«В жизнь вечную…»

Памяти Н.С.Лескова

0
470
Время на чтение 9 минут

Самобытнейший русский писатель, классик мировой литературы Николай Семёнович Лесков (1831–1895) признавался, что с детства «имел влечение к вопросам веры». Религиозно-нравственные представления и устремления во многом определяли его восприятие жизни, литературно-общественную позицию и главное – своеобразие созданного им художественного мира.

Христианский характер лесковского наследия до настоящего времени не получил целостного осмысления и освещения. Изучение особенностей религиозно-нравственных оснований поэтики Лескова, проникновение в её глубинный духовный смысл продолжает оставаться одной из первостепенных исследовательских задач.

Писатель подходил к религии как истинный художник – с эстетических позиций, открывая в вере «поэзию». Сплавляя евангельские образы: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14: 6) – с «художеством», Лесков рассматривал христианство как «поэзию вечной правды и неумирающей жизни».

«Потребность духа, ищущего высшего состояния», религиозные раздумья, «борения» во многом определяли, согласно самохарактеристике писателя, его «трудный рост». Лесков порой проявлял «религиозное своенравие», но в то же время был человеком, «не заглушившим в себе способности любить и уважать истину».

Писатель недвусмысленно утвердил своё православное вероисповедание: «Я не враг Церкви, а её друг, или более: я покорный и преданный её сын и уверенный православный». В то же время Лескову не всегда удавалось оставаться «покорным и преданным» сыном Церкви. Горячая человеческая «нетерпячесть» его натуры максималистски требовала, чтобы идеалы христианства с предельной полнотой были реализованы в действительной жизни.

Думается, вряд ли продуктивно в научном отношении разделять лесковскую позицию по отношению к вопросу о Церкви на «позитивную» (в начале творчества) и «негативную» (после заграничной поездки 1875 года). До последнего времени в лескововедении эта достаточно условная схема безоговорочно принималась как аксиома. Однако распространённый тезис об отрицательном отношении Лескова к Церкви начиная с середины 1870-х годов на деле остаётся бездоказательным. В традиции советского литературоведения мысль об «антицерковности» Лескова утверждалась даже тогда, когда он рисовал в своих произведениях художественные картины, направленные по существу на защиту религиозных идеалов.

Цитируя известное письмо Лескова П.К. Щебальскому от 29 июля 1875 г., в котором писатель признаётся в своём «разладе с церковностью», исследователи механически вырывают эти слова из контекста письма, а он таков: «Более чем когда-либо верую в великое значение Церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя».

Под влиянием религиозно-нравственных исканий Лескова формировалась его концепция русской жизни, человека и мира. В лесковской поэтике личность предстает не только как уникальная «натура» – в планах конкретно-историческом и социально-психологическом, но и в плане вневременном, метафизическом – в устремлённости к высочайшему идеалу, заповеданному в Евангелии. Художественное мышление Лескова христоцентрично. Вослед за отцом Церкви Тертуллианом писатель не раз повторял, что «душа по природе христианка».

В соответствии с православной аскетикой и антропологией Лесков имел ясное представление о двойственной природе человека: богоподобной, но омрачённой смертным грехом и в то же время призванной к духовному возрождению и воскрешению в жизнь вечную через веру, покаяние, подвижничество. Именно такова художественная логика множества лесковских произведений.

Метафизическое и нравственно-практическое составляли для писателя неразрывное единство. «Я свет миру» (Ин. 9: 5), – говорил Христос, исцеляя слепого от рождения. Свет Христов становится лейтмотивом таких шедевров Лескова, как «Запечатленный Ангел» (1873), «На краю света» (1875), «Христос в гостях у мужика» (1881) и многих других, одной из доминант художественной системы писателя в целом.

Интенсивность поиска Лесковым живого воплощения христианского идеала в людях, своеобразие религиозного зрения писателя, которое можно определить как светозрение, “духовную зоркость”, сказавшуюся в желании во всём приблизиться к христианским представлениям и типу поведения, связаны не только с логикой собственного развития художника, но и с этико-философскими исканиями времени – в кон­тексте русского историко-культурного процесса.

