Словарь традиционных российских духовно-нравственных ценностей

0
9439
Время на чтение 50 минут

9 ноября 2022 года, Президентом РФ В.В. Путиным, был подписан Указ № 809: «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В Указе приведен перечень традиционных ценностей без их определений, что дало возможность российскому обществу свободно подумать и выразить своё понимание сущности традиционных российских ценностей.

Данное толкование традиционных ценностей исходит из того, что: «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества», в котором: «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию» [1].

Закрепленные Указом Президента РФ традиционные ценности: «лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны», рассматриваются в настоящей работе, не с точки зрения «общегуманитарных ценностей», а раскрываются как духовно-нравственные ориентиры, присущие тысячелетней традиционной культуре народов России, во главе с её государствообразующим русским народом.

Ключевые слова: традиционные российские ценности, Указ № 809 Президента РФ, духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, ВРНС ценности, традиционное мировоззрение.

Традиционные ценностиэто нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России [1].

К традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [1].

Что такое традиция?

Традиция (от лат. traditio — передача; предание) это особо ценная часть культурного наследия общества или социальной группы, передаваемая от поколения к поколению, выраженная в духовно-нравственных нормах, мировоззрении, обычаях, правилах поведения, взглядах и эстетических вкусах.

Традиционные ценности - основа для формирования традиционного мировоззрения.

В основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей лежат традиционные ценности основных религиозных конфессий, веками формирующих многогранную культуру народов России. «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан» [1].

Традиционные религиозные ценности – это ценности, которые имеют самую долгую историю и наполнение, и потому априори, формируют наиболее полное и совершенное из всех возможных, мировоззрений человека.

Важно отметить, что разрыв культурных традиций, произошедший в начале XX века в России, вследствие разрушения тысячелетнего государственного устройства Российской империи, крайне негативно повлиял на состояние культуры и мировоззрение российского общества. Впоследствии эта культурная катастрофа привела к насильственному перевороту сознания многих граждан России.

В результате на коротком историческом участке времени, на протяжении 73-х лет, российский народ был погружен в противоестественное, искаженное представление о мире, в котором человек является высшим существом, подотчётным только самому себе, а материальное всегда превалирует над духовным. Но несмотря на этот мировоззренческий кризис, народ смог сохранить свои духовные традиции и приняв всё лучшее, что можно было почерпнуть из опыта советского периода, нашёл в себе силы для возвращения на свой первоначальный исторический путь.

Потому, самый важный духовный посыл традиции в её религиозном аспекте остался также неизменен, и он состоит в том, чтобы: «сохранить человека таким, каким его создал Бог» [2].

1. Жизнь

Жизнь – это наивысшая ценность, дар Божий человеку как своему лучшему творению, без которой для человека ничего нет. Главный вопрос связанный с этим понятием – где начинается и где заканчивается жизнь?

На текущий момент у науки нет единого мнения относительно понятия жизни. Обобщенное понятие биологии и философии гласит: «жизнь – это активная форма существования материи, способная к самоорганизации, в которой непрерывно происходят процессы обмена веществ, изменяющие внешнее и внутреннее состояние материи во взаимодействии с окружающим миром; имманентное свойство праматерии синонимичное бытию в отличие от смерти как небытия».

В религиозном понимании, жизнь человеку даётся от Бога, поскольку Бог – это и есть Жизнь. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» [3].

Понятие жизни тесно связано с понятием души человека. Начало жизни, как и её окончание, до сих пор остаётся таинством и необъяснимо наукой, так же как и начало рождения Вселенной, и зарождение человеческой души одновременно с которой человек обретает жизнь.

С религиозной точки зрения, жизнь человека последовательно протекает в двух мирах: сначала жизнь, затем смерть, потом снова жизнь. В силу этого, конечный смысл земной жизни состоит в обретении вечной жизни в том мире, куда переходит душа после смерти. Потому: «государственная политика должна вести не к смерти, а в Царствие Небесное» [4], и главным духовно-нравственным ориентиром для человека должно стать устремление в вечность.

Священные писания христиан и мусульман, в равной степени отражают осознание процесса жизни: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её» [5], «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешён к жизни» [6].

Рассматривая человеческую жизнь как высочайшую ценность, важно понимать – всё то, что направляет человека к духовной погибели, направленно против этой ценности [4].

/Статья 20. Конституции РФ: «Каждый имеет право на жизнь»/

2. Достоинство

Достоинство – это высокий уровень духовно-нравственного состояния человека, его стремление к идеальному образу на который он должен равняться, чтобы быть достойным. В общем понимании, достоинство выражает высокий уровень качества.

