Умирание деревень, сёл и малых городов – это одна из больных проблем современной России. И мало кто говорит и пишет об этом. Мало кто поднимает эту тему.
А ведь умирание деревни и малого города – русской провинции, это, прежде всего, умирание малой Родины большей части российского (русского) народа.
Сто лет назад девяносто процентов жителей России проживало в деревнях и малых городах. А сегодня всего лишь процентов пятнадцать живут на земле, живут в тихих и уютных городочках.
После распада Советского Союза в России вымерло больше тридцати тысяч деревень. Сейчас на грани исчезновения малые города – ученые посчитали, что скорость их вымирания составляет 3% в год. А ведь это исторические города, в которых ковалась русская история, традиции, быт и культура русского народа.
Это страшно.
Страшно, что будет с Россией все более и более урбанизирующейся в мегаполисы, отрывающейся от земли. Страшно, что будет с человеком, запакованным в каменные клеточки и зацифрованным с головы до ног. Страшно за тех простых людей, которые остаются в деревнях и малых городах доживать свой век безо всякой социальной и экономической инфраструктуры. С каждым годом то и дело все больше и активнее закрывают больницы и школы, загоняются в невыносимые условия малые фермы и крестьянские подворья отчего их количество неуклонно сокращается.
Обо всем этом вышла новая, очередная книга русского писателя-почвенника, неравнодушного патриота, активного общественного деятеля, члена Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Дмитрия Михайловича Коновалова. Его книга «Боль деревенской души» это кровоточащая боль, выраженная в рассказах о тяжелой, порой невыносимой жизни простого человека живущего в умирающей деревне. Это книга о людях, о которых не пишут в газетах и не показывают в телевизорах. Это книга о том, что будет с русской провинцией дальше. И посвящена она – великому писателю Валентину Распутину.
О чем пишет Дмитрий Михайлович Коновалов? Он пишет о том, с чем он сталкивается в реальной жизни как журналист и политик, о том, о чем болит его душа.
Дмитрий Коновалов пишет о том, как доживает свой век одинокая старушка в глухой, занесенной снегом деревне, и пытается выбраться из этой деревни к людям, чтобы выжить, наивно полагая, что ее ждут в доме престарелых. Дмитрий Коновалов пишет о переживаниях простого деревенского мальчишки за чужую, не родную ему старушку-соседку и собачку и, как бы тем самым показывает, величие души простого деревенского ребенка растущего в окружении живой природы. Дмитрий Коновалов пишет о простом, всеми брошенном дедушке лесничем, который выходя на пенсию, сталкивается с тем, что отдав бескорыстному служению природе не может получить достойную пенсию или звание ветерана, просто потому, что не собирал когда-то каких-то грамот и бумажек.
Вот об этом пишет Дмитрий Михайлович Коновалов. О том, что происходит в нашей реальной жизни, в жизни людей. И через это свое литературное творчество он пытается обратить внимание на судьбу русской провинции и судьбы живущих в ней людей. Обратить внимание на то, что с отрывом народа от земли, от своей родовой основы, от живой природы изменяется культурный, нравственный, духовный код русского народа.
Дмитрий Михайлович Коновалов – сегодня один из тех немногочисленных писателей-почвенников современности, которых относят к патриотам и деревенщикам. Всё его литературное творчество и политическая деятельность стоят на позициях правды и справедливости, нравственности и сохранения национальной культуры. Все поднимаемые им в рассказах темы остросоциальные и больные для России. Дмитрий Михайлович переживает в своих произведениях судьбу каждого героя так, что они берут за душу как за живое, и через это заставляют сопереживать проблемам страны. А содержащийся в рассказах дух патриотизма возжигает в сердце читателя особую любовь к нашему Отечеству.
Лариса Юрьевна Николаева, профессор, доктор философских наук, специалист в области исследования информационных войн и информационного терроризма
13. Ответ на 7, Андрей Карпов:
12. Ответ на 9, Сергей:
Разумеется, с момента исчезновения СССР, крестьянский уклад жизни в нашем селе, быстро сошёл на нет. Если раньше, мы часть сена на зиму и комбикорма покупали по очень дешёвой цене на городском рынке у колхозников, а за медицинской помощью обращались к колхозному ветеринару, то после исчезновения колхозов, всего этого, очень быстро не стало...
Собственно, наше село не входило в какой то колхоз, или совхоз. Наше село - шахтёрское и находится в черте города. Мой отец был шахтёром, а я работал на заводе наладчиком. Но, наша семья (6 человек) жила в своём доме, который построил мой отец. У нас всегда была самая разная домашняя скотина и птица. На 15 сотках земли, у нас был небольшой сад и огород. Почти все основные продукты питания имели свои.
Газ и воду нам провели только в начале 80-х, а до этого топили печьку, а воду брали из своего колодца.
