Бог спасает нас не без нас

Что нам делать с собственной свободой

0
1289
Время на чтение 26 минут

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/08/p18g75nnfk1vsl1riqk3j6t81jus3.jpg

ЗАМЕТКИ О СИНЕРГИИ, СОРАБОТНИЧЕСТВЕ С БОГОМ «ВО ДНИ ПЕЧАЛЬНЫЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА»

Нынче, «во дни печальные Великого поста» (Пушкин) все мы в церковных канонах и песнопениях в бесчисленный раз и с глубоко растворенной в веках тоскою воспоминаем изгнание нашего праотца Адама, а с ним и праматери нашей Евы из блаженных чертогов рая... Не только в исторической памяти, символически, а можно сказать, почти буквально, при условии, если честно и «покадрово» вспоминаем свою греховную жизнь (к людям праведным это не относится)...Скажете, как? - да просто.

Каждый из нас примерно испытывал (и не один раз, в большинстве) чувства, похожие на отчаянье любимых наших прародителей, когда в горячности или захваченный страстью, совершал поступок, действо нехорошее (или словом убийственным): «Господи, что я натворил!.. прости!.. верни «обратно!»... летят секунды, минуты... но поздно! - только что захлопнулся невидимый вход в прежнее безмятежное для совести состояние, в прежнее спокойное течение жизни, и с каждой мигом все больше и больше настигает тебя мрак безвозвратной потери, чего-то непоправимо поломанного, искаженного, и неумолимо растет перед тобой невидимая, но неизбежная тень расплаты за содеянное, и ты, схватившись за голову, бежишь, бежишь, во внутреннем пространстве смятенной и онемевшей души, не зная куда, и путь твой уже другой, совсем другой...

И жилка бьётся у виска: что натворил, зачем ты это сделал, ведь сердце тебе говорило - не надо?!

Кто не испытал хоть однажды этого чувства содеянного пре - ступления, которое у каждого свое по масштабу, но оно все равно пере - ступление некоего запрета, завета, предупреждения, через голос совести: не делай этого, нельзя, нехорошо, ибо будет тебе потом плохо.

«МИЛОСТИВЫЙ, - молится во дни Великого поста вся Церковь, миллионы людей, - ПОМИЛУЙ МЯ ПАДШЕГО».

На начало третьей седмицы нынешнего поста выпала память великого святого, которая празднуется 29 февраля/13 марта (в невисокосные годы - 28/12) - преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (+ 435 г.), который особые труды положил для уяснения вопроса, как происходит спасение отдельного человека, как соотносятся человеческая воля и божественная благодать в деле спасения каждого из нас...Отправляясь в покаянный путь Четыредесятницы, мы со всей Церковью свидетельствовали: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный».

14 марта мы помянём преподобномученицу Евдокию (ок.160-170),которая, будучи красивой женщиной, с успехом занималась профессиональным блудом (о сколько уже наших девушек погибло и погибает!), пока благодать Божия, благодаря путешествовавшему монаху Герману, не коснулась её сердца, и она, оставив всё, встала на путь спасения и многих своим подвижничеством привела ко Христу... Нам - в пример и подражание.

Дни постовые бегут, вот уже отзвучали высокие глаголы Великого покаянного канона (ещё услышим мы их на «стоянии Марии Египетской»), и помянём мы на днях (17 марта) благоверного князя Даниила Московского, и мучеников Павла и Иулианию (молодая семья: казнили за крестное знамение), и князя Вячеслава Чешского, внука святой Людмилы, принявшего мученический венец на пороге храма, от руки брата своего, как потом Борис и Глеб и Герасима, иже на Иордане, и следом (18 марта) святителя Луку, архиепископа Симферопольского, а потом (22 марта) и 40 мучеников, страдальцев севастийских...

Все святые, разных стран, народов, эпох, но чудесным образом рядом, помогают нам в покаянном пути к Пасхе.

«...Все Святые - старшие братия наши в едином доме Отца небесного, которые с земли перешли на небо, и всегда они в Боге с нами, и постоянно нас учат, руководят к жизни вечной, посредством составленных ими церковных служб, таинств, обрядов, поучений, установлений церковных, как постов, праздников, и, так сказать, все с нами служат, поют, говорят, поучают, помогают нам в разных искушениях и скорбях, и призывай их, как живущих с тобою под одним кровом; прославляй, благодари их, беседуй с ними, как с живыми, и ты будешь веровать в Церковь» (из дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского). Удивительные и точные слова!

Икону преподобного Иоанна Кассиана Римлянина я впервые увидел в Свято-Даниловом монастыре, который полюбился мне еще в первое время знакомства с православной Москвой своим особенным молитвенным настроем... Здесь, собственно, я впервые почувствовал монашеское богослужение, услышал мужской безукоризненный хор, испытал строгость и тщательность исповеди... В храме свв. Отцов Семи Вселенских соборов хорошо было ненастными осенними вечерами стоять на молитве, в тишине (здесь строго, женщины слева, мужчины справа)...

