Я никогда не мечтал об учительстве. И, всё-таки, в тридцать пять лет пришлось сменить сферу культуры на пространство образования и просвещения. Я стал учителем.
Школьные библиотеки. Это совершенно особое школьное подразделение. Как столовая или медпункт. Поэтому работают тут люди добрые, внимательные и строгие. В школьных библиотеках очень мало художественной литературы. Основу фонда составляют учебники. К ним у библиотекарей особое внимание.
Когда я получил классное руководство в шестом классе под литером «К» в одной из школ города Тутаева, завуч, Ирина Эдуардовна, наставляла меня:
– …Эти дети очень сложные. Поэтому особое внимание уделите сохранности учебников. Наш библиотекарь, Надежда Васильевна, любит, чтобы это дело было под контролем. Заведите тетрадочку и фиксируйте каждую потерю учебника. И сразу сообщайте ей! Одним словом, чтобы на конец года учебников у вас было столько же, сколько и в начале. Надежда Васильевна хороший человек, но уж очень строгий. Если вы подружитесь – Вам повезло. Если нет – тогда будет сложно. Тетрадочку эту всегда держите при себе, потому что неизвестно: когда Надежда Васильевна решит сделать проверку. Об остальном она расскажет Вам сама. Удачи!
Я долго не решался даже заглянуть в библиотеку. И обходил эти двери стороной. Хотелось поглядеть на эту строго-добрую женщину. Но очень уж побаивался.
Наконец, это случилось. За два дня до учебного года.
Мы встретились в коридоре. Навстречу мне шла красивая статная женщина лет на пятнадцать старше меня. Строгий дамский костюм, скромная причёска и улыбка на лице подчёркивали её противоречивый характер.
– Вы, кажется, новый классный руководитель 6 «К»? – спросила она.
– Да. – С готовностью ответил я.
– Тогда почему вы не получаете учебники?
– Надежда Васильевна, я уже занял очередь, – попытался оправдаться я.
– Новички у нас обслуживаются без очереди, – строго сказал она. – Пойдёмте.
Так мы и познакомились.
Я ждал, что вот–вот она спросит про тетрадку. И предварил её вопрос ответом:
– Я завёл тетрадь. Контроля за учебниками.
– Это похвально. Но, как правило, это делают старосты класса. А у вас и так забот полон рот. «К» класс – это «К» класс!
Её голос был приятный. Как у хорошего врача. И я попробовал представить и её, и этот голос в гневе. Но не сумел. Получив и расписавшись за учебники, стал перетаскивать их в свой кабинет.
Несколько учителей, встретившихся мне в коридоре, так же постращали меня Надеждой Васильевной. И впоследствии я не горел желанием попадать на её территорию.
Иногда мне приходилось слышать, как она «снимает стружку» с других учителей. И они выходят из библиотеки чуть не плача.
Но чаша сия меня не миновала.
Однажды выяснилось, что в моём классе не хватает учебников Физики и Литературы. На ближайшем классном часе я «пропесочил» нерадивых учеников. Едва закончив тираду, как в класс вошла Надежда Васильевна.
Она рассказала детям о бережном отношении к книгам, в особенности, – к учебникам.
Прозвенел звонок. Дети вышли.
И она взялась за меня.
Я готов был провалиться на месте.
– А в конце полугодия я составлю акт. И подам в бухгалтерию Гороно. А дети пусть учатся как хотят, – закончила Надежда Васильевна.
«Вот тебе и Новогодние подарки семье», – горько думал я, идя домой.
Вся радость от учительства, как и первые впечатления от этой женщины улетучились.
Я знал, как теряют учебники. Ученик, желая списать ответ на вопрос, прячет учебник в парту. И забывает его. Но как они попадают обратно в библиотеку? Загадка.
Приближался конец полугодия.
Но «расплаты» не было.
«Наверное, выдаст под конец года», решил я и успокоился.
Неожиданно потерялись ещё два учебника «Истории Средних Веков».
На педсовете директор объявила, что в конце третьей четверти пройдёт аттестация школы и необходимо, чтобы кружки и секции дополнительного образования подготовили что-нибудь показательное.
Я руководил драмкружком, в котором занималось несколько пятиклашек и трое десятиклассников.
Вспомнился рассказ О’Генри «Последний лист» и я предложил старшим артистам сделать маленький спектакль.
Им стало интересно. И мы начали работать. Учителя–словесники злобно шипели:
– Неужели Вам Русских авторов мало? Сходите к Надежде Васильевне. Она подскажет.
Но путь в библиотеку мне был заказан.
На аттестации школы дети выступили весьма удачно.
Закончился мой первый учительский год.
Хочешь – не хочешь, нужно идти в библиотеку сдавать учебники.
Сразу с порога я начал свою покаянную исповедь.
– Погоди пороть горячку! – строго прервала меня библиотекарь.
– Я должна была сказать вам сразу. Но не смогла. Вы такой молодец, что показали рассказ «Последний лист» на аттестации. Вы знаете, это – моё любимое произведение О’Генри. Я смотрела и плакала. Так что… спасибо Вам. А недостающие учебники мы просто спишем. И купим новые.
Потом мы пили чай, разговаривали.
Мне повезло. Мы подружились. И я снова увидел перед собой ту самую добрую, хотя и замечательно строгую женщину