Мыланка

В Васильев вечер

0
817
Время на чтение 9 минут
Фото: Из книги «Кубанский говор». Граница, 1998

От тех давних, невозвратных, золотых времён, кажется, только и осталось, только и сохранилось, только и убереглось в душе это томительное чувство ожидания чего-то необыкновенного, какого-то необычного праздника. И пусть череда святочных праздников в абсолютной неизменности повторялась из года в год, каждый раз они воспринимались как нечто новое и неповторимое. Святки были поистине нестареющими праздниками в станице.

Может быть, это всё уже изжило себя, действительно является признаком «консерватизма», «отсталости», как нещадно навязывали нам сторонники «прогресса». Но только почему же тогда, когда мы отказались от всей этой красоты, нас преследуют постоянно одни беды и несчастья?.. Не потому ли, что с утратой обряда утрачивался некий внутренний, внешне неприметный порядок жизни, придающий ей смысл и значение.

Сначала, в Святой вечер, по улицам замелькают дети с белоснежными узелками, разнося «вэчерю» своим «крещеным батькам», то есть нареченным отцу-матери, бабушкам и вообще самым близким родственникам, какие ещё сохранились в станице. Наутро – Рождество. Выучены рождественские песни, подобраны напарники, с кем идти рождествовать, смастерена рождественская звезда – предмет заботы многих недель. Потом – колядки и щедровки. И в заключение – посевание или посыпание. Но среди этих святочных праздников и обрядов был один особенный, наиболее трепетно ожидаемый – Мыланка. Как говорили, «вождение Мыланки» происходило вечером, в день преподобной Мелании. 13 января (по новому стилю), в Васильев вечер, в щедрый вечер, накануне Васильева дня 14 января, коим, собственно, и заканчивались святочные гуляния, Святки.

Изо всех святочных обрядов это был наиболее серьёзный как по сложности и характеру обрядового действа, так и по составу участников. Ведь в нём принимали участие в основном взрослые молодые люди, даже женатые и замужние. Подбирались по голосам хорошо спетая группа в составе семи-восьми человек. Из них выбирались центральные персонажи обряда – Мыланка и Васылько, наиболее красивые девушка и парень. Ранее девушку старались подобрать и по имени, когда уже почти забытое имя – Мыланка – было распространённым. Иногда, если не находилось подходящего парубка, Васыльком обряжали одну из девушек, одевая её в мужскую одежду.

Мыланку одевали в традиционный обрядовый наряд – блузку или мужскую сорочку с вышитым орнаментом низом, манишкой и манжетами. Юбку завешивали льняным вышитым рушником, – передником, фартуком. Голову увенчивали венком из бумажных цветов, на который крепились разноцветные ленты, спадающие на плечи. Васылько тоже был в национальной вышитой рубахе, перевязан рушником, на шапке – цветок, наподобие свадебного. Был он обязательно с «ципком», то есть с железным посохом, увитым лентами и цветами.

Обрядовая группа набиралась, складывалась задолго до щедрого вечера, как говорили, «заздалыгоды». Молодые люди готовились к «вождению Мыланки» тщательно. Это было предметом их гордости, возможностью показать себя людям. Уже в ноябре начинали собираться на репетиции. Обыкновенно в станице заранее знали, у кого какая Мыланка будет, кто и как может спеть.

Были, конечно, и детские варианты обряда. Но в данном случае как бы не воспринимаемые всерьёз. Ждали «Мыланку» настоящую. Детский вариант тоже имел свою песню:

Мыланка ходыла,

Васыльку просыла:

– Васылько, мий тату,

Пусты мэнэ в хату.

Я жыто нэ жала,

Золотый хрэст дэржала,

Золоту кадыльныцю,

Надийтыся, люды,

До вас Хрыстос будэ.

Богу свичу ставты,

А нам калач дайтэ.

Святочный обряд «Мыланки», безусловно, восходит к древним верованиям. Об этом говорят персонажи обряда, проходившего накануне Васильева дня. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской считается покровителем свиней, и потому день 1/14 января считается «свиным праздником». И «кесарийский» поросёнок был главным угощением Васильева вечера. Позже, «закалывая кабана» именно к Святкам, станичники, уже не зная этого, точно следовали давней традиции.

День преподобной Мелании Римляныни, или, как ещё он назывался – Васильева коляда, был кануном Нового года или Васильева дня и связывался с изобилием. Может быть, так память удерживала воспоминание о реальной, необрядовой Мелании. Преподобная Мелания, жившая в Риме в V веке, продала своё имение, раздала деньги нищим, а сама ушла в монастырь, «для стяжания духовных богатств».

Мелания, на кубанском говоре произносится как Мылька. Отсюда Мыланка. Обряд «Мыланка» был, столь ожидаем, что связывался с рядом примет и поверий. К примеру, говорили, что если Васильева ночь звездиста, то лето будет ягодисто, то есть – урожайный год, хороший приплод овец и роение пчёл ожидаются.

