Город хлеба

5. Из неопубликованной книги «Голубые дороги»

0
968
Время на чтение 7 минут
Фото: С.А.Носова, 2012 https://costroma.k156.ru/polozov/

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

 

 

    Бет-Лехем,  Вифлеем, милый город хлеба,  здравствуй и стой вовеки незыблемо! Как знаком запах твой, запах постоянно свежего хлеба. Хотя бы успеть и к Вифлеемской звезде и к той гостинице, в которой жил, и вообще пробежать знакомыми местами. Но уже, конечно, не повезут в Бет-Сахур, в город пастухов и не побывать уже на горе царя Ирода. Она видна, на неё я поднимался. Привёз с неё ветки страшно колючего терновника.

 

    Площадь перед Храмом раскалена солнцем, душно, но продавцы разной мелочёвки бодры и веселы: «Горбачёв - ван доляр, ельсын - ван доляр, Гагарин - милён доляр, чётки десять доляр!Купи, купи! Восемь. Купи! Семь!»

 

    В пещере  на наше счастье мало людей, очередь маленькая. На колонне перед входом образ Спасителя. У него глаза то открыты, то закрыты. Слава Богу, открыты, глядят на меня, грешного.

    У звезды инвалиды-католики. Очень недовольны, что помешали им. Но уходят. Помогаем подняться по лестнице.

 

    Запели Рождественский тропарь. Сердцу горячо, тут же я бывал в прямом смысле сотни раз, десятки раз был один-одинёшенек у  Вифлеемской звезды, места явления в мир Спасителя. Мне ли горевать! И сейчас не горюй, что свидание со звездой краткое, радуйся, что свиделся.

 

    Гонят гиды к выходу.

 

    В автобусе Гита, не скрывая отношения к арабам, говорит вроде бы объективно:

    - Рядом два государства. Одно богатое, другое бедное. Значит, какой вывод: надо работать, а не мести мусор с одной стороны улицы на другую.

    Тут я не выдерживаю:

    - Им же никто не бросает доллары под метлу.

    Ясно, что Гита меня мгновенно возненавидела, но хотя бы перестанет кусать арабов.

 

    Опаздываем, крепко опаздываем, на обед. А у меня план: я на обед не пойду, у меня будет почти час. Запоминаю место остановки автобуса и бегом-бегом, через Сионские ворота к храму Воскресения, к Гробу Господню.

 

   В  СТАРЫЙ  ГОРОД

 

    Бегом, бегом по Виа-Долорозе, Скорбному пути. Лавки, тряпки, барахло,  фрукты-овощи, сувениры, ремни, платки,  иконы вперемешку со всем, зеркала, подсвечники, всё мелькает… Крики, призывы, даже хватания за рукав: «Руськи, даром!»

 

    Один поворот, другой. Под ногами  желтые  плоские камни, отполированные за века до скользкой гладкости. Еще поворот – двор Храма. Храм! Колонна с трещиной. Приложился к ней и кинулся на колени к Камню помазания. Камень весь в цветах, в необъяснимом запахе. Не надышаться.

 

     К Кувуклии, ко Гробу. Очередь. Итальянцы. Слушают своего гида внимательно. Движется очередь еле-еле. Я пристал с боку. «Пронто, сеньора, грацие», стал как бы свой. Молюсь. В Гробе три русские женщины, плачут, не выходят. Их сердито выгоняет дежурный грек. Заполз на коленях в дальний край. Заползают и другие, теснят. Открыл в стене дверку, о которой знают немногие. За ней райский камень.

 

    Выгоняют. Пятясь, выполз. Обошёл кувуклию.  В часовне коптов сидят два копта, заполнившие собой всю свою часовенку.

    На Голгофе монах-негр. Или нынче так нельзя говорить? На Голгофе монах афро-американец. Тоже торопит.

    Раздался колокольчик. А,  вот почему торопили – служба начинается. Возгласы на многих языках, кроме русского. Воцарилась тишина, только что-то читает священник в белом балахоне и колпаке.  Стою у Голгофы.

 

    Стою у Голгофы! И такой безчувственный, даже не плачу. Вдруг все уходят. Стою на коленях у Голгофы. Стоял, пока чернокожий монах не тронул за плечо. Говорю ему: «Ещё две группы придут».

