«Встань за веру, Русская земля!..»

Театру песни «ЯР» исполняется пять лет

0
228
Время на чтение 6 минут

Моя Россия

Небольшому, ещё совсем молодому творческому коллективу Театру песни «ЯР» исполняется пять лет. Коллективу, уже обретшему своё довольно определённое творческое лицо и пытающемуся занять своё место в нынешней многоликой сценической культуре. В связи с этим хочется сказать не только об этом коллективе, о талантливых молодых людях, но и задаться извечными вопросами, теперь особенно злободневными: о том, как песенная культура, в основе своей народная, продолжает жить в условиях города, мегаполиса. Ведь у нас как-то повелось ещё со времён славянофилов, что народным почитается лишь сельское, а не городское. В то время, как народное пребывает там, где находятся живые человеческие души. Как сохраняется в нынешнем, что уж там, пока ещё диком информационном пространстве, с тотальным преобладанием вместо культуры шоу-бизнеса, по самой природе своей не предполагающего ни поэзии, ни подлинной музыки, вольно или невольно работающего на культурное понижение людей. И то, что такие коллективы, как Театр песни «ЯР» появляются, несмотря ни на что, завоёвывают своё право на существование, безусловно свидетельствуют о том, что русская песенная традиция в нашем обществе продолжается. Продолжается очень даже непросто, преодолевая всевозможные псевдокультурные поветрия и нелепости, мировоззренческие турусы на колёсах. А потому, даже такой небольшой коллектив как Театр песни «ЯР» невольно становится вызовом охватившей наше общество псевдокультуре, уже тем, что пытается продолжить песенную традицию…

Почему Театр песни, понятно. В этом было стремление вернуться к той давней традиции, когда песню не просто исполняли, но именно играли. А вот почему «ЯР»? Тут как-то всё сошлось воедино. Ведь яр – это и крутой берег, и глубокий овраг. Как в кубанской песне украинского происхождения «Туман яром, туман долыною…». Но вместе с тем ярый – это и весенний. Отсюда яровой хлеб. А также жар, огонь, пыл в прямом и переносном смысле. Ну и, безусловно, как поётся в песне, «ярость благородная»… Мне представляется название коллектива удачным.

Традиция живёт или воскресает из небытия тогда, когда находятся одарённые, активные люди, отстаивающие её, несмотря ни на что. И такой талантливый человек нашёлся. Это – Виктор Артемьев, художественный руководитель и солист «ЯРа». Уроженец кубанской станицы Старонижестеблиевской, с глубоко развитой народной песенной традицией, родной станицы выдающегося фольклориста и композитора Григория Митрофановича Концевича (1863-1937), регента Войскового певческого хора в дореволюционное время, восстановившего Кубанский казачий хор в советские время.

Удивляет последовательность и упорство, с которыми Виктор Артемьев шёл к созданию Театра песни «ЯР». В детстве он закончил станичную школу искусств. Затем – среднюю общеобразовательную школу-интернат для одарённых детей имени В.Г. Захарченко, Краснодарский государственный университет культуры и бакалавриат по программе искусство народного пения. Потом – Российскую Академию музыки имени Гнесиных и магистратуру. Дирижёрский факультет опять-таки по программе народного пения. Затем была ассистентура-стажировка по профилю народного пения. Закончил также Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (управление в сфере культуры, образования и науки).

А ещё он обладает организаторскими способностями. И вовсе не случайно вокруг него собрались талантливые артисты, составившие Театр песни «ЯР». Кстати, из разных регионов России. Кроме того, он обладает редким в среде людей культуры свойством – умению радоваться другим дарованиям. Отмечаю это потому, что в нём мне видятся незаурядные потенциальные возможности Виктора Артемьева.

Как и всякий сценический коллектив «ЯР», конечно же находится, в той общей парадигме современной культуры, когда вдруг её главным направлением стала почитаться исключительно развлекательность, нередко в ущерб содержательной сущности. Как понятно, такая цель в качестве заглавной может завести куда угодно. Мне же кажется, что Театр песни «ЯР» оставаясь и увлекательным, и зажигательным, и развлекательным, может быть, даже безсознательно избежал этой крайности, сегодня столь распространённой. Спасает тут сам подбор репертуара, выбор его из всей палитры нашего песенного наследия – от народных, казачьих песен до широко известных авторских, ставших, по сути, народными и современных. Как представляет себя коллектив в рекламах, в его репертуаре песни – «золотые, любимые, народные». И это находит горячий отклик у зрителей.

Коллектив не боится обращаться к известным песням, которые что называется, у многих на слуху, находя в исполнении их своё своеобразие. Скажем, к песне «Ой мороз, мороз, не морозь меня», к знаменитому романсу на стихи А. Молчанова, созданного в первой половине ХIХ века «Не для меня придёт весна…». Романсу, ставшему известной казачьей песней. Народной песне «Выйду на улицу», казачьим песням «То не вечер, то не вечер/ Мне малым-мало спалось…» и «Роспрягайтэ хлопци коный». Или – знаменитым «Коробейникам» на стихи Н. Некрасова («Ой, полным-полна коробушка»). Казалось, что духоподъёмный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» после его исполнения талантливой, величественной Татьяной Петровой в сопровождении хоров на главных сценах страны исполнить теперь невозможно. Но по-прежнему пронзает душу этот вечный призыв: «Встань за веру, Русская земля!»:

Все мы дети великой Державы,

Все мы помним заветы отцов,

Ради Родины чести и славы

Не жалей ни себя, ни врагов.