О древнем народном происхождении праздника говорило и то, что «Мыланку» иногда водили с «Козой». «Козой» обряжали одного из участников обряда, одевая его в тулуп и маску. Или же делали чучело – маска козы крепилась на палке. Коза – символ плодородия и вместе с тем символ оборотничества. И всё это каким-то невероятным образом сочеталось с тем, что обряд, во всяком случае, по песнопению, был чисто христианским. Ещё в пятидесятые-шестидесятые годы в станице Старонижестеблиевской я помню, как водили Мыланку и с «Козой».

И вот всё готово к обряду. Тихий святочный вечер в станице. Все чутко вслушиваются в раннюю темноту. Всё ближе собачий лай, а потом и чавканье сапог по раскисшей от дождей улице. Подойдя ко двору, спрашивали: «Пустить Мыланку!?» или «Пустить мыланкувать!» Хозяева уже знали, кто и как может петь, и поступали по своему усмотрению. Но обычно приходу Мыланки были рады и не отказывали.

По приглашению хозяев вся ватага заходила в хату. Приветствовали хозяев и поздравляли с Новым годом. Становились лицом к образам и начинали петь. Потом шутили, показывали «Козу». Всё это пересыпалось прибаутками.

Какова была песня? Вот одна из них, наиболее распространённая, которую я записал от Марии Григорьевны Беда и её сестры Веры Григорьевны Фоменко:

Шо й учора из вэчора

Пасла Мыланка два качора.

Вона пасла, загубыла,

Шукаючи, заблудыла.

Заблудыла в чистэ полэ,

Дэ Васылько плужком орэ.

А вин орэ, жыто сие,

А за ным у слид зэлэние.

Ты, Васылько, мий таточку,

Пусты мэнэ у хаточку,

Буду тэбэ шануваты,

Щей русу косу заплитаты.

Наша Мыланка нэ робоча,

На йий сорочка парубоча,

Наша Мыланка нэ лэныва,

З вэчёра й ложэчкэ помыла.

На камини ложкы мыла,

Тарилочку й ложку упустыла,

Билэнькый хвартух замочила.

Ой, повисэла на воротях.

Повий, витрэ буйнэсэнькый,

Высуши хвартух билэсэнькый.

Буду я тэбэ шануваты,

Щей русу косу заплитаты.

Щей русу косу заплитаты

И до цэрковкы провожаты.

Участников обряда щедро одаривали. Не только конфетами, пряниками, пирогами, но и деньгами. Один из гостей был с мешком, в который складывались подарки. Кроме него, и особенно если в обряде участвовали только девушки, приглашались парни для охраны Мыланки.

Но что примечательно и очень важно – вознаграждение для участников обряда «Мыланка» никогда не было главным. Основным для них всё-таки оставалось само участие в обряде, проявить свои певческие способности и показать их людям, соревнуясь, кстати, со своими ровесниками, тоже «водящими Мыланку».

Обряд «Мыланки» был очень красочным, эффектным, и не только внешне, но и по своему духовному содержанию. В зримых формах, в образах Мыланки и Васылька, в сопровождающей песне воплощалось идеальное жизненное представление о прекрасном, вековая нравственная мудрость человеческого общения.

Выходя из хаты, кто-нибудь мог пошутить, «нашкодыть», то есть, как бы заставить хозяев подольше помнить святочных гостей. К примеру, взять в сенцах тыкву – кабак, где они обычно хранились, и вынести один из них на улицу.

«Мыланка», а так называли и всю святочную группу, с шумом выходила на улицу и шла дальше, сопровождаемая собачьим лаем и чавканьем сапог по грязи. И уже где-то на другом конце улицы слышалось: «Пустить Мыланку!» А хозяева долго, до поздней ночи, вспоминают и обсуждают святочных гостей. Ведь это было такое значимое событие не только для самих участников обряда, но и для них.

Участники обряда, уставшие за этот долгий праздничный вечер, прежде чем расстаться и разойтись по родным хатам, споют уже прямо на улице. Их дружная, красивая песня взовьётся над притихшей ночной станицей, теряясь в бесконечном звёздном небе.

Ткаченко П.И. Где спит казацкая слава: станичные рассказы. По страницам кубанской культуры. («Для стяжания духовных богатств…». Святочный обряд «Мыланка» в кубанских станицах. Стр. 288 – 293). Москва: Пресс-Соло. 1995.

Ткаченко П.И. Кубанские обряды. (Святочный обряд «Мыланка». Стр. 81 – 88). Краснодар: Традиция, 2010.

Ткаченко П.И. Щедрый вечер, добрый вечер. Кубанские обряды. (Святочный обряд «Мыланка». Стр. 136 – 145). Краснодар: Традиция, 2019.

Хранительница традиционной народной культуры Беда Мария Григорьевна (1924 – 1998 гг.)

На фото заставки - фотография обряда «Мыланка» из архива автора. Во втором ряду – в центре Фоменко Вера Григорьевна.

Материал к публикации подготовила Катерина Беда

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пётр Ткаченко
«Встань за веру, Русская земля!..»
Театру песни «ЯР» исполняется пять лет
02.02.2024
В поисках подковы
Об одном образе Осипа Мандельштама
18.10.2023
Балакачка золотая…
К выходу 5-го издания словаря кубанского диалекта
31.07.2023
«Не внесён ещё в списки потерь…»
О поэзии Юрия Васина
13.06.2023
Все статьи Пётр Ткаченко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59