    Конечно, он не понял. Но уже полпятого, а в шесть закрывается храм. А вдруг их не пустят? Побежал вниз к привратнику. Дремлет. Но  по-русски немного понимает. «Сейчас ещё придут! Нох айн маль. Два автобуса. Цвай ауто. Две группы». Он стучит по циферблату дорогих часов.

    - Две группы, - уныло говорю я, - Россия. В Хайфе задержали.

     Он вдруг говорит:

    - Ноу проблем.  Руськи, нет проблем.

 

    Вернулся к Камню помазания. Сколько раз я доставал пальцами миро из корытца меж камнем и оградочкой, смачивал в нём чистый носовой платок, который потом долго-долго благоухал.

Крестил мокрыми пальцами лоб, чтоб думал получше, глаза, чтоб глядели, уши, чтоб слушали только хорошее и не болели. Помазал и сейчас. Ухо болит – ударили струёй из бранспойта. И снова пошёл ко Гробу. Очередь поменьше. Слава Тебе, Господи, снова вошёл в Святейшее место. По моим ли грехам, Господи, такая милость?

    Ещё мне и чудо – вновь открывается дверка, на которой икона Божией Матери.  Приложился к иконе и посунулся к райскому камню, ощутимо стукнулся лбом. Целовал камень, на котором лежало Пречистое Тело Спасителя в плащанице.

 

  ГРУППА  ПРИШЛА

 

    Вот и группа. Боялся, не успеют. Обедали долго, долго шли. Но хоть успели. А привратнику копеечку всё-таки дать пришлось.

    Хорошая у нас группа. И деточки хорошие, терпеливые. Так я ещё и с ними прошёл.

 

    Сел на скамью, отдышался. Вспоминал, как бежал от автобуса через Стионские ворота и всё восклицал вопросительно: «Виа Долорозе, виа Долорозе!».

 

    Пещера Иосифа Аримафейского, придел  Бичевания, пещера Обретения Креста. Везде бухался на колени. Какая мне разница, какой конфессии какое место принадлежит? Здесь память о земном пребывании Бога моего, моего Спасителя, Иисуса Христа.

    На прощание, дай Бог на недолгое, взбежал (не взошёл) на Голгофу.

 

    Известие: едем в Горнюю. Водитель ёжится, корёжится, не хочет, ведь это сколько ему крутить, нам же ещё возвращаться к кораблю. Прибавку водителю уже дали, требует ещё.

    Всё же повёз. Автобус с журналистами давно укатил. Их корабельное чрево ждёт.

 

ВЕРНУЛИСЬ

 

    Пишу уже в каюте. Тут вчера записал: неужели  завтра в это время запишу: я был у Гроба Господня. Да, записываю: был, грешный, во Гробе Господнем. Слава Тебе, Господи, слава Тебе1 Слава Тебе, показавшему нам Свет!

    Дай Бог через сутки, вернувшись, записать, что был в Галилее, Назарете, Капернауме, Кане Галилейской, может, даже и на Фаворе.

    Ой, растянись хорошее время, ой, сократись тяжёлые дни. А как хорошо, что я не стал обедать и побежал в храм. Бежал ведь, бежал. Думаю, люди дивились, чего это со стариком, ведь уже шестьдесят. Но  бегу-то не за чем-то, а ко Храму. И силы появились.

    Да, мне же принесли поесть, а я не хотел нисколечко, настолько был полон огромностью поклонения Гробу Господню, Его Воскресению. «Кто отвалит нам камень от дверей гроба?»

 

…Гляжу на карту Старого города (Олд-сити), где сегодня бежал, где Сионские врата? Вот. Вот отсюда бежал. Так и так.

    А ведь я святоземельский долгожитель. На корабле прибыл сюда  впервые, а прилетал не раз. И на схождении  Благодатного огня, и на Преображение, и на Успение, и на Рождество и Крещение.  И Хеврон не раз видел. Даже замечал как подрастают маленькие дубики Авраам и Сара около Дуба Мамврийского.

