Но теперь, кто имеет мешок, тот
возьми его, также и суму; а у кого
нет, продай одежду свою и купи меч»
Евангелие от Луки 22:36
«Кинжал» - новейший Российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс, способный уничтожать важные военные объекты противника.
***
Семь лет – срок немалый, но символичный. Именно его называет известный петербургский поэт Борис Александрович Орлов в аннотации к своему новому поэтическому сборнику, ставшему собранием избранных произведений, написанных поэтом за это время. В христианстве число семь является числом Божественной полноты, символизирующим нечто завершенное, целостное. Хотя вряд ли можно говорить о завершенности творческого поиска любого здравствующего поэта, тем более Бориса Орлова, у которого большие творческие планы, на счету более двадцати книг стихов, высокие литературные награды и звания, такие как лауреат Большой литературной премии России, премии им. Пикуля и мн. другие. Правда, самым высоким своим званием Борис Орлов считает воинское – подводник, капитан I ранга. Ну и, конечно, – русский поэт!
Поэт-воин – наиболее выразительная, обобщающая характеристика личности автора сборника, философское название которого, настраивает читателя на не легкое, вдумчивое чтение. Хотя люди, знающие творчество Бориса Орлова, готовы к тому, что услышат сложно-смысловую, полифоническую гармонию его классического стиха, раскрывающего исторические, политические, лирические, богословские темы человеческого бытия, развивающегося в пространстве Времени, или, как говорит поэт, движущегося «по тракту времени». В длительности, в движении, в поиске смыслов происходит процесс познания мира и совершенствования человеческой личности.
Веками, годами, часами и более мелкими отрезками жизни мира, страны и собственной поэт оперирует как яркими красками, создавая образ бытия.
То пламя спора, то молчанья лед –
Дуй в дудочку или в свисток свисти!
Страна по тракту времени бредет,
Эпохи, как ночлежки, на пути.
Краткость формы, емкость и точность образа, структурированная ритмичность – характерные особенности поэтического почерка Бориса Орлова, определяющиеся его характером, образованием (математическим и гуманитарным), врожденной интуицией, унаследованной от предков, служивших верой и правдой Богу и России. Автор книги с первых ее строк, с предисловия, названного «Мой мир», оговариваясь, что поэтических произведений создано им гораздо больше, признается, что стихи, включенные в книгу, отражают личный его мир. «Я включил в сборник именно эти стихи, потому что они, на мой взгляд, композиционно дополняют друг друга, более широко и глубоко раскрывают мое представление об окружающем пространстве, о взаимопроникновении внутреннего мира и мира вещей… Моя поэзия – это моя жизнь. Однако на первое место я ставлю бытие, а не быт».
Книга разделена на семь тематически самостоятельных глав, объединенных идеями целостности мира и истории, созвучия души и сердца, сопряжения веры и дела, что присуще верующей личности. Православие – стержень мировоззрения поэта, наивысшая, по его мнению, ценность нации и непобедимое духовное оружие. Но вера для поэта не только сосредоточенная молитва и посещение храма, что образно и многократно показано в его стихах, но еще и открытая борьба за нашу веру и за вмещающую Небесные смыслы Родину – Россию. Поэтому фраза «подборка стихов, словно связка гранат» – отражает реальность поэтического и жизненного мира воина-поэта, который как будто отзывается на слова Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Евангелие от Матфея 10: 34).
Постепенно, от главы к главе, от темы к теме осуществляется понимание этой исследуемой поэтом евангельской истины, противоречивой на первый взгляд. Уже в заглавном стихотворении книги, названном «Родина», появляется образ войны, по доброте душевной проигранной русским народом в известные периоды XX века.
Двадцатый век. И на его роду
Отметины от пуль, как междометья.
Расстрелян Кремль в 17-м году,
Совет Верховный – в 93-м.
Но уже в следующем стихотворении поэт определяет главные составляющие характера человека, необходимые для победы его Отечества – это честь, любовь и самопожертвование.
Чтоб честь иметь, носи мундир.
Нет чести без мундира.
Сражаемся за Русский мир,
Что греки в Фермопилах.
Мы чтим и Родину, и Род,
Но Ирод-царь не в теме.
Пусть мы погибнем, но народ
Наш выиграет время.
Поэт видит войну не с обочины, не из-за телевизионного стекла, он находится в ее эпицентре, там, где идет бой не на жизнь, а на смерть. Борис Орлов и впрямь знает ее смолоду, отдав несколько лет жизни опасному морскому служению на атомной подводной лодке, он боец и в символической семантике, являясь глашатаем русской идеи.
