Дневниковая проза сегодняшнего дня русского писателя и публициста Валерия Кириллова. Предыдущая страница «дневников» – в материале «Снимите наветы коросты…»
***
23 января. Душа народная неразрывна с армией. Строки Яны Сониной навеяны проводами мобилизованных калязинских земляков:
Ты ушел по повестке на глазах у невесты.
День настал – расставаться пора.
Значит, выбор был честным, хоть идёшь в неизвестность.
Это долг, раз беда у двора.
Позывной «Колокольня», пусть с тобой ветер вольный
С нашей Волги попутно летит.
Ну а колокол звонкий пусть дает тебе стойкость
И как можно сильнее звучит.
…Депутат Госдумы Николай Бурляев заявил с думской трибуны о создании «Культурного фронта России». Как отзовется в провинции? Полагаю, никак. У нас уже есть «Народный фронт». Где он, в каких окопах?
24 января. Нередко, после моих публикаций, Иван Григорьевич Толок звонил мне из Твери. С возмущением отзывался о некомпетентности чиновников, деградации села, расцветшей показухе. И вот с опозданием узнал: бывшего директора Всероссийского НИИ мелиорированных земель, доктора сельскохозяйственных наук, человека, почти два десятилетия возглавлявшего областное управление сельского хозяйства, на 84-м году жизни не стало. Помню, в его бытность на руководстве селом Калининская область собирала ежегодно до 1 миллиона 100 тысяч тонн зерна, сейчас собираем в 9-10 раз меньше.
Уходят могучие руководители эпохи созидания. С кем остаемся?
25 января. Портал «Другая Тверь» (единственная отдушина в интернете для тверичей), задается вопросом: «Зачем спикеру областного парламента Сергею Голубеву столько советников? Называются фамилии троих, но остаются за кадром «еще много, много отставных политиков и пиарщиков». «Каждый советник, - сообщается на сайте, - имеет заработную плату (немаленькую), свой кабинет, а иногда даже секретаршу и служебный автомобиль. Фактически это дармоеды, которые сосут деньги из областного бюджета. Доколе бюджет области будут расходовать на множество лишних чиновников, которых просто нужно пристроить по причине их возраста?»
Следовало бы поставить вопрос шире: «Какова эффективность созданных по кланово-партийным предпочтениям Законодательных собраний?».
28 января Ассоциация тверских землячеств провела в Москве, в Доме Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, очередной День Тверской книги. Судя по названиям книг и фамилиям участников, подход избирательный. В моем представлении, эта организация связана с кампанией возвеличивания в Твери поэта Дементьева, начиная с той поры, когда он сам ее возглавлял. А также с распространением насыщенных плагиатом фолиантов, автором которых значится бывший партработник. Сей «автор» не погнушался либо присвоить, либо исковеркать на свой лад стихи известных русских поэтов.
3 февраля. Перечитав «Запах мяты и хлеб насущный» Можаева, нашел в своем дневнике запись от 13 апреля 1989 г.: «Приезжали писатель Борис Можаев и директор издательства Московский рабочий» Захаров. Можаев – колоритный мужик с окладистой бородой, пышной седой шевелюрой и громким голосом. Матерщинник отменный. Поговорили о текущей ситуации, о положении деревни. Я вспомнил о своих впечатлениях от прочтения «Истории села Брехово написанной Петром Афанасьевичем Булкиным…».
Федор Абрамов, Михаил Алексеев, Евгений Носов, Анатолий Иванов, Василий Белов, Борис Можаев, Иван Васильев, Николай Рубцов, Валентин Распутин… Сколько писателей, публицистов, поэтов посвящали себя описанию и защите крестьянства, русской деревни! А сегодня кто защищает?
7 февраля. Стараюсь не пропускать на «Русской народной линии» рассуждения клирика храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района протоирея Андрея Ткачева. Они созвучны моему пониманию того, что дьявольские силы совершают в отношении души современного человека. Курс на потребительство, наживу привел к тому, что «сердце… раскормлено, как жирная пиявка, наевшаяся дурной крови. Такое распухшее гордое сердце: «Я хочу! Надо так! Надо вот так!» В этом мире девальвировались разговоры о любви. Это слово стало непонятным. Вы же знаете, что теперь любовью занимаются. Об нее ноги вытирают - о любовь, называют любовью то, что любовью никогда не являлось. И говорить с человеком о любви очень тяжело», - подчеркивает священник. - Докажите современному эгоисту, что любовь может иметь жесткие формы. Он восстанет и спросит: «Как это?».