Раскрывая внутренний конфликт современной личности – между верой и безверием, выдающиеся современники Лескова Достоевский и Л. Толстой с особенной художественной мощью изображали борьбу за веру в душах своих героев. В противоположность им многие персонажи лесковских произведений, как и сам автор, наделены “счастливой религиозностью”, гармонично соединяющей истину веры с бесконфликтным сознанием; одарены пониманием сокровенного смысла жизни.

Своеобразие эстетического воплощения религиозно-нравственных воззрений писателя дало возможность критику М.О. Меньшикову – современнику писателя –определить позднее лесковское творчество как “художественную проповедь”. Элементы христианской проповеди, религиозно-нравственного поучения органично вплетаются в многожанровую художественную систему Лескова (повести, святочные рассказы, рассказы кстати, легенды, сказки, притчи и др.). Проповедническое слово писателя, близкое по своим учительно-дидактическим задачам к проповеди пасторской, облекается в формы более мягкие, снисходительные, не столь требовательные и категоричные, как, например, у Достоевского и Л. Толстого. Лесков-наставник не столько требует, сколько убеждает и просит читателя вместе приобщиться к поискам истины. Яркий пример тому – рождественская проповедь в финале рассказа «Под Рождество обидели» (1890).

Итоговый период творческой биографии Лескова (1880-е – первая половина 1890-х годов) наиболее богат произведениями в духе и стиле художественного поучения. Помимо широко известных, актуальны в этом аспекте тексты малоизученные или забытые, не переиздававшиеся со времени их первой публикации: «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания» (1881), «Великопостный указ Петра Великого» (1882), «Вечерний звон и другие средства к искоренению разгула и бесстыдства» (1882), «Зеркало жизни истинного ученика Христова» (1890), «О кресте Сергия Радонежского» (1891), а также множество других художественных, публицистических, эпистолярных источников, в которых самобытно освещаются религиозно-церковные темы, даются глубокие суждения религиозно-нравственного характера.

В писательской практике Лесков выступил и как знаток истории Церкви и вероучений, и как самобытный богослов, проповедник христианских истин, и как духовный наставник своих читателей, стремящийся зажечь в них «искру разумения о смысле жизни», чтобы было им «с чем перейти в вечность». Писатель с присущими его человеческой натуре «пересолом» «расчищал подходы к храму», изгонял «торгующих в храме», в котором, по его убеждению, должны служить только чистые сердцем, наделённые высочайшей духовностью слуги Божьи.

Против сонма торгующих «разбойников», запутавших людей в «торговую кабалу», не устыдившихся даже святое Евангелие превратить в ходовой товар по спекулятивным ценам, Лесков выступал с самого начала творческого пути – в своих первых статьях «О продаже в Киеве Евангелия» (1860), «Торговая кабала» (1861) и др.

Подводя итоги писательству за год до смерти, в письме М.О. Меньшикову от 8 апреля 1894 г. Лесков говорит, что остался верен этой своей стезе – ради того, чтобы в человеке как «храме Божием» воссияла Христова истина.

Писателю желалось, чтобы обновление в духе Христовой истины пришло через «попов великих», подобных отцу Савелию Туберозову – бесстрашному протопопу-проповеднику в романе-хронике «Соборяне» (1872), прототипом которого послужил родной дед Лескова – священник села Лески Димитрий Лесков.

Цикл очерков «Мелочи архиерейской жизни» (1878–1880), как и целая серия работ, примыкающих к этим «картинкам с натуры», имели целью не отрицание Церкви, а очищение её «непросветлённого и непреображённого человеческого естества». Лесков, будучи кровно связан с русской религиозной ментальностью как важнейшей стороной национального бытия, в беллетристике и публицистике выступил против церковной «летаргии», призывая священнослужителей ревностно исполнять их истинное предназначение – духовное делание, ставя в пример образцовых православных священников, фигуры которых нередко изображаются в его творчестве и являются своеобразным “болеутолителем” для самого писателя, глубоко страдавшего при виде внутренних церковных нестроений.