А в Троицком соборе, что напротив - удивительная икона Божией Матери «Троеручица», XVII века, а выглядит, как только что написанная (она обновилась, когда её начали реставрировать, а художник получил исцеление). Здесь же и икона св. Кассиана, XVIII века.

Преподобный Иоанн жил в пятом столетии, с его именем связывают православное учение о синергии (др.- греч. «содействие», «соучастие»), соработничестве человека с Богом. В эпоху, когда молодая Церковь вступила, после трех столетий физических гонений, в полосу богословских дискуссий, направленных на уяснение истин и догматов веры, посредством одоления лжеучений, возник и вопрос, каким образом спасается человек: сам ли, в основном своими усилиями, или же в решающей мере - Богом, по Его воле?

Как часто бывает (я, конечно, излагаю очень схематично, да простят меня богословы), образовались две стороны: монах Пелагий, живший в Восточной Церкви, утверждал, что человек спасается преимущественно своими трудами, способен сам преодолеть грех, от него самого зависит, спасет ли он душу (подразумевается, естественно, что не без помощи Божией). Эта линия, если продолжить до логического конца - обрыв в самодостаточность человека, а там на горизонте недалеко и до безбожия.

На Западе, блаженный Августин возражал, утверждая, что как раз преимущественно наше спасение зависит от воли Божией. (Тут уже было недалеко до идеи предопределенности, эта линия, продолженная до логического конца, позднее возобладала в некоторых протестантских номинациях: если Бог предопределил тебя ко спасению, то всем это видно - тебе сопутствуют удача, богатство и т.п., и живи себе, в принципе, катаясь как сыр в масле, как хочешь).

Именно преподобному Кассиану Римлянину принадлежит мудрое, православное изъяснение этой проблемы - соработничества человека с Богом в деле спасения души. Оно, говорит прп. Кассиан, предполагает от человека полное использование и напряжение своих собственных сил и возможностей в следовании за Христом, посильной жизни по заповедям, верности Церкви и т.д. То есть, сам человек должен выкладываться на все сто процентов.

Но мы же немощны, при всем при том! Однако, когда мы так стараемся, то Господь после одного нашего решительного шага (выбора, волеизъявления во благо) помогает сделать еще сколько нужно. То есть, наше старание в полноте увенчивается Богом, и даже «намерение», по выражению свт. Иоанна Златоуста (учителя и наставника Кассиана), «Господь целует».

«АХЕЙЦЫ» НЕВИДИМЫЕ, НО ЦЕПКИЕ

Мы постоянно пребываем в состоянии такого соработничества (или не пребываем, что очень печально, или, упаси Боже, «сотрудничаем» с противоположным лагерем).

Сейчас, в Великий пост, как мы понимаем, каждому из нас даётся - предоставляется особенная возможность очищения, освобождения от дурных и непотребных привычек, страстишек и страстей - будь то склонность к осуждению или раздражительность, жадность и сребролюбие, гордость и высокомерие, или блудные помышления, к которым усиленно в наше время подталкивают человека (особенно подростков, молодежь) со всех сторон (берешь газету в киоске, а там с цветных ярких глянцев - «ню», открываешь почту в интернете, а тут сбоку в окошке - привет! - очередная актриска «полностью обнажилась для журнала»)...

И ещё от многих и многих зависимостей - от телевизора и того же интернета, от шопинга и любимых кошек и собак (вместо храма воскресным утром - прогулки со псами), а также курения, пива и чего покрепче (об откровенном пьянстве и говорить нечего), от соцсетей и гаджетов – как-то знак появился дорожный у переходов в Москве: «Осторожно, зомби».

Очень, кстати, правильный знак, с духовной подоплекой, потому что всякие «привязанности», даже с виду легкие и безобидные, коль мы позволяем, перейдя черту, быть от них зависимыми, цепко держат нас. А кто в таких случаях «поддерживает», христианам объяснять не надо.

Как Маяковский поддразнивал шутя Пастернака его аллитерированной строкой: «Ахейцы проявляют цепкость». Те ещё «ахейцы», невидимые, но цепкие.

ЗАКОН СРОДСТВА КАК ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, ТАК И ПОРОКОВ

Святые отцы учат, что как добродетели - содействуют одна другой (через молитву и труды, естественно), так и неблаговидные наши привычки, страсти и страстишки «индуцируют», помогают одна другой... И это, понятное дело, не просто так, а при неослабном и внимательнейшем содействии тех самых духовных сил, которые неотступно ожидая нашего нерадения, расслабления, лености, подталкивают сначала к нечистым мыслишкам, помышлениям, а потом, если пропустили «удар» - и к более серьёзным духовным поражениям.

Тоже ведь синергия, только со знаком «минус» - наше «соработничество», вспоможение своим же врагам! Конечно же, мы не желаем (имею ввиду христиан) такого «соработничества», однако если не ведём постоянно духовной брани, становимся невольными соучастниками и жертвами его. Ведь «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).