    И кроме Сионских знаю и другие ворота, особенно Яффские, Новые (Нью-Гейт), Дамасские, Стефановы. Входил и выходил в каждые. Да не по разу. И поток (бывший) Кедрон не только переходил, но по дну его ходил. Помню капельки алых маков. А Елеон! Весь исходил. И долины Иосафатовой, продолжающей Кедрон и уходящей к Мёртвому морю,  страшился как места Страшного суда.

    И всё это здесь. И сидят взрослые люди и торгуют, и обманывают. И дети кричат и играют в монеты и стекляшки.

     Да мне-то что. Во мне ликование. А ликование слово духовное.   

     Дорогу обратно почти не помню. Старался дремать. Гита, спокойной ей ночи, осталась. Огни мелькали, особенно вдали справа. Иорданский берег.

 

    Каюта. Даже пыль  ног не хочется смывать. Конечно, весь день босиком. Это подошвы мои просили о радости прикосновения  к тем местам, где прошли Его пречистые стопы.

    Иконочки  вновь расставил. Они уже не просто так, освящены на Гробе Господнем, у Голгофы, на Камне помазания. Зажигаю свечу. Она из Ставрополя, отец Ростислав привёз поставить ко Гробу Господню и мне одну подарил Я её там обжёг, сейчас зажёг. Погорит во время Правила, потом повезу в Святую Русь, там освещу пространство. Ишь, замашка какая – освещу пространство. Ты хотя бы одну комнату освети.

    От влажного носового платка, омоченного в елее, такое в каюте благоухание, что сегодня приснится рай. Да, если и не приснится, я уже в раю. Как же я буду вновь тосковать о Святой Земле. Сейчас, после корабля, особенно.

    Ещё же в Горней успел при выходе из монастыря отщипнуть две веточки маслины.

 

    Тихая, тихая, светлая радость. Хотя бы надолго хватило. А то знаю я, как Москва с её судорожной жизнью умеет вышибать накопленное, вампирски забирать его.

 

    По радио обычное: «Пассажиры первой смены приглашаются в ресторан». Утро, мы ж только легли. Надо вставать Сползаю в душ.

    В душе увидел ступни. Прямо эфиопские. Не отмываются. Как хорошо.

    Вдруг  подумал: сейчас бы прямо обратно в Россию. Не приснился же вчерашний день, полноты его счастья хватит.

 

    Ухо болит. Ещё помазал маслицем от Гроба.  Пройдёт. Молился на все стороны света: тут везде свято. Святая Земля, Святая. А для евреев Обетованная, вот и разница. Страдать евреи не хотят, от того и страдают. Мнят себя выше всех и злятся на тех, кто с этим не согласен. Злитесь на здоровье: я не согласен. Для меня русские лучше всех.

 

    На  палубе нечем дышать. Август, Хайфа, порт. Отходят и входят всё новые суда. В основном пятипалубники. Туристские ближе к нам, к городу, танкеры, наливные и сухогрузы подальше, к портальным кранам. Волокут сюда нечто, отсюда пустоту. Возили же мы в Египет нефть, а обратно в эти же танкеры наливали бурду, называемую солнцедаром. «Не теряйте время даром, похмеляйтесь солнцедаром». Шутили, а желудки калечили.

 

    Бори что-то не видно. Да, про бахаистов я и сам знаю. Они всех пророков, к которым, Бог им судья, причисляют и Христа, сваливают в один список под знаком всесветного братства. Они ждут мессию, которого постоянно основатель их учения Баб, называл «Тот, кого проявит Бог»,  который  будет «солнцем в сравнении с которым все прежние пророки были только звёздами». Ему будет дана «абсолютная власть связывать или развязывать, подтверждать или отменять»…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
Со святыми упокой
1.Записки о поминовении старших братьев
12.12.2024
Сон во сне
Рассказы
09.12.2024
«Введенье ломает леденье»
Без этого дня не было бы явления в мире Сына Божия
04.12.2024
Серый вечер, мокрый снег...
Классики и современники
25.11.2024
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
Последние комментарии
Чем плоха новая экранизация романа Юлиана Семёнова
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 19:51
Сирию сдали. Закономерный итог
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 19:38
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 19:35
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.12.2024 18:45
Выдавливать из себя по капле Запад
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.12.2024 18:15
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 17:44
Затулин продолжает в том же духе
Новый комментарий от Владимир В.
13.12.2024 17:16