, видимо, надо сказать о том, как непросто продолжается ныне народная традиция. Хорошо известно, что народная песня в её естественном, стихийном бытовании и песня на сцене – не одно и то же. На сцене ведь невозможно повторить фольклорные образцы, да и не нужно. Так или иначе народная песня адаптируется к сцене. Но всё дело в том, что народной песни в её естественном, стихийном бытовании у нас в России уже давно нет, где-то с конца 1980-х годов. То есть, нет теперь безусловного эталона, к которому надо стремиться. Значит народная традиция в профессиональном искусстве живёт не повторением фольклорных образцов, а в их освоении, сохраняя не жанровый канон, а народный дух.

Да, есть несметные залежи записей народных песен, собранных подвижниками в те времена, когда песня бытовала в естественном виде, покоящиеся в архивах и в частных собраниях. Их ещё только предстоит осваивать. Но в таких условиях хранителем народной традиции так или иначе выступают профессиональные коллективы, в равной мере большие и малые. И благо если они осознают эту свою миссию, не позволяя себе опускаться до развращённого вкуса, а являют ту духовную высоту, к которой стремится всякая живая душа… Мне кажется, что небольшой, ещё совсем молодой коллектив Театра песни «ЯР» это вполне осознаёт. Это та, основа, на которой он может развиваться, становясь востребованным и необходимым зрителям…

Когда Театр песни «ЯР» начал выступать со своими самостоятельными концертами, было некоторое опасение: удастся ли столь небольшому коллективу в полуторачасовой программе удерживать свой зажигательный темп и избежать однообразия. К счастью, эти опасения оказались напрасными. Профессионализм артистов и художественного руководителя оказались достаточными для того, чтобы избежать этого.

Кстати, надо назвать участников Театра песни «ЯР». Кроме художественного руководителя и солиста Виктора Артемьева, это – вокалисты: Индира Артемьева, Валентина Павлова, Каролина Замятина, Арсений Дьяченко, балалаечник Михаил Никифоров и баянист-гармонист Николай Баринов.

Если же говорить о преемственности в современном сценическом искусстве, то Театр-песни «ЯР» продолжает традиции ансамбля «Русская песня» Надежды Бабкиной и в определённой мере ансамбля «Золотое кольцо» Надежды Кадышевой.

Отрадно и то, что участники «Яра» вполне осознают и свою молодость и своё положение и состояние, не замыкаясь в себе, входя в содружество с известными артистами, то есть умеют учиться: с народными артистами России Надеждой Крыгиной и Натальей Банновой, заслуженными артистами России Виктором Сорокиным, Сергеем Войтенко, Анатолием Даровских. Умение слышать более опытных деятелей культуры – это уже немало, это открывает новые возможности развития молодого песенного коллектива.

За относительно небольшой период существования Театр песни «ЯР» выступал в Казахстане, Узбекистане, Южной Осетии, на Донбассе, в Луганске, в Греции, трижды в Сирии. За выступления в Сирии коллектив заслужил благодарность мэра Москвы С.С. Собянина.

Коллектив выступает в Москве, в Санкт-Петербурге, Вятке, Краснодаре, Борисоглебске, Томске, Тюмени и других городах.

Ну а пока Театр песни «ЯР» готовит новую программу к своему малому юбилею – пятилетию. Юбилейный концерт состоится 9 марта 2024 года в столичном культурном центре «Меридиан», в 19 часов. В программе концерта будут русские народные, казачьи и другие любимые песни.

Понятно, что во времена мировоззренческой невнятности, когда в обществе преобладает не глубокое, а либерально-расхожее, выдаваемое за «прогрессивное», любому коллективу состояться непросто, тем более приверженному традиционной песенной культуре. В такие времена появись хоть даже Нагорная проповедь, она будет истолкована или с точки зрения какой-нибудь идеологии, или расхожих ничтожных и пошлых представлений. И всё же я верю в то, что Театр песни «ЯР» может стать заметным явлением в нашей сценической песенной культуре. Это зависит от многих обстоятельств. Но в первую очередь от участников коллектива. Сегодня – это малый светлый ручеёк. А станет он рекой только тогда, когда его артисты всем существом своим уверуют в то, что работать сегодня в культуре не только радостно, но и сложно, подчас даже неимоверно трудно. Именно в культуре, а не в околокультурных, корпоративных тусовках, коим несть числа…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пётр Иванович Ткаченко
Толковые словари русского языка уже могут быть нерусскими?..
Как можно утверждать словари для «Национального словарного фонда», не известные общественности, не апробированные?
29.09.2025
«История не терпит суесловья…»
История с историей кубанского казачества
28.08.2025
Последнее задание
Рассказ
12.08.2025
Хранитель традиционной культуры
К 75-летию писателя П.И.Ткаченко
13.06.2025
«Это не про наши смутные времена Библия гласит?..»
4. Какую Библию читал М.А.Шолохов. К 120-летию
01.06.2025
Все статьи Пётр Иванович Ткаченко
Последние комментарии
Что нужно знать о политике Зеленского по уничтожению Православия?
Новый комментарий от Александр Волков
09.11.2025 16:50
Коммунист-постмодернист Кончаловский
Новый комментарий от Александр Волков
09.11.2025 16:31
История России могла закончиться в 1918 году
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.11.2025 16:25
Мигранты – неудачный термин
Новый комментарий от Виктор Себелев
09.11.2025 12:20
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Алекс
09.11.2025 11:20
Могли бы мы продвигаться быстрее?
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.11.2025 04:54