Слово «достоинство» на старославянском языке означает «быть равным кому-то (чему-то); достичь чего-то; быть таким, каким должен быть». Такое определение исходит из религиозного понимания природы человека, а именно, что человек сотворен по образу и подобию Бога. В силу этого, в человеческую природу с самого начала заложено неотъемлемое качество, которое несёт в себе нравственный смыл. Данное от Бога достоинство свидетельствует о наличии у человека нравственного начала, которое распознается в голосе совести.

«Согласно православной традиции, сохранение человеком богоданного достоинства и возрастание в нём, обусловлено жизнью в соответствии с нравственными нормами, ибо эти нормы выражают первозданную, а значит истинную природу человека, не омрачённую грехом. Поэтому между достоинством человека и нравственностью существует прямая связь. Более того, признание достоинства личности означает утверждение её нравственной ответственности» [7].

Достоинство не является постоянным качеством, человек может как потерять, так и обрести его. Потому эта ценность, побуждает нас к постоянному духовному росту через обладание другими традиционными ценностями, такими как: справедливость, милосердие, вера, любовь, смирение, кротость, сострадание и иными, формирующими нравственную сущность человека.

Созидая своё достоинство, человек созидает самого себя это означает, что мы становимся чего-то достойны благодаря усилиям, которые прикладываем приближаясь к высокому нравственному идеалу.

В отличие от традиционного подхода к понятию достоинства, либеральный подход приравнивает достойных к недостойным законодательно, вменяя признавать их равенство.

/Статья 21. Конституции РФ: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»/

3. Права и свободы человека

Толкование прав и свобод человека, в рамках традиционных российских ценностей, коренным образом отличается от первоначального смысла этих терминов, широко используемых европейским законодательством начиная с XVIII века. Потому понимание прав и свобод человека в русской религиозной традиции имеет совершенно иной характер.

Право и свобода человека – это возможность нравственного выбора между добром и злом, духовно-мировоззренческое самоопределение, выраженное способностью человеческой воли стремиться к добру. Наличие свободы делает человека достойным его права выбора.

Избирая стремление к добру, человек борется с грехом и благодаря этому соединяется с Богом, возрастая в свободе. Оттого, в религиозном понимании подлинная свобода это свобода от греха. Выбирая между добром и злом, человек самостоятельно принимает на себя ответственность за свой выбор.

Ценность свободы для человека состоит в возможности выбирать добро и устремляться к благу. Благодаря дарованной Богом свободе, человеческая природа обрела абсолютно божественное качество, возвысив человека до уровня его Творца. Свобода это одно из проявлений образа Бога в человеке. Она призвана направлять человека к добру и благу, но если человек делает выбор в пользу зла, свобода исчезает «зло и свобода несовместимы».

Нельзя превращать свободу выбора в абсолютную ценность, пренебрегая нравственным началом человека. Точно также и права человека не могут быть выше духовно-нравственных ценностей.

Гражданские права и политические свободы дают человеку возможность деятельного участия в жизни общества. Используя этот инструмент, в том числе, право избирать, гражданин может и должен принимать участие в управлении делами государства. Рассматривая право как общественно признанную систему норм, определяющих степень внешней свободы людей важно отметить, что сами по себе права и свободы не носят универсальный характер, независимый от духовно-нравственных устоев общества. Права и свободы должны всегда согласовываться с нравственными принципами.

/Статья 17. Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»/

4. Патриотизм

Патриотизм – это служение Родине, основывающееся на глубоком чувстве любви, главное качество защитника Отечества.

Слово «Патриотизм» происходит от греческого слова: «Патрис» «Отечество, Родина», поэтому эти понятия так близки. Для человека Родина – это место где он родился и вырос, его земля, природа, страна, язык, семья и культура, вера своего народа, уважение к истории своего Отечества, память побед и великих свершений прежних поколений.

В основе истинного патриотизма всегда скрыто глубокое чувство любви: «Патриотизм – это и есть любовь к родине, а Родина – то, за что человек способен пожертвовать своей жизнью» [8]. Любовь всегда жертвенна, потому готовность пожертвовать собой ради Отечества носит священный характер.

Смысл этих сакральных понятий раскрыт в словах Самого Господа: «Любите друг друга, как Я возлюбил Вас. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Настоящий патриотизм всегда деятелен и проявляет себя в конкретных делах, является «служением верой и правдой» своему Отечеству, хранит в себе веру в его настоящее и будущее.