Помните рассказ в «Патерике», когда святому авве открылся духовный мир некоего будущего времени (весьма уже похожего на наши дни), и он увидел, в том числе, и беса, сидящего себе на жердочке да покачивающего ногами, и спросил его: а ты чего, окаянный, своим нечистыми делами не занимаешься, бездельничаешь? На что тот со смешком ответил: а зачем, люди сами уже как мы, а то и похлеще, всем грехам предаются, и помогать им не надо!..

В одном нашем храме в свое время поставили решетки на всех окнах (на уровне примерно второго этажа), кроме одного. То ли не успели изготовить, или ещё по какой причине отложили, а потом забылось в хлопотах постоянных, мало ли что, так и зияло оно несколько лет... На левой стене, первое от иконостаса, прямо рядом.

И вот как-то пришло на ум, что это похоже на напоминание, назидание: какой толк от остальных девяти зарешеченных окон, если можно через это одно десятое при желании проникнуть внутрь храма, ограбить его, осквернить, разорить.

Мы ведь тоже, говорит Апостол, храмы Духа Святого, и если есть у нас такое одно даже окошко «незарешеченное», то через одну страсть или страстишку или непотребную привычку - имеют доступ к нашей душе, в сокровенный храм - и наши грабители и губители.

Профессор А.И.Осипов пишет: «существует закон, открытый опытно... Произвольный грех в малом приводит к рабскому уже греху в великом». Когда я «могу удержаться и свободно согрешаю, то, оказывается, это свободное согрешение... в мелком грехе наносит тяжёлую рану душе. Кстати, может быть, принципиально самую серьёзную, поскольку этот акт свободного впадения в грех делает меня рабом уже более тяжёлого греха... иногда даже очень тяжёлого».

Это духовный закон «сродства между собой как добродетелей, так и пороков». Святитель Игнатий Брянчанинов (+1867) говорит о нём так: «По причине этого сродства произвольное подчинение одному благому помыслу влечёт за собой естественное подчинение другому благому помыслу; стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с первой. Напротив того, произвольное подчинение одному греховному помыслу влечёт невольное подчинение другому; стяжание одной греховной страсти влечёт в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечёт к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, сказали отцы, не терпит пребывать бессупружною в сердце».

ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ СТАРЦА НИКОЛАЯ

Однажды, в конце 90-х удалось мне побывать у о. Николая (Гурьянова) на острове Талабске (Залита). Когда, выстояв небольшую очередь, я попал к нему, и задав пару личных вопросов, попросил советов по работе журналистской, он, чуть задумавшись, сказал: надо в газете чаще печатать, чтобы дети и молодёжь не курили и не пили. Чуть призадумался и повторил: «Не курили и не пили».

Честно говоря, я тогда немного соблазнился его советом, ну, казалось бы, очевидные истины, все знают.

Но... потихоньку доходило, пробивалось через умственный, отштампованный пазл (потому что старец сказал!), в том-то и проблема, что эта очевидность именно и страшна своей привычностью, к которой нас приучили относиться к вещам ненормальным - как к каким-то вполне ординарным и допустимым: ну все же почти курят, и все выпивают, хоть помаленьку, кого удивишь.

Тогда ещё общественное сознание не ведало о таком понятии, как «окно Овертона», методике, способной переформатировать любой грех в «норму».

Вернее сказать, все мы знали и знаем, как и наши предки с древнейших времен (в основном интуитивно, но кто-то и осознанно), об этой «методе», в основе которой всегда ложь, а отец лжи - «человекоубийца искони», то - есть от начала.

А в начале, вспомним! - был вопрос, подтолкнувший нашу прекрасную Праматерь к сомнению: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?».

Бог так не говорил! Он сказал Адаму - от всякого дерева ешьте, только от дерева познания добра и зла «не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь»!

Уже в вопросе искусителя была заложена ложь, «семя тли», которое мгновенно изросло сомнением в чистой, доверчивой душе человека и исказило его сознание, сначала на каплю, а потом ещё... «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих...» (Быт.3).

Так наши прародители не выдержали испытания свободой, нарушили первый пост, переступив через заповедь любимого Отца, и мы, даже считая себя христианами, нередко продолжаем, увы, это делать.

ЖИВОЙ РОЛИК, ЧТОБ НЕ СОМНЕВАЛСЯ

Побродив немного по острову, размышляя о словах старца Николая - и касательно личных проблем, и о том, «чтоб не курили и не пили», пошагал я на берег, к дощатому причалу, чтобы отправиться на «большую землю».

Утром я благополучно добрался сюда на попутной лодке, был небольшой ветерок, который сейчас, однако, во второй половине дня набрал немалую силу, и всё Псковское озеро покрылось белыми бурунами... На берегу стояли ещё две женщины, побывавшие у батюшки, они тоже навострились уезжать.