11 февраля. Пересеклись в городе со Степанычем, отдал ему свежие номера «Русского вестника» и «Советской России».
Спрашивает:
- Яковлич, когда Путин начнет армейские тылы зачищать?
- А что, надо?
- Как будто ты не знаешь… «Смерш» нам нужен.
Провинция истосковалась по развитию и зачистке от феодальщины. Но феодальщина, ликвидируя остатки местного самоуправления в виде сельских поселений, укрепляется, «кошмарит» народ, это инициируется, поощряется сверху, и простой человек «замучается пыль глотать» в поисках защиты от нее, и, чаще всего, не найдет. Это чревато внутренней нестабильностью, которая России вовсе не нужна.
19 февраля. Просматриваю альбом «Николай Рубцов и Тотмемский край». Такой роскошный подарок сделан мне (с помощью Вологодской областной библиотеки) бывшей газетчицей из п. Чагода Екатериной Николаевной Сергеевой. Альбом издан в рамках проекта «Деревня непогашенных огней» на средства гранта президента России при финансовой поддержке Тотемского муниципального округа. Основной вклад в его создание внесла заведующая мемориальным музеем Н.М. Рубцова Галина Алексеевна Мартюкова. Интересно, как эта талантливая подвижница отмечена властью?
21 февраля. Ездили в деревню Козлово на выступление вокальной группы «Когда душа поет». Знаю ее руководительницу Галину Александровну Зайцеву с молодых лет, Восхищаюсь ее неутомимостью в стремлении донести до народа то, что ему близко, дорого. В программе было и представление моей баллады «Русские, спасем свою Россию!», исполненной мужским дуэтом. В зале присутствовала бабушка погибшего десантника Адама Решетова Раиса Федоровна. Увидел слезы в ее глазах.
Ну а потом артисты и местные объединились за хлебосольным, с домашними пирогами, столом.
23 февраля. Перезвонились с Александром Ивановичем Капустниковым и Александром Владимировичем Боровковым. Волнует ситуация в стране, мире. Солидарны в своей поддержке президента...
Отец первого Александра партизанил вместе с моим отцом, был редактором выпусков «Пролетарской правды» для оккупированных районов, заведовал отделом Великолукского обкома. Мама командовала женским партизанским отрядом, спасавшим партизанским детей (их выводили через линию фронта), оба награждены орденами Красного Знамени. Александр живет в п. Сахарово под Тверью, многие годы заведовал кафедрой Тверской сельхозакадемии. Не сработался с новым ректором (уже бывшим) клановым выдвиженцем, генералом Олегом Балаяном, крайне далеким от сельского хозяйстве.
Отец второго, в мальчишеском возрасте, был отважным партизанским связным, стал директором Западнодвинского ДОКа, возглавлял фирму «Двинлес». Зверски убит бандитами в конце 90-х. Помню его хрипловатый, срывающийся крик в телефонной трубке:
- Валерий, лес у нас грабят!
Александр Боровков, в прошлом финансист-офицер, имеет опыт предпринимательства, сейчас преподает в профтехучилище, хотя из него мог бы получиться толковый глава Западнодвинского или любого соседнего района. Возраст позволяет – 56 лет. Принципиальные, нацеленные на созидание люди в местной власти не очень-то и нужны. Они не вписываются в клановые схемы. Таких («не вписывающихся») среди партизанских детей и внуков немало. Они сохранили патриотические традиции своих отцов и дедов, и это главное.
28 февраля. Подготовил для «Двинского бережка» разворот из поэтического сборника «ПоZыVной Победа!», присланного из Союза писателей России Геннадием Ивановым. Стихи патриотические, искренние, трагические, как это написанное Дмитрием Мельниковым:
Напиши мне потом, как живому, письмо,
но про счастье пиши, не про горе.