Истинный патриот своей страны – это не только её защитник, но и носитель традиционных ценностей. Это человек, который обладает крепкой верой, хорошо знает историю своей страны, её язык, культуру и потому имеет деятельную готовность защитить всё то, что для него дорого и свято.

Патриотизм неизменно призывает народ к защите своего Отечества в осуществление Божьего Промысла о России, при том, что обеспечение условий его исполнения является главной задачей государства.

5. Гражданственность

Гражданственность – это осознанное участие гражданина в управлении государством посредством данных ему прав и свобод, реализуемое в служении Отечеству и ответственности за его судьбу.

В основе гражданственности лежит чувство причастности к государству как большой семье, проявляемое в деятельной заботе о благе общества и государства. Важной составляющей государственности является внутренняя ответственность гражданина за судьбу Отечества, проявляемая в твёрдой готовности защищать права и интересы государства и общества.

Главной целью гражданственности является построение справедливого суверенного государства, в котором в полной мере осуществляются права и свободы граждан, являющиеся неотъемлемой частью гражданского общества. Сильным государство становится только тогда, когда в нём живёт сильный, справедливый и свободный народ, крепко опирающийся на свои духовные традиции. Поэтому ключевым фактором построения справедливого общества, является опора на традиционные духовно-нравственные ценности.

С гражданственностью тесно связаны такие понятия как: активная гражданская позиция, гражданское общество, гражданский долг и гражданское воспитание.

Активная гражданская позиция – это реализация функции контроля гражданского общества над государством, на основе прямой ответственности за его судьбу.

Гражданское общество – это сообщество граждан, осознающих свою ответственность за настоящее и будущее государства перед Богом и обществом, способных и активно участвующих в вопросах государственного строительства, путём выработки оптимального взаимодействия между гражданским обществом и государством.

Гражданский долг – это обязанность гражданина выполнять закреплённые законом требования морального и юридического характера, важнейшим из которых является защита своего государства.

Гражданское воспитание – это формирование твёрдой гражданской позиции, на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и правовой культуры, подготовка к осознанному и добровольному служению своему народу, воспитание глубокого чувства любви к Родине.

Гражданственность подразумевает уважение к обществу и государству, его символам и законам. Знание истории и культуры своей страны и народа является одной из форм служения своему Отечеству, тесно связанной с чувством патриотизма.

/Статья 32. Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»/

6. Служение Отечеству и ответственность за его судьбу

Служение Отечеству это исполнение священного долга перед Родиной на основе нравственных убеждений человека. Деятельное проявление патриотизма и гражданственности, в том числе прямое утверждение приоритета духовного над материальным.

В основе беззаветного Служения Отечеству, всегда лежит крепкая вера в исполнение Божьего Промысла относительно своей судьбы, судьбы народа и судьбы Отечества.

Ответственность за судьбу Отечества – это способность человека взять на себя обязательства перед Родиной и достойно выполнить их, в том числе, самой дорогой ценой – ценой своей жизни.

Ответственность русского народа за судьбу Отечества, носит сакральный характер. Она возникла с момента Крещения народа на Руси в 988 году от Р.Х. Тогда, под духовным началом Русской Церкви, вслед за Киевским князем Владимиром, во время таинства Крещения, русский народ «сочетался со Святым Духом», и тем добровольно взял на себя вечный обет духовного служения Богу. Принятие Святого Духа в таинстве Крещения – есть прямое утверждение приоритета Духовного над материальным. Само таинство Крещения, в силу вечности человеческой души – это принятие вечной духовной ответственности перед Богом.

Эпохальное событие крещения Древней Руси привело к слиянию трёх могучих сил: Народа олицетворяющего общество, Церкви – олицетворяющей духовную власть, и Власти самого верховного правителя олицетворяющего земную власть. Объединение воли трёх великих начал дало необходимый духовный и материальный импульс к окончательному оформлению русской государственности к концу X века. В результате такой триединый духовный союз русского народа с Богом заложил сущностную основу древнерусского государства и на века определил цель и смысл его дальнейшего существования.

Для выполнения именно этого, добровольного принятого на себя обязательства – «жить по совести», хранить и защищать Христианскую веру, Бог дал народу, принявшему Крещение всё то, что для этого необходимо: могучую силу духа, самую большую территорию, самые большие природные богатства, «русскую смекалку», самую сильную армию и вооружение для обороны своего Отечества, а также умение воевать и побеждать своих врагов. И всё это, только ради одного сохранения и защиты православной веры на православной земле. Поскольку именно через веру человек обретает Спасение.