И вдовий крик, и детский плач
Легко вплетаются в войну.
Волну накинув, словно плащ.
Ушла подлодка в глубину.
Нас не страшит Саргассов лес –
Нет насекомых и зверей.
На флотском флаге – русский крест.
Вперед ведет святой Андрей.
Все перед нами – ад и рай!
Винты в глубинах спрячут след.
А чудотворец Николай
Хранит от мин, торпед, ракет…
Плотна забортная вода.
Внизу опасны рифы дна.
А возвратимся мы тогда,
Когда окончится война.
Война, на которую пошел под Андреевским флагом лирический герой стихов Бориса Орлова, во многом родственный автору, не кончится никогда. Потому что на эту войну обречено человечество от своих прародителей, со времен грехопадения. Это война, сегодня развязанная «отцом лжи» на территории родственной славянской страны, изначально «воплотилась в Иуде и Хаме», и ныне «дьявол, расправив гремучие крылья, летучею мышью парит над Россией» - говорит поэт. Но военные стихи Бориса Орлова оптимистичны, победны, потому что он понимает соотношение сил:
Мы будущее видим в красоте,
А недруги – в уродстве и огне.
Свободною душой живем в Христе,
Они – рабами служат сатане.
В бою молитвой – предков позови:
Рискуешь телом – победишь душой.
Мы храмы строим на своей крови,
Они свои вертепы – на чужой.
И жизнь, и поэзия Бориса Орлова, – говоря словами А. Твардовского, «бой святой и правый». Бой духовный, принципиальный, тот, для которого Иисус Христос во имя мира принес Свой меч. Так этот парадокс поясняет святитель Иоанн Златоуст. «Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками»[1].
Но как определить этих «заговорщиков», как выявить врага? В следующих главах, в плотной смысловой их наполненности, поэт показывает алгоритм своих поисков, доверяет читателю свой метод «различения духов», чем в совершенстве обладали апостолы Христовы, чему так научал апостол Павел: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. <…> Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Галатам 5: 22,23, 25).
В стихах, посвященных современным и историческим событиям, священникам, друзьями, верной жене, чуду творчества, диву природы, ответственному воинскому служению, Борис Орлов показывает актуальность Христовых заповедей, их первенство над всеми временными законами человеческими. В реальных ситуациях он выявляет спасительную силу и победную мощь проповеданных Христом качеств человеческой души. Для большей убедительности, для приближения к Первоисточнику поэт, постигающий глубокую мудрость Нагороной проповеди, воспринимает форму притчевости, недосказанности. Концентрируя внимание читателя на неожиданном представлении простых истин, он вовлекает его в сотворчество, в сопереживание и, как следствие, в процесс личной самооценки и духовного преображения. Поэзия Бориса Орлова тот редкий случай, когда слово, действительно, обладает воспитательной силой. Надо сказать, что и своей жизнью, ответственным служением, саморасточением, самоограничением и самосознанием он во многом показывает пример. И особенно правдивостью творчества.
Бессонница. До третьих петухов
Я комкаю воспоминанья грубо.
Грызите черный хлеб моих стихов,
Но осторожно – не сломайте зубы.
Горит, как в печке, в сердце огонек
Утраты – позабыло сердце ласку.
Я тесто замесил и хлеб испек,
Но много было горя на закваску.
Не режьте, а ломайте – горьких крох
Накопится немало в рыхлой горке.
Черствеет черный хлеб моих стихов
И проступает соль от слез на корке.
Единственно, где поэт находит утешение – это в храме. Во многих стихах сборника, даже посвященных другим темам, присутствует образ русской церкви. Церковь – символ постоянного, извечного Божиего присутствия на русской земле, зримое, пульсирующее сердце русской жизни.
Злобно борются за права
Зверя, выпив дурное зелье.
А свобода еще жива
В храмах и монастырских кельях.
Повторяющимся образом тихого, вырастающего из русской земли храма поэт хочет засвидетельствовать свою убежденность, что земля – живой организм, целостность которого человек должен стремиться осознать. Целостность мира невозможно понять без любви к природе. В храме Природы поэт ищет и подтверждение своим мыслям, и вдохновение, и отдохновение. Природа – его мастерская, здесь он высматривает удивительные поэтические образы, находит новые краски и мелодии. При этом Борис Орлов осознает природу, как умопостигаемую реальность, наблюдая, он представляет через образы – ее внутренние, скрытые связи и законы, подобные тем, которые заповеданы человеку.
Водою отшлифованные камни
Вросли в песок… их в пыль сотрут века.