Напиши мне о том, что ты видишь в окно
бесконечное синее море,
что по морю по синему лодка плывет -
серебристым уловом богата,
что над ним распростерся космический флот –
снежно-белая русская вата.
Я ломал это время руками, как сталь,
целовал его в черные губы,
напиши про любовь, не пиши про печаль,
напиши, что я взял Мариуполь.
Напиши - я тебя никому не отдам,
милый мой, мы увидимся вскоре.
Я не умер, я сплю, и к моим сапогам
подступает Азовское море.
Подобные сборники надо издавать большими тиражами, они должны быть в каждой библиотеке, каждой школе…
1 марта. Зашел в продуктовый павильон «Сычниковского Подворья». Боже, что сталось с фермерским, официально разделенным на две части, хозяйством! Ассортимент скудный, а ведь выпускалось 126 видов продукции. Похоже, ситуация усугубилась после того, как часть бизнеса приобрел Яков Хачикович Варданян. Под разными предлогами уволились около полусотни местных работников, приехали мигранты.
Виктор Александрович Прокопчук, отвечавший за автоматику, посмел критиковать антисанитарию, то, что людей заставляют перерабатывать, и попал в опалу. По его словам, Яков Хачикович запретил доставлять его с работы и на работу фермерским автобусом. Сам бизнесмен, как говорят продавщицы «Смоленского фермера» и белорусского магазина, предпочитает покупать мясо и колбасу у них.
Виктор Александрович написал заявление в районную прокуратуру. Будет ли результат?
2 марта. На НТВ у Норкина обсуждалось, стоит или не стоит принимать закон о противодействии русофобии. Следом в программе телеканала, словно бы в насмешку, одна за другой следуют передачи «ДНК» и «За гранью», где русского человека представляют быдлом. Писал об этом не единожды, но без толку.
…Снег, снег, снег… Не помню, чтобы его было столь много. Слава Богу, проулок иногда проезжает трактор-бульдозер. Оставшееся в проулке и снег на придворке убираю лопатой. Дров едва хватит до начала мая. Просчитался, рассчитывая на мягкую зиму.
3 марта. Статья на портале «Другая Тверь» с моими размышлениями о нравственном состоянии власти и единстве народа и армии вызвала отклики, подчас резкие. Вот один:
«Соглашусь с автором в том смысле, что «глубинное государство» использует Тверь как полигон антисоветизма. Но я бы добавил — и как полигон абсурда. Приравнивание песенника Дементьева (фамилия которого под гнусным письмом сорока двух) к князю Михаилу Тверскому – это несмываемый позор тверской власти перед будущими поколениями. Мало этого, А. Дементьев тверскими депутатами и чиновниками-недоумками поставлен выше Пушкина (ул. Дементьева – центральная и в 9 раз длиннее захолустной ул. Пушкина). И насчет увековечивания А.А. Жданова также солидаризуюсь с автором…».
4 марта. Позвонил негодующий местный ветеран:
- Читали в «Тверских ведомостях» «Оскар» для и чиновников»?
Вообще-то, предпочитаю не читать печатающую чуть ли не в каждом номере портреты губернатора, газету, в ней отсутствует аналитика, самостоятельность позиции журналиста. После прочтения заметки стала понятна причина возмущения ветерана. Автор Петр Толстов пишет: «…награды для муниципальных служащих, глав районов, округов, городов и поселений, своего рода «Оскара» для чиновников, в Верхневолжье нет, люди, которые ее достойны, есть и они могут учебники по администрированию территорий писать. У них и опыт, и великолепные идеи, и масса осуществленных проектов…». В числе возможных «оскароносцев» первой названа фамилия андреапольского главы Николая Баранника.