С этого момента, исполнение обета перед Богом для каждого участника сакрального таинства и его потомков, является обязательным условием существования самого государства: Святой Руси, Российской Империи, и её преемницы – современной России.

Потому ответственность за судьбу России, в первую очередь несёт русский народ, взявший на себя безвременное обязательство пред Богом хранить и защищать православную веру. При этом, наряду с русским, другие народы в рамках своих традиционных конфессий, также несут ответственность за сохранение межнационального единства, мира, чистоты своей веры, и защиту Отечества. Основой таких неразрывных отношений является сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

/Статья 59. Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»/

7. Высокие нравственные идеалы

Высокие нравственные идеалы – это система духовно-нравственных ценностей, устремляющих человека к достижению высшего, идеального образа нравственной личности путем личного саморазвития.

Смысловое содержание слова «идеал» означает «идея, первообраз, видеть», что в полной мере раскрывает его сущностное понятие. Абсолютным первообразом для человека, с традиционным типом религиозного сознания является – Бог, создавший человека «по Своему образу и подобию». В этом заложено вечное стремление человека к своему наивысшему нравственному и духовному идеалу идеалу святости.

Стремление к идеалу подразумевает ступени достижений. Поэтому, как система ценностей, нравственные идеалы имеют свою внутреннюю иерархию.

На первых ступенях, нравственные ценности отсекают безнравственное и запретное и только затем, ведут наверх к достижению высоких идеалов.

К основополагающим нравственно-образующим ценностям человека можно отнести: честность, достоинство, справедливость, искренность, верность, ответственность, целеустремленность, доброту, благодарность, смирение, веру, великодушие, милосердие, духовность, жертвенность, надежду и любовь.

Восхождение по духовной лестнице к высоким нравственным идеалам, начинается с проявления честности и глубокого почитания самого идеала. Вместе эти понятия образуют – честь и достоинство. Проявляя жертвенность, человек проявляет героизм, отдавая ближнему то, что для него действительно дорого: время, здоровье, свой труд и в конечном итоге жизнь. Сам героизм –это подвиг, поскольку в его основе лежит любовь к ближним. Отсюда берёт своё начало нравственный идеал: «равнение на героев». И наконец, наивысший идеал – это идеал святости, когда человек целиком посвящает свою жизнь Богу.

Высокие нравственные идеалы: честь, героизм и святость, глубоко присущи народу России на протяжении всего времени её существования, от Святой Руси до наших дней [9].

8. Крепкая семья

Семья – фундаментальная ценность, определяющая жизнь человека на земле, в основу которой положено сакральное чувство любви.

Слово «семья» происходит от древнерусского слова «сем», общего со словом «семя», что означает люди одного семени, одного рода, домочадцы.

Появление семьи, как союза между мужчиной и женщиной произошло в начале зарождения человеческой цивилизации. Согласно библейской истории, первая семья на земле появилась в Раю. Сам Господь Бог благословил этот особый жизнеутверждающий союз: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею». С ранних веков христианства появилось понятие: «Семья – малая церковь», с тех пор, сакрально, традиционный смысл семьи не претерпел изменений.

Главное назначение семьи на земле – умножение любви. Поскольку только через любовь к ближнему человек может обрести любовь к Богу. «Семья – это единственная ячейка общества, которая зиждется на любви и только на любви» [10]. Семья играет важную социальную роль: «Человек становится человеком, когда он создаёт семью» [10]. Через неё передаются традиции, культура, понимание социального устройства и отношение к обществу. Во все века семья являлась и является опорой государства. Поэтому разрушение семьи – это всегда разрушение государства.

Семья, не имеющая детей не является полной, поскольку важнейший смысл семьи состоит в продолжении своего рода, рождении и воспитании детей. Важным в традиционном понимании является и духовное устройство семьи, в которой: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви».

Крепкая семья – это целая, неразделённая семья, основой которой является неразрывный духовный союз между мужчиной и женщиной, милосердное отношение к детям, чувство благодарности и уважения к родителям и своему роду, где во всём лежит искренняя, жертвенная любовь.

9. Созидательный труд

Созидательный труд – осознанная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, неизменно несущая в себе творческое начало.

«Созидание через труд – есть творчество» [11]. Поэтому именно творческий труд приносит человеку наивысшую радость и удовлетворение.

Созидательный труд уподобляет человека Богу. Неслучайно, согласно Библии, человек впервые начал трудиться уже в Раю, творчески создавая имена для животных.