Как бабочка с ажурными крылами,
Вознесся крымский мост под облака.
То легких волн таврическая пляска,
То песен ветра южный колорит.
И, прилетев к нам из пустыни Наска,
Космическая бабочка парит.
Или
Я одиночеством согрет,
Не тороплю седую старость.
Люблю небес прохладный свет,
Покой и легкую усталость.
Над паутиною дорог
Кричит встревоженно сорока.
Я не спешу – всему свой срок,
Моя судьба – моя дорога.
Во многих стихах Бориса Орлова упоминается дорога, трасса, путь. Этот пронизывающий все поэтическое пространство книги сложный пунктир путей-дорог, как и космический танец вечной бабочки, помогают поэту выразить через понятный читателю зримый образ незримые законы бытия, «круговорот времен», но не тот, связанный с теорией циклического развития общества, а, соответствующий мировоззрению Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» ((1:9). Почему так? Потому, как говорят Отцы Церкви, что «Всё премудростью Ты сотворил» (Пс 103:24; LXX). Потому что непреложны нравственные законы бытия, в которых должно существовать и развиваться человечество в «круговороте времен»: созданное Богом, оно должно к Нему и вернуться. То есть «возвратиться на круги своя». Для этого и дается дорога судьбы. Она не строго определена, и ее длина и направление зависят от самого человека.
Книга Бориса Орлова рассказывает о трагическом пути его любимого Отечества, с которым сливается дорога жизни самого автора. Это дорога русского народа, по которой проходит каждое поколение русских людей: русские «круги своя». Вот такие они…
Куда ни глянь: назад — вперёд,
Везде чужие рати.
Ильёю Муромцем встаёт
Отечество с полатей.
Тлетворен иноземный гнёт,
Чернеют пепелища.
Но встал народ и меч куёт,
И щит надежный ищет.
Стоит Отечество. Заря
Над церковью пунцова.
В ней вижу лик богатыря
С картины Васнецова.
Сочетанием глаголов совершенного и несовершенного вида: встаёт – встал – стоит Народ-Отечество, поэт показывает движение, формирование этого вневременного круга, возвращение минувших времен. Освободительная война против зла – неизбывная ипостась русской жизни, что мы переживаем ныне лично. Сегодня, как наши далекие предки, мы стоим на том же жертвенном рубеже. И поэтому нам становятся понятными вызывающие изумление афористичные строки поэта, что «жить нельзя без топора», смысл которых раскрывается в евангельском контексте.
Топор не лезет в острый спор –
Там подло мечутся ножи.
Когда работает топор,
Теплее и светлее жить.
Дрова и в холод, и в жару
Нужны – печь просит их с утра.
Не призываю: «К топору!»
Но жить нельзя бе топора.
Это стихотворение Бориса Орлова отсылает к Евангелию: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Евангелие от Луки 22:36).
Евангельское метафорическое иносказание запоминается легче, чем нравоучение. Оно заставляет прислушаться к удивительным образным словам Христа и размышлять над ними, в чем помогают толкования Отцов Церкви. Из них становится понятно, что под одеждами – понимается богатство, под мечом – сражение за веру. Как поясняют Отцы Церкви, Иисус использовал образ «меча», чтобы побудить учеников быть готовыми проявлять стойкость в предстоящих духовных сражениях за истину. Только в таких «сражениях» христианин и может участвовать. Только таким «воином» он может быть. И только такое «оружие» он всегда держит при себе. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефесянам 6:17).
Поэт Борис Орлов, видя на поле боя с нечистью успехи современного ракетного комплекса «Кинжал», имея настоящее боевое оружие – морской офицерский кортик, понимаемый им как оружие долга и чести, как символ Присяге Родине, для духовных сражений вспоминает об испытавшем себя в исторических битвах оружии русского мужика – топоре. Яркий, запоминающийся, актуальный образ, свидетельствующий о том, что сегодня это сражение нагнетается, сгущается, переходит в ближний бой.
В Евангелии меч символизирует христианскую проповедь, необходимую для великой пользы и во благо человечеству. Сегодня успешен «Кинжал», но необходим и топор – для физической защиты духовной проповеди и проповедников от множащихся бесовских орд. Своей новой книгой стихов поэт Борис Орлов доказывает, что и художественное творчество, поэзия, являющаяся по убеждению Иоанна Шаховского, помощницей молитвы, может быть тем мечом-топором, высокое сияние которого смертельно напугает проповедников лжи, но как знамя привлечет и соберет верных Истине, и подвигнет их к Нашей Победе.
[1] Толкование на От Матфея 10:34 https://bible.by/fater/40/10/34/