А, может быть, потому, что столь многое изменилось в нашей жизни, этот порыв и призыв становится теперь главным.

И тут, видимо, надо сказать о том, как непросто продолжается ныне народная традиция. Хорошо известно, что народная песня в её естественном, стихийном бытовании и песня на сцене – не одно и то же. На сцене ведь невозможно повторить фольклорные образцы, да и не нужно. Так или иначе народная песня адаптируется к сцене. Но всё дело в том, что народной песни в её естественном, стихийном бытовании у нас в России уже давно нет, где-то с конца 1980-х годов. То есть, нет теперь безусловного эталона, к которому надо стремиться. Значит народная традиция в профессиональном искусстве живёт не повторением фольклорных образцов, а в их освоении, сохраняя не жанровый канон, а народный дух.

Да, есть несметные залежи записей народных песен, собранных подвижниками в те времена, когда песня бытовала в естественном виде, покоящиеся в архивах и в частных собраниях. Их ещё только предстоит осваивать. Но в таких условиях хранителем народной традиции так или иначе выступают профессиональные коллективы, в равной мере большие и малые. И благо если они осознают эту свою миссию, не позволяя себе опускаться до развращённого вкуса, а являют ту духовную высоту, к которой стремится всякая живая душа… Мне кажется, что небольшой, ещё совсем молодой коллектив Театра песни «ЯР» это вполне осознаёт. Это та, основа, на которой он может развиваться, становясь востребованным и необходимым зрителям…

Когда Театр песни «ЯР» начал выступать со своими самостоятельными концертами, было некоторое опасение: удастся ли столь небольшому коллективу в полуторачасовой программе удерживать свой зажигательный темп и избежать однообразия. К счастью, эти опасения оказались напрасными. Профессионализм артистов и художественного руководителя оказались достаточными для того, чтобы избежать этого.

Кстати, надо назвать участников Театра песни «ЯР». Кроме художественного руководителя и солиста Виктора Артемьева, это – вокалисты: Индира Артемьева, Валентина Павлова, Каролина Замятина, Арсений Дьяченко, балалаечник Михаил Никифоров и баянист-гармонист Николай Баринов.

Если же говорить о преемственности в современном сценическом искусстве, то Театр-песни «ЯР» продолжает традиции ансамбля «Русская песня» Надежды Бабкиной и в определённой мере ансамбля «Золотое кольцо» Надежды Кадышевой.

Отрадно и то, что участники «Яра» вполне осознают и свою молодость и своё положение и состояние, не замыкаясь в себе, входя в содружество с известными артистами, то есть умеют учиться: с народными артистами России Надеждой Крыгиной и Натальей Банновой, заслуженными артистами России Виктором Сорокиным, Сергеем Войтенко, Анатолием Даровских. Умение слышать более опытных деятелей культуры – это уже немало, это открывает новые возможности развития молодого песенного коллектива.

За относительно небольшой период существования Театр песни «ЯР» выступал в Казахстане, Узбекистане, Южной Осетии, на Донбассе, в Луганске, в Греции, трижды в Сирии. За выступления в Сирии коллектив заслужил благодарность мэра Москвы С.С. Собянина.

Коллектив выступает в Москве, в Санкт-Петербурге, Вятке, Краснодаре, Борисоглебске, Томске, Тюмени и других городах.

Ну а пока Театр песни «ЯР» готовит новую программу к своему малому юбилею – пятилетию. Юбилейный концерт состоится 9 марта 2024 года в столичном культурном центре «Меридиан», в 19 часов. В программе концерта будут русские народные, казачьи и другие любимые песни.

Понятно, что во времена мировоззренческой невнятности, когда в обществе преобладает не глубокое, а либерально-расхожее, выдаваемое за «прогрессивное», любому коллективу состояться непросто, тем более приверженному традиционной песенной культуре. В такие времена появись хоть даже Нагорная проповедь, она будет истолкована или с точки зрения какой-нибудь идеологии, или расхожих ничтожных и пошлых представлений. И всё же я верю в то, что Театр песни «ЯР» может стать заметным явлением в нашей сценической песенной культуре. Это зависит от многих обстоятельств. Но в первую очередь от участников коллектива. Сегодня – это малый светлый ручеёк. А станет он рекой только тогда, когда его артисты всем существом своим уверуют в то, что работать сегодня в культуре не только радостно, но и сложно, подчас даже неимоверно трудно. Именно в культуре, а не в околокультурных, корпоративных тусовках, коим несть числа…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пётр Ткаченко
В поисках подковы
Об одном образе Осипа Мандельштама
18.10.2023
Балакачка золотая…
К выходу 5-го издания словаря кубанского диалекта
31.07.2023
«Не внесён ещё в списки потерь…»
О поэзии Юрия Васина
13.06.2023
«Красные дни» Анатолия Знаменского
И наши красные дни. К 100-летию писателя
01.05.2023
Все статьи Пётр Ткаченко
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Апографъ
27.04.2024 17:35
Разгром Запада
Новый комментарий от Победа45
27.04.2024 17:32
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:14
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
27.04.2024 15:28
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01