Сначала думали не получится, но потом нам подсказали, что собирается отчаливать в нужном нам направлении небольшой катер, задумчиво, но как бы с глубокими вздохами покачивавшийся на водах неподалёку.

Мы упросили хозяина, мужчину лет под сорок, невысокого роста, весьма подвижного, шустрого, захватить и нас, правда одна из женщин перекрестилась: он же, кажется, выпивший!.. Однако другого варианта в ближайшей перспективе не было, только с ночёвкой на острове, до завтра, все мы спешили, а кроме того, батюшка благословил на дорогу, и святитель Николай - в храме своём, значит, будет всё в порядке.

В общем, вскоре мы отчалили - отправились, сначала шли бодро, а потом стало сильно покачивать, и пару раз чуть не ложились бортом на волну.

Женщины, поохав, усиленно молились (мы сидели в крохотном кубрике под мостиком), я видел как наш кэп, лихо закусив папиросину, уверенно крутит штурвал, невзирая на качку, однако же не успевая разворачиваться килем на волну, отчего суденышко и валилось с борта на борт. То что кэп был весьма навеселе, не вызывало никаких сомнений.

В голове у меня закрутилась дурацкая песенка из времен питерского студенчества на журфаке ЛГУ:

«А волна до небес

Раскачала МРС,

Но пока ещё никто не утонул!..»

Эту бодрую песенку мы слышали в прокуренном и гудящем ресторане - дебаркадере на причале у Васильевского острова, куда, зело грешные жеребцы (и жеребчихи), иногда заглядывали вечерком. (МРС - малый рыболовный сейнер).

Женщины смотрели с испугом на меня, я как мог успокаивал, потом поднялся на мостик, немного побалагурили с нашим добродетелем, его кстати и звали Коля-Николай, потом сказал: там наши девушки волнуются, трудно, чай, рулить в такой ветер, на что кэп, жизнерадостно обернувшись, крикнул в кубрик что-то вроде: девчата, не бойтесь, доставку гарантирую!..

Он победно посмотрел на меня, однако сам при этом как-то сразу подтянулся, мы миновали уже полпути, кажется и ветер стал поменьше, капитан быстро трезвел на свежем воздухе, а вскоре мы уже причаливали, благодаря Колю - Николая (женщины особо горячо), к деревушке, откуда бегал небольшой автобус до железнодорожной станции...

Вот тебе «чтоб не курили и не пили», живой ролик, чтоб не сомневался.

КАК МЫ БРОСИЛИ КУРИТЬ

Курение - не только само по себе занятие вредное, но это в некотором роде, ввиду рутинной многовековой массовости, олицетворение привычности греха, которую можно привить - «инфицировать» обществу, всему народу...

Именно с курения, пожалуй, у детей наших и подростков, а уже и у девчонок, чаще всего зарождается внутренняя распущенность - потому что нарушается запрет, «табу», а потом, постепенно - может начаться цепная реакция потери детской чистоты: противление родителям, отцу с матерью, чувство вседозволенности, обман старших, а затем, случается, у кого-то, под сигарету, и первое пиво, и «энергетики»...То - есть все большее омрачение души беззащитной, если не приобщена она к Богу, к Церкви, не говоря уже о физическом поражении здоровья.

И это касается многих миллионов (!) наших детей и молодёжи. Вы посмотрите - беременная девушка, а в зубах сигарета!.. Кого она народит? Бедный детёныш, ещё во чреве, а впитывает табак! Это беда, особенно женско-девчачье и детско-подростковое курение.

Сейчас, когда по новому закону нельзя курить в служебных помещениях, везде видим - близ крылечек, у офисов, у магазинов - стоят, набросив куртки и пальтишки, наши девушки и молодые женщины, дымят, и видно по ним - не в удовольствие коптят нутро и небо, просто не могут бросить, привязаны, вот проблема!

И чем дальше, тем чаще я вспоминаю простые слова талабского старца, отца Николая: больше пишите «чтоб не курили и не пили»...То, что мы видим в СМИ, по телевидению (особенно до недавних пор, вспомните рекламу табака, сигарет, пива!), калечило и продолжает калечить наших детей, доверчиво считающих, что если взрослые пишут и показывают - значит можно.

А ведь это преступление - миллионы детей, которых подтолкнули и подталкивают к порокам. Вспомните, что было, когда первый раз главный государственный санврач Г. Онищенко призвал признать пиво алкогольным напитком, чтобы детей хотя бы защитить - какая бесовская буря поднялась, как его осмеивали, ёрничали, оскорбляли с экранов всех телеканалов борцы за свободу слова и демократию!..