Именно “святое недовольство” явилось импульсом, определившим и критический настрой, и проповеднический энтузиазм лесковских произведений о священнослужителях. Лесков критиковал не идею Церкви, а людей, считающих себя причастными Церкви, однако в прак­тике своей жизни зачастую далеко отстоящих от церковного идеала. Не испытывая враж­дебности к Церкви, писатель призывал её к самоочищению, выметая «сор из храма».

Одним из итогов религиозно-нравственного развития Лескова явилось обращение с призывом к уважению религиоз­ных воззрений людей. Так, писатель активно выступал против гонений на инаковерующих в серии статей о староверах, «рассказах кстати» «Два свинопаса» (1884), «Новозаветные евреи» (1884) и других произведениях. Идея “взаймоверия” – по лесковскому экспрессивно-выразительному слову, найденному писателем в «Запечатленном Ангеле», – способна противостоять всеобщей обособленности и вражде, «ибо без доверия друг к другу жить невозможно». В позднем творчестве Лескова нашла художественное отражение мысль об «истинном христианстве» («слово Твоё есть истина» – Ин. 17: 17). В письме Л.В. Ивановой от 11 марта 1892 г., хранящемся в Орловском государственном литературном музее И.С. Тургенева, Лесков пояснял: «Наилучшее богослужение есть, конечно, то истинное богослужение, о котором Христос открыл нам через свою беседу с самарянкою. Надо “служить Богу духове в истине” всегда и везде, ибо таковых только поклонников Бог желает – “Молитесь духом (Ефес. IV, 18)» (подчёркнуто Лесковым).

Так формировался особый тип эстетики, многослойный христианский подтекст лесковских произведений. В поэтике Лескова также отразилось его убеждение в том, что о вопросах веры можно говорить занимательно, интересно.

Уникальное художественное решение лесковских произведений формируют объективность и запредельность, максимальная жизненность, документальность в сочетании с ориентацией на высший, заданный в Евангелии идеал, доныне непревзойденный. Отсюда – иконописность, молитвенность, невысказанность, зачастую – загадочность произведений, символизация и сакрализация образов, особая организация художественного пространства (земное и надмирное) и времени (сиюминутное и вечное), притчевый характер, жанровые признаки проповеди-поучения; повышение роли непосредственно выраженного авторского начала, открытые апелляции к читателю и другие приёмы художественного воплощения магистральной, сквозной точки зрения – религиозной, христианской.

Многомерность, многоплановость, символико-смысловая ёмкость художественного мира открывают перед читателями и толкователями творчества Лескова всё новые возможности сотворчества с ним.

Заповедям любви, добра, милосердия учил писатель-христианин своих читателей. В согласии с новозаветной заповедью: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12) – внёс Лесков в свою записную книжку следующую запись: «Всё, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им».

Алла Анатольевна Новикова-Строганова – доктор филологических наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Анатольевна Новикова-Строганова
Разделить долю пророка
2. Юбилей закрытого музея. 50 лет Дому-музею Н.С.Лескова
17.07.2024
Разделить долю пророка
1. Юбилей закрытого музея
15.07.2024
Н.А. Некрасов против дикого капитализма
«Разбой под видом честной спекуляции…»
14.06.2024
«Любить человечество…»
225 лет А.С. Пушкину
09.06.2024
Истинное чудо
Пасха и русская литература
19.05.2024
Все статьи Алла Анатольевна Новикова-Строганова
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от учитель
21.07.2024 21:48
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от учитель
21.07.2024 21:29
Наказание за героизм
Новый комментарий от Человек
21.07.2024 18:25
Орбан разоблачает миграцию
Новый комментарий от Агафон
21.07.2024 18:01
Большие раздоры. У каждого свой Ильин
Новый комментарий от С. Югов
21.07.2024 15:39
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от Советский недобиток
21.07.2024 06:43