В русской традиции созидательный труд это источник радости, состояние человека «когда душа поёт». Созидательный труд позволяет русскому человеку обрести высокий духовный смысл в повседневной рутинной работе, поднимает его над земными заботами и подвигает его на труд, который даёт возможность бесконечно получать энергию извне, и неограниченно черпать «духовные силы». Приравнивая созидательный труд к творчеству, мы возвращаемся к истокам своей христианской культуры.

Напротив, в западной культуре, понятие «труд» связывается, в большей
степени с тяжестью и негативной частью труда.

Энергия созидательного труда тогда достигает своих максимальных значений, когда человек руководствуется высокой идеей, когда он глубоко осознает вклад своего труда, направленного как на личное благо или благо семьи, так и на благо всего общества.

Созидательный труд подразумевает ответственность и несёт в себе позитивное нравственное начало, является одной из форм служения своему Отечеству.

/Статья 37. Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»/

10. Приоритет духовного над материальным

Приоритет духовного над материальным – это основополагающая, многовековая ценность для всех народов России, являющаяся фундаментом построения российского общества и государства.

Выбор духовного над материальным – это обращение к главной, государствообразующей основе России, к истокам христианской культуры и глубокой веры русского народа, которая зародилась на Руси после принятия Крещения в 988 г. от Р.Х.

Таинство Крещения означает принятие Святого Духа и носит характер духовного рождения человека. Для исповедующих православие, очень многое объясняют слова сказанные Господом: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Крещение Руси в исторической ретроспективе – это прямое утверждение приоритета духовного над материальным. Потому законодательное признание главенства Бога-Творца над своим творением – человеком, есть полное восстановление самой важной, основополагающей ценности русского и других народов России, являющихся носителями традиционных религий.

Стоит особо подчеркнуть, что эта духовная ценность сближает большинство граждан России и выражает мировоззрение представителей всех традиционных конфессий, у которых в центре мироздания стоит Бог, а не «произошедший от обезьяны» человек.

Данная ценность носит стратегический характер и призвана вернуть российское общество к его традиционно-религиозной идее смысла жизни, которой в течении прошлого века была противопоставлена марксистская идеология, прямо утверждающая приоритет материального над духовным.

Такое мировоззрение не исключает материальных ценностей как таковых, но существенно снижает их значимость перед духовно-нравственными. Являясь стержнем государственной политики, эта ценность способна оказать большое влияние на личностное развитие человека и стать основой для формирования традиционной культуры, образования, экономики и преобразований в остальных сферах жизни.

11. Гуманизм

Гуманизм – одно из направлений философии, возникшее в западной культуре в эпоху Возрождения, имеет различные толкования.

Современный секулярный гуманизм, представляет собой мировоззрение, построенное на том, что человек стоит над всем. Его права и свободы являются высшей ценностью. Гуманизм отвергает религиозное начало человека и не признает существование каких-либо сил, стоящих над человеком и природой.

Согласно определению Международного гуманистического и этического союза: «гуманизм призывает к построению гуманного человеческого общества посредством этики, основанной на человеческих и иных естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей» [12].

Известный русский философ XX века, Н.А. Бердяев, охарактеризовал гуманистические представления о человеке следующим образом: «Основная ложь гуманизма состоит в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, то есть в отрицании богочеловечности» [13].

Вместе с тем стоит отметить и положительные стороны гуманизма, проявившего себя в XVIII-XIX вв. как движение, существенно повлиявшее на предоставление политических свобод, гарантий неприкосновенности личности, отмену рабства и других позитивных социальных реформ.

Тот же Н.А. Бердяев считал, что: «гуманизм имел свое значение в истории человеческой культуры, и через него необходимо было пройти» [14].

Многие русские философы, отмечали в гуманизме ростки христианской культуры, проявляющие себя в формировании доброго отношения к человеку, проявления к нему чувства любви и сочувствия.

Гуманизм в русской традиции – это человеколюбие, защита человека и забота о его благе на основе добросердечных отношений, черпающих свое начало в религиозной культуре.

12. Милосердие

Милосердие – проявление божественного качества человеком, состоящее в необъяснимом сердечном желании и готовности бескорыстно, из любви и сострадания к ближнему оказать помощь и тем сотворить добро. Одна из важнейших христианских добродетелей, стоящих выше справедливости.

«Милосердие противоположно правосудию» [15], оно не нуждается в каком-либо обосновании, поскольку исходит из сердца человека. Оно сакрально и необъяснимо, потому что проявляя милосердие к ближнему человек поступает так, как к нему относится Сам Бог незаслуженно: «ибо мы ничего не сделали, чтобы Господь любил нас» [16].