Сегодня, совершенно не выгодно и даже невозможно заниматься своим сельским хозяйством, на своей земле. Во всяком случае, там, где я живу. Давно уже нет тех лугов на которых мы когда то выпасали своих коров, овец и коз и где мы косили траву. Нет того большого пруда, где плавали наши гуси и утки. Там сейчас всё застроено домами, магазинами и ещё много чем другим....
И если наш город сильно расстроился и расширился, то те сёла и деревни которые находятся в районе нашего города и которые когда то были в составе какого то колхоза - сильно обезлюдели, или совсем перестали существовать. Ещё в лихие 90-е, люди там просто бросали свои дома и переселялись в разные города, или даже, вообще покидали Россию.
Представьте, что ещё вчера, деревня была частью колхоза, а завтра людям этой деревни говорят, что колхоза больше нет и вы все свободны, как ветер... А раз нет колхоза, то правление колхоза закрывается, закрываются мед.пункты, больницы, роддома, школы, детские садики и далее по списку... Далее людям говорят, что автобус болше к ним не ходит, зимой дорог болше не чистят и скорую помощь вызывать бесполезно, ибо она по огромным сугробам, просто не проедет. Хорошо, если у кого есть своя машина. А если это какая то одинокая старуха? Ложись и помирай.
Всего не опишешь... Но, можно пропеть:
https://www.youtube.com/watch?v=Y3jUc1_w5nY
11. Ответ на 7, Андрей Карпов:
Немного статистики:
В АГРАРНОЙ Российской Империи, накануне революции, в 1916 году, общая численность крупного рогатого скота, составляла - 51,7 млн.голов. В том числе коров - 24,9 млн.голов.
В ИНДУСТРИАЛЬНОМ СССР, накануне войны, в 1941 году, общая численность крупного рогатого скота была - 54,5 млн. голов. В том числе коров - 27,8 млн. голов.
К моменту развала СССР, В 1991 году, крупного рогатого скота было - 115,7 млн. голов. В том числе коров - 41,5 млн. голов
В нынешней КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ России В 2020 году, общее поголовье крупного рогатого скота (ВНИМАНИЕ, БАРАБАННАЯ ДРОБЬ!) - 19,1 млн. голов. в том числе коров - 8,1 млн. голов.
Источники: https://harding1989.livejournal.com/124517.html
на самом деле образование у меня крепкое - экономическое.
Тогда Вам и карты в руки, объснить нам, как же это так получается, что в СССР накануне его исчезновения было 115 млн. голов крупного ргатого скота, а - "колбасы в магазинах не было."
Сегодня, всего каких то жалких 19 млн.голов, а колбасы в магазинах - завались?!
А зачем СССР закупал зерно за границей, а сегодня его девать некуда и власть хвалится, что продаём много "лишнего" зерна?
Как всё это понимать? Ждём объяснений этим чудесам и метаморфозам, в этих двух эконмиках (СССР и РФ) от "экономиста" Карпова.
10. Ответ на 8, Андрей Карпов:
Хотите так - на 90% территории России одни поселки у нефтяных вышек? Осталось призвать сократить население. Вот куда заводит Ваш "христианский", а по существу с христианством не совместимый, экономикоцентризм.
Государства существуют не ради экономической выгоды.
9. Ответ на 6, Туляк:
Кто именно живёт крестьянским трудом - тот обычно не имеет сил и времени всерьёз заниматься чем-то другим. Кроме, может, зимнего времени.
Т.е. жить в деревне Вас стимулирует не уклад хозяйства, не экономика, не профессия - а просто любовь к деревенской жизни.
8. Ответ на 6, Туляк:
Когда то у них был колхох, или совхоз,
Ещё немного экономики. Сегодня сельское хозяйство РФ является весьма успешной отраслью. Мы имеем поголовье скота и распаханной земли меньше, чем в советское время, но товарный выход у нас сейчас выше. Продуктивность высокая. При этом по карте обрабатываемых земель видно, что в южных районах освоено чуть ли не 100%, а чем севернее, тем выше заброшка. Потому что в более высоких широтах сельское хозяйство более рисковое. Прокормить страну может один юг. С т.зр. экономической целесообразности, зачем сельское хозяйство в высоких широтах? Оно неконкурентноспособно. С т.зр. национальной экономики это только чистые затраты. И это как раз исконная Россия. На юге действуют крупные агрохолдинги - заменители совхозов, а на севере - не весть что... И это чистая экономическая правда, а не ошибки госполитики. Уже в СССР поняли. что проще перевезти людей поближе к цивилизации, чем поддерживать жизнеспособность глубинки. Нет экономических вариантов, которые бы могли изменить эту картину. Кроме голода.
7. Ответ на 6, Туляк:
А я вот, представьте, сам всю жизнь живу в селе.