Ребята, вы на Луне живете? Район вымирающий, дотационный. За моими окнами расхваленный вами «проект», являющийся, н мой взгляд, наглядным примером бездумства, примитивизма и расточительства государственных денег. Ливневка по центру «комфорта» устроена так, что после дождя грязь с ул. Советской стекает в Западную Двину (коллектор-то сразу забило песком). А ниже – пляж… Или вот сделали второй, высокий, тротуар на ул. Театральной. Зачем он? Теперь вода от таяния снега течет в магазины, они уровнем ниже. Возникли трудности с парковкой. Рядом же рынок... Смонтировали на ул. Авиаторов, на столбах, билборды с фотографиями именитых земляков – фамилий не рассмотреть, пешком здесь почти не передвигаются… Убрали в городском парке танцплощадку с эстрадой - молодежи негде стало летом танцевать… Убрали у вокзалов туалет, пассажирам приходится бегать в кусты… Убрали в большом сквере вдоль ул. Половчени скамейки – старикам негде посидеть в тени…
По моим ощущениям, недовольство земляков сидящим в кресле главы без малого четверть века Николаем Николаевичем Баранником достигает предела терпения. Думаю, «проектами» и прочими «администрированиями» «соискателя» на чиновничий «Оскар», а также его ближайшего окружения, пора бы, наконец, заняться правоохранителям. В частности, «опытом» обустройства интересов своего семейства. Не усматривается ли тут «конфликт интересов»?
5 марта. 70 лет со дня кончины Иосифа Виссарионовича Сталина. В кабинетах кремлевских руководителей, депутатов Госдумы и губернаторов следовало бы повесить плакаты со словами вождя:
«Превратить НАШУ страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими СОБСТВЕННЫМИ силами необходимое оборудование, вот в чем СУТЬ, основа НАШЕЙ генеральной линии.
Мы ДОЛЖНЫ поставить дело так, чтобы помыслы и стремления хозяйственников были направлены в ЭТУ именно сторону, в сторону превращения НАШЕЙ страны из страны, ВВОЗЯЩЕЙ оборудование, в страну, ПРОИЗВОДЯЩУЮ ЭТО ОБОРУДОВАНИЕ.
Ибо в ЭТОМ основная гарантия хозяйственной самостоятельности НАШЕЙ страны.
Ибо в ЭТОМ гарантия того, что НАША страна НЕ будет превращена в сырьевой ПРИДАТОК капиталистических стран».
6 марта. Получил от единомышленников по разоблачению «катынской» и «медновской» лжи сообщение о решении Пражского суда. За свои правдивые высказывания о сфабрикованном «катынском деле» чешский историк Иозеф Скала и два его товарища приговорены к 8 месяцам заключения условно с отсрочкой приговора на 5 лет. Во время процесса судья Хюбнер оставил без внимания доводы стороны подсудимых, не вызывал свидетелей защиты и принял решение исключительно волюнтаристским методом, заявив, что предмет обвинения – общеизвестен и не требует доказывания.
Подмена истины ложью, полуправдой, реального развития показухой, пиаром, подлинных героев искусственными, - распространенное в наши дни явление. И не только на Западе. Военная операция многое показала в правдивом, истинном свете. Состояние экономической, кадровой политики, средств массовой информации, культуры, образования… То тут, то там проросли рожки долгие годы навязываемого нам западнического либерал-сатанизма.
8 марта. Масса звонков с поздравлениями в наш дом и от нас. Долго беседовали с Татьяной Александровной Астраханкиной, трижды депутатом Госдумы, почему-то забытой властью и соратниками. В деревеньке под Ржевом она устала бороться со снегом. Мы тоже. И сегодня сильная метель…
Раиса Васильевна Кузнецова, доктор исторических наук, член Союз писателей России, говорит:
- Обросла бумагами.
В следующем году 120 лет со дня рождения ее свекра, легендарного адмирала Н.Г. Кузнецова, надо готовиться к этой дате…
9 марта. Встретилась Галина Евгеньевна Орехова, рассказавшая мне ранее эту историю. Ее муж, как и она, на пенсии. В прошлом служил рядовым милиционером - шофером. Тридцать лет назад они поучили от РОВД квартиру в половине двухквартирного дома. В другой половине обосновалась семья начальника РОВД (теперь чиновника). Водоснабжение было общим. Не так давно чиновник врезал в своем подполе кран и поступление воды соседям перекрыл. Куда ни жаловались, все возвращалось в местную администрацию. Письмо женщины с обращением к губернатору И.М. Рудене напечатала областная газета «Местное время», я упомянул об этой истории в «Советской России». Интересуюсь, какова реакция?
