Скорбно взирает с портрета Серова: скорбно, мудро, принявшая в себя столько жизней, так мощно, лирично, порывисто и – глубоко воплотившая их на сцене.
Ермолова во многом может восприниматься символом актёрства: величайшей высоты – той, которая помогает душам расти, двигаясь по световой вертикали, проводя их через ослепительные вспышки катарсиса.
Она родилась в семье суфлёра, влюблённого в театральные миры; была отдана в балетный класс, но способностей к балету не обнаружила, мечтая о драматических изломах, прописанных в лучших пьесах мира.
Дебют не принёс ей успеха, поскольку состоялся в водевиле: её темперамент и дар требовали другого.
Формула «Эмилии Галотти» позволила Ермоловой блеснуть, завораживая напряжённой искренностью и искрами темперамента.
В 1871 году заканчивает театральное училище, и поступает в труппу Малого театра.
Она получает возможность играть то, что ей интересно.
Классическая Катерина: взрывы и нежность, острые контрасты и огонь слёз.
Лауренсия в «Овечьем источнике», её стыд и негодование, потрясающие зрителей.
Глубины, прописанный Ибсеном и Гауптманом, Ермолова раскрывает с блеском: когда каждая грань роли ранит зрительское сердце – которое не стоит жалеть.
Одновременно – Васса Железнова: сгусток сил, энергия, возведённая в куб.
Роли из мирового классического репертуара расцветали необычностью смысло-эмоциональной гаммы в её исполнение, становясь эталонными.
И имя её одевалось ореолом величия, сотканным, как из феноменального мастерства, так и из особой субстанции благодарности зрителей…