Есть и такие. У нас где-то (Пермская область, что ли) есть целая деревня программистов. Некоторые бизнесмены предпочитают жить за городом... Я допускаю, что и они косить умеют... Есть большая разница между жить территориально в селе и жить в селе как хозяйственной единице. Жить в селе (особенно в хорошем, подготовленном доме), скажем так, прикольно. Модно. Круто. Но жить в селе и с села, сельским трудом - отнюдь не прикольно. На всех этих хозяев обычно работают местные работяги. Как и на дачников. При этом я приезжаю летом, а они живут там и осенью, и зимой. На некоторых улицах уже давно асфальт сошел... И живут они в деревне по одной причине - нет возможности уехать в город (в отличие от бар, которые живут в селе по дауншифтингу. Вы вот пытаетесь надо мной как бы поиздеваться, но на самом деле образование у меня крепкое - экономическое. Поэтому я прекрасно знаю, какая правда жизни под всеми этими барскими вздохами о гибнущей деревне (на самом деле о умирающем укладе - он уже умер, давно, просто не до конца распалось физическое тело). Правда проста. Всё определяется рынком сбыта. Количество денег в местной экономике (местное обращение) определяется объёмом возможных транзакций (покупок). Если рынок маленький, то на нём обращается мало денег. И если вы даже как-то искусственно будете впрыскивать туда деньги, они будут уходить в город. Тот же компьютер в деревне продавать не будут. Не будут продавать и мебель, и автомобили и т.д. Т.е. деньги как пришли, так и уйдут. Объём рынка в самом общем приближении зависит от количества акторов. Грубо говоря, рынок определяется населением. Когда население росло, участников сделок увеличивалось, количество денег в местном обороте росло. Это делало привлекательным приход капитала. Пусть в меньшей степени, чем в городе, но всё же. И деревня жила. При уменьшающемся населении деревня обречена. Нет никаких способов увеличить население малых городов и сел. Утечка оттуда была при любых запретах (отсутствия паспортов у крестьян, жесткой прописке и т.д.). Единственный мотиватор роста населения на земле - это голод. Придёт голод, сменится парадигма. Обновится уклад. И только так. Такова жизненная правда, а плакать можно, сколько угодно.
6. Ответ на 4, Андрей Карпов:
А господа культурологи сегодня рассуждающие на тему культуры и традиций русской деревни, наверное все живут в деревне?
Чтобы знать, как живёт глубинка, совсем не обязательно там жить, достаточно просто оторвать задницу от дивана, сесть в машину и поездить по отдалённым от "цивилизации" сёлам, деревням и городам. Посмотреть на всё своими глазами, задавая вопросы, своими ушами послушать, что говорят люди и т.д. и т.п...
А вы сами бывали в таких сёлах и деревнях, в которых когда то жизнь била ключом, а сегодня там мерзость запустения и там тихо доживают свой век старики и старухи, полностью забытые нашим государством? В таких деревнях не только профессора, но и культурологи не выживут. Там нет интернета, чтобы можно было поделиться со своими читателями, своими "культурно-высоколобыми" хВилоЗовскими измышлизмами...
А я вот, представьте, сам всю жизнь живу в селе. Умею косить траву, ухаживать за любой домашней скотиной, умею делать любой крестьянский труд, вплоть до того, что могу сам построить избу. Могу по распилу и внутренней структуре древесины, узнать какое это дерево. Меня отец с дедом, научили даже валенки валять.
Если бы СССР не рухнул, то все свои навыки я бы ещё более усовершенствовал сам и непременно передал бы их своим двум сыновьям. Но, сегодня это им совсем не нужно, так как, на этих навыках сегодня не выжить. И мой опыт, который мне передали мой отец и дед, уйдёт в иной мир, вместе со мной. А сколько таких как я, по всей России, пока ещё живущих? Не так уж и много...
Каждый год, как заядлый рыбак, посещаю досточно большое количество сёл, деревень и малых городов, не только в Тульской, но и во всех близ-лежащих областях. И своими глазами вижу, что там сегодня происходит и своими ушами слушаю рассказы людей, которые там пока ещё продолжают как то....СУЩЕСТВОВАТЬ.
Когда то у них был колхох, или совхоз, у них была работа. Был Сельсовет, где они могли получить посильную помощь и взять любую справку, за которой им теперь приходится ездить в город, который может находиться за много километров от их деревни. И хорошо если э Когда то там были поблизости - больницы, роддома, детские садики, школы, к ним ездили автобусы, зимой чистили дороги, чтобы не только автобус мог ездить, но и пожарные и милиция и скорая помощь... А сегодня там ничего этого, давным-давно, нет и в помине. Люди могут расчитывать только сами на себя. Государство их прокляло и забыло.... И только культурологи, когда им напоминают, что в России есть такие места, в ответ цинично пишут:
"Весь этот плач по русской глубинке - он извне...."
5. Ответ на 1, Адриан Послушник:
4.