Я уже не курил в то время, а бросил это дурное дело неожиданно для себя. До того отравлял себя табачищем, подобно многим миллионам людей, более двадцати лет, по сути издеваясь над даром здоровья, которое дал Господь. Мой организм долго не принимал этот ядовитый дым, только на службе в армии я окончательно заставил его это сделать. (Ввиду особенной значимости в армейских условиях понятия «перекур»). И очень зря!.. Потом я узнал, что в роду у меня вообще не было курящих, и отец тоже не курил, и оба деда. И ещё: я в детстве переболел воспалением легких, поэтому, вероятно, организм так яростно сопротивлялся... (Может, и болезнь была не просто так - чтоб не травился в будущем).

Тем не менее, в последние годы курил весьма много, бывало до двух пачек, в редакционно - богемных посиделках, уже перешел потом, облегчения ради, на «Беломор» - он хоть грубее, но чище сигарет и все время гаснет...Получается меньше.

Как и все курильщики, конечно же, бросал! «Нет ничего легче, чем бросить курить, - говорил Марк Твен. - Я делал это сто раз!».

И вот пошел я как-то исповедоваться в Даниловом монастыре и попал к иеромонаху Ф. (потом я узнал, что он известный математик, в свое время пришел к вере, оставил мир). Исповедался глубоко, от души (старался, во всяком случае), и напоследок упомянул как бы о второстепенном, что вот еще грех - курю. Отец Ф., до этого молча слушавший, сказал неожиданно для меня: «Это не мелкий грех. Как же так - причащаешься, а потом этот дым в себя? - Он немного помолчал: - В следующий раз будешь готовиться к Причастию, попробуй не курить».

Я кивнул головой, скорей машинально, что-то пробормотав, вроде того, что постараюсь, отец Ф. прочитал разрешительную молитву...

Был октябрь, через несколько дней я улетел на свой Север, тут приближается день рождения, думаю, надо подготовиться, причаститься... И тут как бы всплывают в памяти слова иеромонаха Ф.: ты попробуй перед следующим причастием, не кури. И думаю - а действительно, надо попробовать.

Я напрягся, на следующий день все ж таки чуть покурил, два «бычка». На второй день - только один, и вот на третий пошел в храм, уже не куривши больше суток.

Причастился - и как отрезало от курева, никакой тяги! Уже больше двадцати с лишним лет...

Это по молитве батюшки Господь помог, но я, надо сказать, к тому времени действительно внутренне сильно желал освободиться от этой пагубы, доняла она меня.

Я прямо чувствовал утром, с первой затяжкой, как эта дымная пакостная тьма пронизает все мое существо, и резко изменяется самочувствие, исчезает веселая утренняя бодрость, и меняется состояние... Это действительно какая-то антиблагодать, для телесной нашей оболочки, и не только для нее.

Потом поделился я этим опытом с боевой подружкой Л., которая организовала и вела подвижнически много лет (более двадцати) православный автономный телеканал. А ведь женщине от наркоты этой еще труднее, тяжелее отойти (как и от бутылки, это всем известно).

Когда она собиралась в Москву, я ей все изложил, проинструктировал, кого искать, хотя особой надежды не питал - она курила еще больше меня, одну сигарету за другой, только мелькало в глазах!.. Быстрая, говорливая, энергичная - она и курила так.

Прошло месяца два, возвратилась Л. из столицы. Некурящая...

Рассказывает, что поехала в Данилов, нашла отца Ф., исповедалась, сказала, что очень хочет бросить курить, да никак не может. Батюшка, узнав, что утром она собирается ехать в Оптину пустынь, благословил: все, не кури!

Л., уставшая, после поздней исповеди, приехала на квартиру, где остановилась, подумала: ну как так сразу - не кури? - вытащила сигаретку, щелкнула зажигалкой, жадно затянулась...

- И ты не представляешь, - рассказывала она, - как мне стало плохо, горько, тошно!..

Она сразу смяла, выбросила сигарету (последнюю!), ночью ей тоже было нехорошо, промаялась, утром отправилась в Оптину, и там уже постепенно полегчало, и от курева - как отрезало.

Л. спрашивала отца Ф., он, оказывается, сам раньше курил, в прежней жизни, и вот ему, разумеющему всю пагубу этой страсти, очевидно, дана возможность так помогать нам, немощным... (с недавнего времени он схимонах).

Так что и Л. с того времени не курит, и я при случае всем рассказываю, как бросить курить. С Божьей помощью, но - и со своим большим желанием - волеизъявлением! Синергия, однако.

И еще о «соработничестве», только в другом несколько ракурсе. Нередко, к сожалению, общаясь с верующими, слышишь ссылки на Бога, которых не должно быть. Порой мы сами виноваты, что-то не так сделали, сами что-то натворили, а потом, как бы сбрасывая груз, облегчённо вздыхая, говорим: «Ну, на все воля Божия». Вроде, получается, как Бог подтолкнул нас к неблаговидному поступку или нехорошему слову (прости, Господи!).

Такое понимание «соработничества» конечно же неправильное (если по заблуждению), а если допускается нами сознательно, лукаво - это грех хулы на Духа Святого.