Милосердие проявляется в деятельной помощи ближнему, через внешние и внутренние дела милосердия. Внешние представляют собой всестороннюю помощь и заботу о человеке. Внутренние, направленные ко спасению его души, ведут к собственному самосовершенству человека, поскольку формируют в нём такие важные качества как: миролюбие, доброжелательность, сочувствие, смирение, прощение обид и многие другие важные нравственные качества.

Возведение милосердия в ранг ценности, как одной из основ государственной политики, это большой шаг, направленный к изменению всей предшествующей системы ценностей, возвращения её к исконно русскому, христианскому и вообще религиозному миропониманию, которое является глубинной сущностью нашего народа.

13. Справедливость

Справедливость – это основанное на высших законах бытия соотнесение земной жизни человека с окружающим миром и обществом, исходящее из нравственного представления о должном и воздаянии человеку в соответствии с его поступками.

Справедливость важнейшая традиционная ценность для народа России. В русском языке слову «справедливость» соответствует слово «правильный, правда, праведность, правосудие, закон», что говорит не только о духовно-нравственной, но и правой природе этой ценности, прямо обращенной к законам, данным человеку от Бога. Справедливость определяет местоположение русского человека и русской цивилизации, исторически занимающих место на стороне добра и защиты правды.

Справедливость в религиозном смысле – это воздаяние Бога людям, за их дела в земной жизни. Высшая справедливость может исходить только от Самого Бога, «Ибо Господь праведен и любит правду». Она заключается в воздаянии праведникам и грешникам за их земную жизнь в значительной степени после смерти и в вечности.

Справедливость взывает к самоотверженности и не носит прямолинейный характер по принципу «око за око, зуб за зуб». Так происходит, поскольку в мире есть место покаянию и милосердию, которые в любой момент могут «отменить» «справедливое» наказание. Так же, как и есть место незаслуженным страданиям, принять которые можно только зная об условиях спасения души человека.

Согласно древнейшему источнику святоотеческих изречений: «Человек справедливый это не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть, да не захотел» [17]. Справедливость, с точки зрения земной жизни человека это всеобщее равенство перед законом, понимаемое как политическое и социальное равноправие, соответствие деяния и воздаяния, труда и вознаграждения, соразмерное наказание за нарушение закона.

Важнейшая нравственная формула, с древних времен характеризующая представления русского человека о мире гласит: «Коль правды нет – ничего нет». Поэтому, справедливость как ценность – это важнейший аспект государственной политики в созидании устойчивого общества, определяющий в конечном итоге, быть или не быть России.

14. Коллективизм

Коллективизм это принцип устройства общества, направленный на объединение людей для достижения значимых целей, в котором интересы общества признаются более важными, чем интересы отдельной личности.

Слово «коллективизм» происходит от латинского «собирательный», что в русской культуре выражается более ёмким и глубоко традиционным понятием «соборность», имеющим тот же корень. Согласно определению русского философа А.С. Хомякова: «Соборность – это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство» [18].

Соборность, подразумевает не просто собирание и объединение людей, но их свободное духовное объединение для достижения намеченных целей. Соборность построена на сохранении индивидуальных особенностей личности в соборном единстве. Соборность – это и есть сохранение личного в едином.

«Исторические корни соборности – это Земская монархия XVII века, именно тогда был достигнут расцвет русской соборности, было восстановлено и возрождено Российское государство в 1613 году» [19].

В трудные для страны годы, по благословению Русской православной церкви, многонациональный народ России с достоинством выполнил свою историческую миссию. Взял власть в свои руки, одолел врага и восстановил русскую государственность. Совершая свой исторический подвиг, народ возродил утраченную верховную власть, вновь избрав на государев престол Православного царя.

«Земский собор неслучайно установил монархию. Романовы были избранными Государями. Потому что Земщина понимала, что ей жизненно необходимо что-то ещё, что-то большее. Именно поэтому коллективизм естественным образом не противоречит монархической Традиции русского народа, а наоборот, её укрепляет, является её обоснованием» [19].

Этот исторический пример является наглядным свидетельством того, что именно в крепком единстве народов России состоит настоящая народная сила, которая необходима для исполнения великой духовной миссии русского народа и тех свершений, которые ведут к созиданию лучшего настоящего и будущего нашего Отечества.

15. Взаимопомощь и взаимоуважение

Взаимопомощь и взаимоуважение – это особый тип человеческих отношений, основанный на желании человека помочь своему ближнему, в том числе, проявлении человеколюбия, взаимном доверии и чувстве благодарности.

