«Вечнозеленый» издательский стандарт

Художественные особенности нового календаря Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» на 2023 год

0
499
Время на чтение 10 минут

 

 

 

Верно, Вы трудитесь день и ночь, дабы создавать столь совершенные творения[1].

Антонио – ученик Рафаэля

 

Вышел новый, на 2023 год, выпуск календаря, издающегося на протяжении уже 13 лет общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». И опять – удивление, и снова – восхищение «столь совершенным творением»! Хотя, кажется, чем еще можно удивить взыскательных знатоков изданий Фонда, давно вошедших в золотой мировой актив полиграфического искусства. И как обыкновенный ежегодный календарь может стоять в ряду с такими уникальными книгами Фонда, как «Евангелие Достоевского», «Остров Сахалин», «Тобольск и вся Сибирь» и другими книжными редкостями?

Толстый, книжного формата перекидной «календарь Елфимова», как называют его в среде знатоков книжных шедевров, имеет узнаваемое традиционное оформление и каждый год особенное, неповторимое художественно-смысловое воплощение. Так что к нему вполне подходит музыкальный термин – «вечнозеленый стандарт», обозначающий каждый раз новую, усложненную, неповторяющуюся импровизацию основной мелодии (стандарта), а для нашего случая – календарного года.

Календарь – изобретение тысячелетней давности, спутник человечества во все времена его истории. По своей природе календарь обладает практическим значением, но при этом имеет астрономический, т.е. небесный аспект и вневременной, связывая прошлое, настоящее и будущее. Издатели календаря, – художник-фотограф А.Г. Елфимов, редактор В.М. Петров, художник-дизайнер Е.Г. Метченко, – понимают историческое значение своей работы. В наступившем году это более ответственно, так как 2023 год в Тобольске объявлен годом М.С. Знаменского. Имя Михаила Степановича Знаменского, будучи накрепко связано с Тобольском, не широко известно в современной России. Этого много одаренного человека, иконописца, художника, сибирского краеведа, мемуариста интересовала история всей России, которую он в полной мере отразил через исследования судеб сосланных в Тобольск декабристов и события своего времени. Сын священника М.С. Знаменский, выпускник Санкт-Петербургской Духовной семинарии, 190-летие со дня рождения которого будет отмечаться в Тобольске 26 мая нынешнего года, был человеком образованным, ответственным, высоко нравственным. Он знал многих ссыльных, как и его отец, друживший с находящимися в сибирской ссылке декабристами, особенной с семьей Фонвизиных. Это важная промыслительная связь, ведь Наталья Дмитриевна Фонвизина – та женщина, которая подарила находящемуся в своей ссылке Ф.М. Достоевскому Евангелие, изменившее многие представления будущего великого русского писателя об истинных ценностях жизни. М.С. Знаменский оставил портреты многих декабристов, он общался с автором знаменитого «Конька-горбунка» П.П. Ершовым. Он проводил раскопки в исторических окрестностях Тобольска, исследовал путем экспедиций крайний Север, оставил личные воспоминания о декабристах в записках «Исчезнувшие люди», «Тобольск в 40-х годах» и материалы о Якушкине, где использованы письма декабристов к отцу художника. Исторические очерки М.С. Знаменского интересны также и тем, что в них много описаний видов Тобольска и его окрестностей, много бытовых подробностей, которые могут служить источником для изучения Тобольска второй половины XIX века.

Имя М.С. Знаменского, вынесенное на титульную страницу календаря, – является тем высоким ориентиром, которому соответствуют имена и деятельность известных, ныне здравствующих людей современной России, друзей и единомышленников Фонда, представленных в издании. Выдающиеся личности, уже ушедшие от нас, поминаются под заголовком «именная память». Фотопортретами отмечены дни рождения персон, о каждом в конце издания есть биографическая справка. Так календарь становится платформой единения людей, не всегда даже знающих друг о друге, но имеющих важное значение для бытия нынешней России. Здесь и представители власти, и руководители важных промышленных производств, ученые многих специализаций и деятели разных областей культуры и искусства, выдающиеся спортсмены и люди пока еще не прославленные, но обладающие яркими талантами. Известно особое отношение А.Г. Елфимова к писателям и художникам, которых он объединяет, популяризирует и привечает в своем родном Тобольске.