Бог нас на плохое не толкает, но... «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачав, рождает грех...» (Иак., I, 13-15).

Нет, далеко не «на все воля Божия»! Есть воля, а есть попущение. ( А потом, это и нарушение третьей заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...»).

Удивительной мудростью дышат мысли и слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина о соработничестве человека с Богом. По словам преп. Иоанна Лествичника - «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно».

Православное учение о синергии, излагаемое им, глубоко и всеобъемлюще учит нас истинному Богоообщению, и да пусть каждому из нас помогает в работе над собой во время Великого поста - самое подходящее, чтобы вооружиться на свои вредные привычки, страсти и страстишки и, конкретно обозначив их, начать борьбу по их преодолению и уничтожению.

Да и вообще время уже сегодня такое, что надо чаще обращаться к наследию святых отцов Церкви, чтобы не заплутать, не заблудиться (чудная сила русского слова - пойти обманной дорогой, по собственному похотению).

«О БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ И СВОБОДНОМ ПРОИЗВОЛЕНИИ, КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ» (св.Кассиан Римлянин).

(фрагмент из «Добротолюбия», т.2,Свято-Троицкая Сергиева лавра,1992 г.).

«... Веруем потому, что как начало благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим, так равно совершение добродетелей подается Им же; наше же дело с большею или меньшею готовностью покоряться внушению Божию и принимать его помощь. Мы заслуживаем награду, или достойное наказание, судя по тому, нерадим ли, или с благоговейною покорностью заботимся соображаться с распоряжениями и промышлением Божиим, простертым на нас благостынным благоволением Его. Это ясно выразилось в исцелении Иерихонских слепых. Что Господь проходил мимо их, это есть благодать Божественного Промышления и снисхождения. Но что они взывали: помилуй ны, господи, Сыне Давидов (Мф. 20, 31), это дело их веры и упования; самое же прозрение опять от милосердия Божия.

+ Земледелец, хотя много трудится над возделыванием земли, но не может ожидать обильного плода, если на обработанную землю не падет благовременный дождь и не будет благоприятной погоды. Итак, как ленивым земледельцам, которые не стараются обрабатывать свою землю, Бог не дает плода, так и трудолюбивым не принесет пользы повсечасная забота, если не поблагопоспешит им милосердие Божие. Так и в деле жизни по Богу и свои труды нужны, но если благодать Божия не поблагопоспешит, ни в чем не успеем. Исповедуй же, что Бог есть начальный виновник не только дел, но и помышлений благих: Он внушает нам и Свою волю Святую, и дает силу и удобный случай исполнить то, чего правильно желаем; ибо всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17).

+ Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб, но во веки жил. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру, по благосердию Своему не даст ей угаснуть; но желая, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, всячески способствует к тому, чтобы она обратилась в пламя. Благодать Божия близка ко всем; она всех без изъятия призывает ко спасению и к тому, чтобы все пришли в познание истины, ибо говорит: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).

+ Уму человеческому не понятно, как это спасение принадлежит и нашему произволению, ибо говорится: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. 1, 19), и вместе оно есть дело ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога (Рим. 9, 16), - как это Бог имеет воздать каждому по делам его, и вместе Он же есть - и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Фил., 13) - почему это нам повелевается сотворить себе сердце ново и дух нов (Иез. 18, 31), и вместе говорится: и дам вам сердце ново и дух нов дам вам (Иез. 11, 19). Не трудно будет решить сии сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше, и что человек, хотя может иногда желать добродетели, но чтобы исполнить желания сии, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, но нужно, чтобы податель жизни - Бог дал силы к возстановлению здоровья.

+ Многие спрашивают, когда в нас действует благодать, - тогда ли когда обнаруживается в нас доброе желание, или доброе желание тогда в нас обнаруживается, когда посетит нас благодать Божия? Опыт и то и другое оправдывает: Савл и Матфей мытарь не сами возжелали, но пожелали по призванию; Закхей и разбойник на кресте своим желанием предварили дело благодати. Так и положить надлежит: когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность; но если мы не хотим добра, или охладели к нему, то делает нам спасительные внушения, чрез кои доброе расположение образуется, или возобновляется.

+ Не должно думать, что природа человеческая способна к одному только злу. Творец всеял в души наши семена всех добродетелей, но для возрастания их нужны воздействия со стороны Бога; так однакож, что в человеке всегда пребывает свободное произволение принимать или не принимать сии благодатные воздействия. Если б совсем не зависело от нас устроение нашего спасения, то Апостол не сказал бы: со страхом и трепетом свое спасение содевайте; но если б все зависело от нас одних, то Он не присовокупил бы: Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении (Фил. 2, 12, 13). Благодать Божия и предваряет нас, ибо Пророк говорит: Бог мой, милость Его предварит мя (Псал. 58, 11), - последует за нашею волею, почему и говорится: и утро молитва моя предварит Тя (Пс. 87, 14).

+ Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однакож, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том однакож благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростью. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодатъ не тунедаемою. Апостол языков, хотя говорил, - что он потрудился паче всех Апостолов; впрочем присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним (1 Кор. 15, 10). Таким образом словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия - Божественное содействие, словом: со мною - показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и беспечности пребывающему, а тогда, как он трудился.

+ Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение наше: в желающих и ищущих спасения Он усиливает желание, а в неимеющих желание возбуждает оное; помогает исполнению спасительных желаний наших, - и вдыхает святые желания, или утверждает их. Почему в молитвах своих мы именуем Его и Покровителем и Спасителем и Помощником. Он подобно нежнейшему Отцу и сострадательному Врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к Нему, у других приводит к концу дела, и добродетели к совершенству, - иных удерживает от близкого падения, а другим подает случаи и удобства ко спасению, - иным, хотящим и текущим, вспомоществует, других, не хотящих и противящихся, привлекает и склоняет к доброму расположению: всюду производит все - возбуждая, содействуя и утверждая, - но без нарушения данной Им же свободы».

КАК СВЯТЫЕ «ХОДЯТ ПЕРЕД БОГОМ»

Вот еще один аспект синергии, на примере св. Кириака отшельника (память 12 октября н.с.), наставником которого был преподобный Герасим иже на Иордане, тот самый, за которым, как ручной, ходил исцеленный им царь зверей... Уже когда св. Герасим отошел к Богу, Кириак со своим учеником, желая более строгой жизни, на семидесятом году, удалился в пустыню, где и растительность редкая была чрезвычайно горька... Св. Кириак помолился и веруя в милосердие Божие, сказал ученику: «Иди, чадо, набери горького зелья и свари его: благословен всемогущий Бог, он и тем зельем нас пропитает!».

Ученик так и сделал, и действительно, Господь изменил горечь в сладость, и они благополучно питались этими корешками несколько лет...

А потом, некий знатный человек, узнав о Кириаке от пастухов, явился к нему, возложив на осла мешок с хлебами, прося благословения и молитв.

С этого времени отшельники стали питаться этими хлебами, но однажды ученик Кириака, видно решив разнообразить пищу, без повеления и благословения старца, сварил снова зелье, вкусил его... и почувствовал такую горечь, что не мог и говорить!..

Кириак, поняв причину его немоты, помолился над ним, причастил его Святых Таин, и тем исцелил его. И преподал ученику наставление, сказав: «Не всегда Бог будет творить чудеса, но только во время наших бедствий и в крайней нужде нашей; когда мы не имели хлебов, Бог усладил для нас зелье, чтобы мы могли его есть; ныне же мы имеем хлеб и есть ли необходимость в том чуде, чтобы горькое зелье превращалось в сладкое?»

Вот так. А то ведь мы часто, и без того имея много «сладкого», просим, чтобы Бог нам сделал «ещё слаще».

Да, помощь нам не преподносится «на блюдечке» (а впрочем, как посмотреть). Господь подаёт средства, воспользовавшись которыми, мы своим трудом осуществляем дающиеся возможности.

Есть известный анекдот-притча (в разных вариациях): во время наводнения человек (набожный, может церковнослужитель или фарисей) сидит на крыше своего дома и молится Богу, чтобы Тот его спас. Вот показался, проплывает плот, люди машут руками - давай с нами, но тот отмахивается: "Я всю жизнь Богу служил, Он меня не бросит!"

Вода прибывает. К дому приближается лодка, люди зовут бедолагу к себе, но тот снова мотает головой и продолжает молиться... Вода быстро, на глазах поднимается все выше. Над крышей дома начинает кружить вертолет, с него сбрасывают верёвку и показывают человеку, чтобы он скорей забирался по ней, но тот исступленно продолжает свой вопль ко Творцу.

Наконец, стихия стремительно накрывает дом, человек тонет, предстаёт перед Богом и обиженно говорит:

- Господи, я так тебе служил, я так Тебя просил, чтобы Ты меня спас! почему же Ты этого не сделал?

- Но Я же, - говорит Господь, - посылал тебе и плот, и лодку и вертолет...

Об удивительной глубине, сокровенности соработничества человека с Богом, также как и о удивительной тайне возникновения человеческой жизни (это к вопросу об абортах), свидетельствуют замечательно точные слова из акафиста преподобному Сергию Радонежскому: «Ангелов Творец, предуведевый, по самовластному чистаго сердца твоего изволению, всеусердствующее Его воли исполнение, еще во чреве матерни трикратным возглашением показа тя миру истинного служителя быти Святыя Троицы...» (Икос 1).

То есть, ещё во чреве Господь видит наше добровольное, «самовластное сердца изволение».

Вот об этом мы часто в суете и житейских попечениях забываем - о том, что каждое мгновенье Господь видит наше сердце, прозревает самые, ещё нами не осознаваемые начатки помышлений (готовые вот-вот проявиться) и будущие их последствия - мы непрерывно как на ладошке пред Ним.