– Из муниципалитета прислали новую отписку, - говорит она. - Мол, дом считается блоковым, типа пентхауса. Сами делайте водоснабжение. А еще посоветовали нам ходить на водоколонку, до нее около двухсот метров. Когда мы получали квартиру, пентхаусов этих и в помине не было. Я не остановлюсь, буду бороться!
Вот и мне предстоит третий год бороться с ночным «паноптикумом» за моими окнами, под названием «комфортная среда». Пока она спит под сугробами, над которыми, непонятно для кого, горят ночами десятки светильников, но скоро начнется пьяный ночной ор, загремит музыка, будут бегать за мой палисадник справлять нужду, а днем будут реветь газонокосилки… Не только нам с супругой и нашим соседям, не стало житья из-за «комфорта», ради которого убрали хоккейный корт, вырубили рощицу (хотя ее достаточно было окультурить), навозив на отрезок шириной в полсотни метров около 400 (!) самосвалов песка, заковали берег в бетон. Все живое убежало от света и гама. Улетели птицы, ушли ежи, не растут луговые цветы, в реке напротив не гнездятся утки, не плавают выдры, перестала ловиться рыба. На берег бывает не ступить – опасно вляпаться в кое-что…
Какой бездушный (или бездумный?) ум, растоптав мнение живущих поблизости граждан, во вред им и природе, минуя общественный совет при администрации (он, как мне сказали, бездействует), придумал этот «проект», дискредитирующий ради показухи в целом здравую идею благоустройства городских территорий?
10 марта. Ольга Константиновна Краева, в прошлом известная радиожурналистка Гостелерадио, ведущая популярной радиостанции «Юность», прислала книгу «Россия – Русь моя. Отчий дом» Автор, ее муж, и мой друг, писатель-торопчанин Борис Степанович Лапченко, немного не дожил до выхода этой книги, где, в качестве предисловия, помещены и мои заметки о нем. Издательские хлопоты взяла на себя Ольга Константиновна. Послал ей свою книгу публицистики «Спрос на родные «одёжки». Сегодня звонок от нее из Москвы:
- Мы с вами единомышленники…
В памяти моей живут строки Бориса Степановича:
Мой друг, тебя я понимаю…
Ты выбрал сам судьбу свою,
Не согласившись в волчьей стае
Своим пером служить жулью…
11 марта. Пока обыватель сидит у телевизоров, смотрит и слушает в программе Малахова песни от народа, всевозможные полит-шоу, «элитчики» спешат сохранить свои нажитые непосильным трудом капиталы. В «Советской России» статистика: Граждане России вывели в 2022 г. на зарубежные депозиты валюты 2,5 триллиона рублей, это примерно 16 бюджетов Волгоградской области. Скорость вывода денег превышала уровень 2021 года в 26 раз. Но что самое удивительное, правительство этому способствовало. Лимит средств на вывоз был вначале 10 тысяч долларов, , потом – 50 тысяч долларов, а теперь уже 150 тысяч долларов… А сейчас вроде бы уже до миллиона долларов в месяц дорос! Невольно подумаешь: для кого у нас правительство? Для народа или для олигархов?
… По городу гуляет слух об ответе одного из чиновников на высказанное ему недовольство состоянием районной больницы:
- Лечитесь в интернете…
Да, с медициной дела плохи. У жены крестника начались преждевременные роды, и ее, с отошедшими водами, пришлось экстренно вести за триста километров в Тверь, где она и родила.
16 марта. Беседовали с землячкой об опасности этнического национализма. Рассказала, что впервые столкнулась с ним, учась в Великолукском техникуме:
- У нас на курсе был парень с Украины. Говорил: «Ни одна русская девушка недостойна моей руки». Я посчитала его дураком…
Я тоже сталкивался с украинским национализмом. Ну, например, как-то услышал из уст чиновника, что русские, в отличие от украинцев, лодыри. И посчитал его, мягко говоря, неумным человеком. Разумеется, сейчас этот чиновник на словах «патриот», «поддерживает Владимира Владимировича Путина», «операцию по «защите русского мира». А нутро-то гнилое, националистическое, корыстное. И сколько у нас таких.
Валерий Яковлевич Кириллов, писатель, Почетный гражданин г. Андреаполя и Андреапольского района, г. Андреаполь, Тверская область