Для писателей А.Г. Елфимов не выстраивает иерархию, не выделяет такие имена, как В.Г. Распутин, В.Я. Курбатов, А.А. Проханов, В.Н. Крупин. Ощущение особенности, исторической значимости этих людей создается художественным оформлением их страниц в календаре. Так день рождения В.Г. Распутина 15 марта оформлен пронзительной фотографией единения земли и неба – храма, приветствующего благовестом возвращающихся в Тобольск вешних птиц. Такая композиция выражает главные смыслы творчества великого сибиряка – В.Г. Распутина, призывавшего в богоборческие времена к возвращению к духовным и культурным истокам российской жизни. Страница В.Я. Курбатова, родившегося 29 сентября, отмечена фотографией осеннего сада, в котором яблоня с алыми райскими яблочками символизирует преходящую, но неизбывную красоту мира, о чем писал известный псковский прозаик. Страница А.А. Проханова 26 февраля освящена выразительны зимним многоуровневым пейзажем, на котором –старинной постройки русский дом в окружении молодых березок, легко и весело взбирающихся по холму к пронизанному солнцем предвесеннему небу. К русскому небу, к духовному преображению зовет в своих произведениях и выдающийся прозаик, публицист, поэт.

«Календарь Елфимова» не только рассказывает, показывает, но и звучит.

От слов искренней молитвы в храме дрожит пламя свечи, которую держит в руке девочка (15 апреля, Страстная седмица). И мы слышим эту молитву. Ощущается вибрация воздуха, можно сказать, что художник-фотограф добивается эффекта сфумато.

Слышится песня любви в день Петра и Февронии, нежно позвякивают колокольчики маленького бубна в руках молодой исполнительницы этой песни (8 июля). Имена известных музыкантов и руководителей народных музыкальных ансамблей сопровождаются фотографиями А.Г. Елфимова, которые так музыкально выразительны, так дивно «схвачены» в них моменты пения, что слышишь музыку и сердцем начинаешь подпевать. Такова фотография А.В. Новосельцева (Липецк, 21 марта) – А.Г. Елфимов запечатлел писателя, краеведа, музыканта, участника музыкального ансамбля «Червленый яр». Самозабвенно его выступление под собственный аккомпанемент балалайки с народной песней, вечно новой, объединяющей времена и пространства.

Слышится поэтическое слово из уст народного поэта Республики Коми Надежды Мирошниченко (3 июля) – объектив А.Г. Елфимова уловил самую высокую, самую пронзительную поэтическую ноту, которую поэтесса подчеркивает по-пушкински простертой рукой.

«Календарь Елфимова» пробуждает даже ощущение ароматов: видение перетекает в чувствование. Изыскано мартовское чаепитие (17 марта), кажется, выходит за пространство фотографии сложный, насыщенный запах крепкого травяного чая «Ермаково поле». А спелая, яркая малина (30 июня) вызывает память вкуса и ощущение глубокого летнего тепла, источающего запах летних трав.

Но сибирская жизнь – это еще и напряженный, созидательный труд, образы которого представлены запоминающимися фотографиями А.Г. Елфимова. Промышленная тема отражена также художественно, как природа или искусство. Все мы знаем новое слово, образованное на основе аббревиатуры – СИБУР. Оно стало самостоятельным существительным, означающим уникальное человеческое достижение – удивительное производство. А точнее, это зарегистрированная в Тобольске крупнейшая в России газоперерабатывающая и нефтехимическая компания. Производит сжиженные углеводородные газы, полипропилен и полиэтилен, природный газ, пластики и продукты оргсинтеза, эластомеры, топливные компоненты и БОПП-пленки. Космическую сложность ее производств можно ощутить по фотографии, иллюстрирующей день 22 мая. Это тот день, когда 51 год назад был утвержден Акт Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности о выборе площадки для строительства ТНХК. Восхищаясь непостижимой сложностью лишь части этого сооружения, состоящего из множества деталей и агрегатов, мы, по сути, восхищаемся неистощимыми человеческими возможностями. Вот она – российская сила, наше могущество на черную зависть всему миру.