Взаимопомощь характеризуется способностью людей поддерживать друг друга, проявлять заботу и оказывать своевременную помощь своим ближним. Высшее проявление взаимопомощи происходит тогда, когда она бескорыстна. Когда один человек помогает другому исходя из желания оказать помощь, а другой – от глубокого чувства благодарности.

Взаимоуважение – это глубоко личные отношения между людьми, проявляющиеся во взаимном признании достоинств друг друга, осознанном принятии внутренних, внешних, положительных и отрицательных качеств другого человека.

Особую роль взаимопомощь и взаимное уважение играют в совместном труде соработничестве. Проявление таких отношений в коллективе делает людей намного сильнее и сплочённей, в чём отчетливо проявляется их высокая социальная функция.

Ещё более важное значение эти духовно-нравственные ценности обретают в традиционной семье. Взаимное уважение и взаимопомощь являются одной из главных основ крепкой семьи.

16. Историческая память и преемственность поколений.

Историческая память и преемственность поколений – это сохранение в памяти текущих поколений значимых исторических событий и ключевых основ традиционной культуры, раскрывающих исторический смысл существования нации, а также передача традиции с целью сохранения настоящих и будущих поколений.

Сохранение исторической памяти необходимо для обеспечения мирного и максимально продолжительного времени жизни народа и государства.

Историческая память основывается на чувстве любви к своей Родине. Берёт свое начало из знания о малой родине и включает знание истории большой страны. Содержит память о великих свершениях своего народа и уважение к истории своего Отечества.

Сохранение исторической памяти народа невозможно без исторического понимания смысла происходящих мировых событий, для постижения которых необходимо духовное мировоззрение. Без него невозможно понять всю сложность и глубину истории, поскольку «история это не совокупность фактов, а совокупность смыслов» [20], несущих в себе духовое начало.

Важнейшей задачей преемственности поколений является передача традиционных ценностей, как духовно-нравственных ориентиров, собранных народом за все предшествующие поколения.

Утверждение исторической памяти и преемственности поколений в качестве традиционной ценности для народа России – это вызов современным либерально-глобалистским взглядам и действиям, открыто направленным на разрушение традиционной культуры.

17. Единство народов России

Единство народов России – это традиционная общность людей, исторически населяющая территорию России, во главе которой стоит государствообразующий русский народ. Благодаря единству народов России, сохраняется целостность государства и свершаются его великие достижения и победы.

Формирование единства народов России тесно связано с историей образования самой российской государственности, основой которой стало Крещение Руси и принятие русским народом Христианской веры.

Потому «судьба России – это, прежде всего, судьба русского народа, который основал государство, создал культуру и сформировал язык» [18]. Она была бы неполной, если бы другие народы не связали свою судьбу с русским народом, который взял на себя исполнение самой высокой и одновременно самой тяжелой миссии человека – служения Христу.

История России свидетельствует о том, что истинное отношение к вере, несмотря на различия традиционных вероисповеданий, только укрепляет единство её народов и безоговорочно утверждает сакральную истину – что Бог есть. В этом состоит главная общность мировоззрения многонационального народа России, создающая возможность для его крепкой сплоченности и единения. Потому судьба России, это и судьба её народов.

Благодаря их численности, Россия не стала моноэтническим государством. Усилием и трудом этих народов была возрождена великая империя, получившая свое новое историческое имя Российская Империя, ставшая полноценной наследницей Византии. Важно помнить о том, что причины разрушения, как Византийской, так и Российской империи схожи. Главной из них стала утрата религиозной веры значительной частью народа, представителями церковной иерархии и подавляющим большинством правящего «окружения власти».

Сегодня главная задача и ответственность текущего поколения состоит в том, чтобы возродить традиционное мировоззрение и веру, и тем самым начать великое пробуждение могучей созидательной силы русского и других народов России.

Ежегодно 4 ноября в России отмечается государственно-церковный праздник День народного единства. В этот день в 1612 г., воины народного ополчения продемонстрировали героизм и сплочённость большого русского народа, вне зависимости от национальности, вероисповедания и других различий. Произошло это при освобождении Москвы и всего Русского государства от иноземных захватчиков.

Возведение тем же многоликим народом России на государственный трон первого в династии Романовых царя Михаила, подвело черту под тяжелейшим периодом в истории нашей страны, названным «периодом смутного времени». Произошедшая утрата государственности, междоусобицы и смута, наступили именно вследствие разрушения единого стержня верховной государственной власти, оставления священного долга служения своему Отечеству правящим слоем власти, и последовавшей за этим разобщенности народа.