Люди, свято жившие, всегда знали об этом, вспомним Еноха или Илию - они «ходили пред Богом», осознавая это в каждое мгновенье.

Когда зарождается в нашем сердце даже крохотное непотребство, только призрачные контуры, абрис малюсенькой «змейки», Господь конечно же располагает нас к противодействию, ждёт соработничества - по добровольному неприятию, отвержению её... А если мы нерадим, допускаем этой «змейке» ожить, окрепнуть - этим легкомыслием, леностью мы наносим рану не только себе, но своей персонифицированной, личностной клеточкой - всему Телу Христову, всей Церкви!.. (Ибо все мы, чада Церкви - живые и взаимосвязанные клетки единого организма и от здоровья каждой зависит и общее состояние его).

Нам не хватает «страха Божьего», о котором много говорят святые отцы. Он имеет как бы несколько степеней (по св. Василию Великому - раб, наемник и сын): первая - это страх наказания за грехи, боязнь мук; вторая - страх потерять «заработанную» награду, Царство Небесное...

Ну а третья - сыновний страх: огорчить, оскорбить своим нерадением любимого нашего Христа, и за МЕНЯ ЛИЧНО кровь пролившего, и страдавшего! Вот что самое страшное, Господи помилуй!

Пост Великий да обострит наше внимание ко всему этому, да поможет нам в соработничестве с Богом очистить душу, стать здоровой и надежной клеточкой Тела Христова - Церкви. Господь призывает каждого из нас, в любое время. «... И якоже в единодесятый (т.е. в последний) час приял еси, ничтоже достойно соделавших (а мы все почти такие), так прими и мене грешного...». Конечно, примет Христос, только чтоб мы захотели.

Но - «Бог спасает нас не без нас» (св. Афанасий Великий, IV в.).

ПУШКИН: ТРАГИЧЕСКАЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ НА ЗЕМЛЕ

Всем известны пушкинские стихи - переложение великопостной молитвы св. Ефрема Сирина, которая всю Четыредесятницу звучит в храмах и в наших домах, а главное в сердцах.

Пушкин, пронесший через свою жизнь трагическую двойственность человеческого бытия на земле, с порывами к Небу из опутывающего грехом мира, написал его незадолго до своей гибели, будучи, после «безумных лет угасшего веселья»,- несомненно православным мыслителем, понимающим всю невосполнимую значимость самодержавия для России, её христианскую сущность и державную государственность, её ответственнейшее промыслительное служение всему миру и человеческой цивилизации...

По подобию Спасителя нашего и великого сонма святых Его последователей, Пушкин тоже, по масштабу и яркому своеобразию личности, должен был погибнуть неизбежно, потому что тоже, как и они, вступил в этом мире - по сердечному согласию с Богом - в битву за добро и честь, потому и зло, в котором «мир лежит», и над ним вынесло свой приговор... («За всё хорошее - смерть», неожиданно по христиански аукнулось название одной из повестей азербайджанского писателя и кинодраматурга, причастного к русско-советской культуре, Максуда Ибрагимбекова, недавно отошедшего в мир иной...)

Пушкин, гений из гениев, мудрый, зрело и глубоко переживающий всем существом страдания свои в страдающем мире, испытывавший всю жизнь непрерывную тяготу «свободы» греха, за полгода до неизбежной дуэли, до своей Непрядвы на Чёрной речке, уже зная сердцем о том, что его ждёт и какая тревожная тяга влечёт Россию в будущий мир, словно исповедуется сомолитвенно и смиренно в этих стихах:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

И мы с этими простыми, кроткими и возвышенными словами, окунаясь в мир «дольних бурь и битв» в своих «пустынях» городов и весей (семей, работ, общений, суеты), продолжая свой покаянный путь и зная, что нет предела в соработничестве с Богом («Душе моя, восстани, что спиши?»), да взбодримся крохотной притчей, призывающей нас к большему старанию (не скажу высоко - «к подвигу»):

«Один отшельник достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей, и они его не трогали, кормил их детёнышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он сказал:

- Если ты хочешь достичь ещё большего совершенства - иди в монастырь и попробуй ужиться со святыми братьями».

Это полезный совет, кажется, для всех нас в нынешние великопостные и в то же время острополемичные для нашей Церкви дни... Ни убавить, ни прибавить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Рыжов
Самый сложный вопрос – русский. Без русских никуда. Но куда – с русскими?
Актуальное обозрение. Часть третья. «Нам нужна глубинная деколонизация нашего сознания»
19.02.2024
Как выбирали Патриарха
К 15-летию Поместного Собора РПЦ 27-28 января 2009 года
28.01.2024
Рождество в Вифлееме
Воспоминания о паломничестве. Часть 2
10.01.2024
Рождество в Вифлееме
Воспоминания о паломничестве. Часть 1
08.01.2024
Все статьи Станислав Рыжов
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17