Говоря о «календаре Елфимова», отмечая его обширное смысловое содержание, фото-рассказы о природе, о временах годах, об архитектуре и памятниках Сибири, о людях выдающихся, должных быть примером потомству, нельзя не сказать о концептуальных художественных достоинствах и особенностях этого издания, обладающего своим узнаваемым, традиционным и все время новым художественным и историческим образом. Этот образ свидетельствует о том, что художественная фотография – самостоятельный вид искусства, в котором главным является не столько объект, сколько образ, рожденный в душе автора и им воплощенный. При этом в искусстве фотографии должен соблюдаться принцип художественного документализма. Сегодня, сталкиваясь с образцами так называемого «современного искусства», мы видим, как агрессивно навязывается эстетика безобразного, культ зла, унижения человека, искажения действительности. А.Г. Елфимов, своим творчеством, полифоническим сопряжением зрительного и смыслового рядов, утверждает реалистичное, духовное, нравственное понимание документализма. Жанров фотографии сегодня немало, А.Г. Елфимов, владея многими, предпочитает портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурную и промышленную тему.

А.Г. Елфимову удается в своих фотографиях не только отразить время, но вследствие выверенного соотношения точной реальности и субъективного образа, работая на тонкой грани достоверности и художественного ее представления, создать произведение искусства, выразить свой творческий замысел. Поэтому художнику-фотографу было присвоено звание Почетного члена Российской академии художеств.

И в то же время это актуальное, современное искусство. Как отмечает искусствовед З.Л. Черниева, «создатели календаря разнообразят и совершенствуют дизайнерские подходы к его оформлению, принципы расположения фотографий на листе (статичному их размещению на страницах прошлого календаря противопоставлена в нынешнем свободная импровизационно-артистичная манера их демонстрации, включая фрагментарную и фоновую)»[2]. При этом календарь является целостным, имеющим идеологическую концепцию художественным произведением со своей смысловой и живописной традицией.

Интересно отношение автора фотографий к документальной «вещественной правде», то есть месте вещи в нашей жизни, это, в частности, «Весенний натюрморт» (28 апреля) или натюрморт «Вызов» (20 ноября). В творчестве А.Г. Елфимова, как в картинах русских классических живописцев, например, П.А. Федотова, обыденные вещи несут смысл красоты, понимаются как элементы всеобщей гармонии. Они созвучны и природе, и человеческим образам. «Вещественной достоверностью» в фотоработах А.Г. Елфимова создается доверительность, придается внутренний ритм, отражающий скорость течения реальной жизни, укрепляются жизненные связи.

Природа – особая страница творчества А.Г. Елфимова. Большинство фотографий посвящено сибирским пейзажам. Так и хочется повторить слова, сказанные учеником Рафаэля мастеру: «Верно, Вы трудитесь день и ночь, дабы создавать столь совершенные творения». Хотя труд мастера, как и положено в выдающихся произведениях искусства, здесь не виден. Кажется, лишь вдохновением и помощью Божией руководствовался художник-фотограф, создавая свои пейзажи, о чем можно сказать словами ученого А.Н. Ужанкова. «Поскольку природа воспринимается как символ величия Творца, то и ее явления – суть символы[3]»[4]. Но подчинение идее ощущается. Ведь это присуще всему классическому русскому искусству. Как говорил известный исторический живописец П.П. Чистяков: «Я все-таки русский, а мы, русские, всего более преследуем осмысленность. По сюжету и прием; идея подчиняет себе технику»[5]. Очевидна идея любви к Родине, малой и большой, к подвигам человеческим, убежденность в том, что красота – в духовных и душевных ее проявлениях спасет мир. Что традиция не есть застывшая форма, но развитие, устремленный к небу поиск человеком своего пути. Поэтому, наверное, в пейзажах А.Г. Елфимова подмечено много земных дорог (“Под аркадой ветвей”, 13 сентября, “Благородство пихтовой аллеи”, 7 сентября) и путей речных (Иртыш – подножие Тобольск, 23 июля), создающих ощущение движения, развития жизни.