Согласно Библейского предания: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет: и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Этот исторический урок очень важен для понимания настоящего и будущего нашей страны.

Евгений Александрович Цыбизов, сопредседатель Правления Новосибирского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора

Перечень источников использованных при подготовке материала:

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ

государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских

духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] // Сайт «Президент России» URL:

http://kremlin.ru/acts/bank/48502

2. Азбука традиционных ценностей. Серия I. «Традиция». [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=gRLMC7Ergmo&ysclid=lgx1qo1tju579153806

3. Азбука веры » Библия» Бытие » гл.2-7. Бытие, Главы 2-7. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/biblia/?Gen.2,7

4.Азбука традиционных ценностей. Серия VI. «Жизнь». [Электронный ресурс] // URL:

https://tsargrad.tv/shows/azbuka-tradicionnyh-cennostej-serija-vi-zhizn_716586?ysclid=lgwicq05fk253741552

5. Евангелие от Иоанна, глава 10 (Ин.10). [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Jn.10:17&c

6. Коран. Сура 19. Мария, 33-й, аят. [Электронный ресурс] // URL: https://quran-online.ru/19:33

7. Основы учения Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // URL:

http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html?ysclid=lgv41iwao2600651006

8. Азбука традиционных ценностей. Серия III. «Патриотизм». [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=4yXcBRnLFwU&ysclid=lgv4a3jkxg603768185

9. Азбука традиционных ценностей. Серия IX. «Высокие нравственные идеалы». [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=8dX8al03LF4&ysclid=lgv4htcq23832271925

10. Азбука традиционных ценностей. Серия V. «Крепкая семья». [Электронный ресурс] //

URL: https://www.youtube.com/watch?v=yTUffBNNTqk&ysclid=lgv4sny4zx105771039

11. Азбука традиционных ценностей. Серия XIII. «Созидательный труд». [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=QOCsPO2RTSM&ysclid=lgv568ol6q399986424

12. Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). [Электронный ресурс] // URL: http://www.iheu.org/minimumstatement

13. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Н.А. Бердяев. Глава VIII

Человечность. [Электронный ресурс] // URL:

http://www.libma.ru/filosofija/yekzistencialnaja_dialektika_bozhestvennogo_i_chelovecheskogo/index.php?ysclid=lgx34ux6ot708999158

14. Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье. Из истории социальной и

правовой мысли. М., 1991.

15. Азбука духовная – Милосердие. Biblioteka3.ru [Электронный ресурс] // URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/isaak_sirin/txt07.html?ysclid=lgv5wd56ce811650618

16. Азбука традиционных ценностей. Серия XII. «Милосердие». [Электронный ресурс] // URL:

https://www.youtube.com/watch?v=IqDYaQ2v5kw&ysclid=lgv63ytass324186618

17.Пчела. [Электронный ресурс] // URL:

http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/pchela/pchela.htm?ysclid=lgv6abk3tv757416351

18. Академик. Русская история. Соборность. [Электронный ресурс] // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/11380/СОБОРНОСТЬ?ysclid=lgvq2oz7ad68293774

19. Азбука традиционных ценностей. Серия XV. «Коллективизм». [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=g20vl-lg_5g&ysclid=lgvt03v1mf2496292

20. Азбука традиционных ценностей. Серия IV. «Историческая память и преемственность поколений». [Электронный ресурс] //URL: https://www.youtube.com/watch?v=nPKHVDF6w-g&ysclid=lgvtw4fk52330949204

21. Азбука традиционных ценностей. Серия XIV. «Единство народов России». [Электронный

ресурс] //URL: https://www.youtube.com/watch?v=IrHTu2uvtBQ&ysclid=lgvto0g5fs411542164

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Цыбизов
Актуальные задачи на пути преобразования России: от рождения к восстановлению Русского мира
Выступление на секции «От ценностной идеологии к формированию ценностных институтов» XXVI ВРНС «Русский мир: внешние и внутренние вызовы»
30.11.2024
ВРНС – инструмент единения русского народа
Мысли участников заседания идеологической секций XXVI Собора, членов ВРНС Евгения Цыбизова и Олега Степанова
27.11.2024
Итоги Сборника материалов по рассмотрению вопроса о прославлении А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви
Доклад на I международной конференции «Духовная роль Суворова в прошлом, настоящем и будущем»
21.06.2024
Традиционные ценности
Что они означают и есть ли для них место в современном мире?
25.03.2024
Все статьи Евгений Александрович Цыбизов
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Алексей Ощепков
22.12.2024 07:28
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21