К сожалению, сегодня мы в этом развитии притормозили, вновь столкнулись с извечным врагом правды и мира, втянувшим нас в войну. Много в понимании сегодняшней необходимости «календаря Елфимова» объяснят слова, сказанные более 100 лет назад выдающимся русским публицистом Михаилом Осиповичем Меньшиковым. «Что такое родина? Да вот этот, например, колокольный гул, слышимый издалека. Как встрепенулось бы сердце у ста тысяч "наших", заброшенных в манчжурские трущобы, если бы до них донесся этот великопостный или пасхальный гул, хотя бы еле слышный. Именно издалека, с горизонта, из синей дали этот медный звон напоминает погост, серую церковь с темным иконостасом, могилки кругом церкви, поповские хоромы, пустырь, где на ярмарку разбивают балаганы и гуляют девки с парнями. Как для Одиссея синий дымок над родной Итакой, для наших героев какой восторг был бы услышать этот милый, столь говорящий сердцу звон. Но, увы, нынче они его не услышат. Многие не услышат его более никогда...

Вот за что умирают: за этот малиновый звон, за свежие вербы с беленькими барашками, за огоньки Чистого четверга, за вечную красоту родного уклада жизни, слагавшегося тысячелетиями. Вовсе не за выгоды, которые трудно взвесить, не за корысть, а за поэзию, за красоту, и иначе было бы трудно, почти невозможно воевать. Корысть слишком разумна, это предмет мирной войны – торговли. Чтобы лить кровь без расчета, нужно немножко высокого безумия поэтов, нужно очарования и влюбленности в то, что родина здесь, в России. Мы часто не замечаем России, мы ее почти не любим. Глубокое своеобразие ее быта кажется страшно обыденным, плоским. Но стоит выехать за границу, стоит попасть в дальние края, тотчас загорается пламенная, страстная любовь к родине, и память невольно и неотступно, как магнитная стрелка к полюсу, тянется в сторону России. Как вы думаете, о чем теперь мечтают на границе Кореи, в Порт-Артуре, у Ньючуанга? Об одном единственном, что дороже жизни и само лезет в голову неотстранимо. О родной деревне, о родных городах, над которыми подымаются зеленые купола и колокольни, и несется вот этот грустный великопостный звон»[6].

Да это издание дает ответ на вопрос – «что такое Россия и почему мы идем за нее умирать?». Наверное, поэтому художественное решение нового «календаря Елфимова» кажется более лиричным, чутким, вдумчивым чем яркое, праздничное – предшествующих. Вероятно (осознанно или неосознанно автором издания), это оправдано и требуется как противовес злу, захлестнувшему вопящий от боли мир. Эта поэтичность – сегодня необходима человеку как наиболее возможная и необходимая душевная связь с пространством мира. Как перекричать диалог пушек, как доказать глупость сражения и слабость лжи? Только шепотом образа, только безмолвной красотой любви, только художественным откровением и подвигом молитвы и веры. И в этих смыслах календарь 2023 года обращает наше внимание к вечности, которая не есть что-то недостижимое, будущее, но присутствующее в нашем каждодневном бытии, образы вечности определяются именами выдающихся наши современников, представлением зримых и духовных сокровищ русской жизни, всем тем, за что сегодня сражаются наши герои.

 


[1] Варкенродер В. -Г. Фантазии об искусстве. М: Искусство. 1977 г., С. 40.

[2] Черниева З.Л. Тюмень. О календаре фонда на 2023 год. Рукопись.

[3] По замечанию М.М. Бахтина, в символе присутствует «смысловая глубина и смысловая перспектива» (См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: 1979. С. 361). Символ многозначен. Образ в этом ему уступает. Образ детализирован.

[4] Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. М: Изд. Лит. институт им. Горького. 2011 г., С. 299.

[5] Цит. по: Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2001 г., С. 32.

[6] Меньшиков М.О. Вербное воскресение. Сборник статей о Церкви и вере. М: Русский вестник. 2003 г. С.61-62.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Валентиновна Ефимовская
«О Родине своей молюсь»
К выходу новой книги стихов Дмитрия Мизгулина «Небесная участь»
07.10.2024
Духовный меч наших побед
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3 2024 (69)
07.10.2024
Измерение подвига: К 75-летию писателя
О прозе Николая Коняева (25 августа 1949 – 16 сентября 2018)
25.08.2024
Групповой портрет с Пушкиным
Презентация и дарение музею-квартире А.С.Пушкина новых изданий фонда «Возрождение Тобольска»
20.08.2024
«Вселенная, где сто планет…»
Сборник «Дружбы храм священный»
18.07.2024
Все статьи Валентина Валентиновна Ефимовская
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00