Былое – иллюзия, закрепляемая фантазиями будущего…
…тем не менее, мир викторианской Англии, воссозданный средствами кинематографа Игорем Масленникова, доказывает – иллюзия может быть куда сильнее реальности…
Ведь композиция кадра, исполняемая ювелирно-виртуозно, показывает нам явь столь живой, и столь отличный от нашей, что, кажется – мгновение – и войдёшь в длящиеся (не хочется, чтоб кончались) приключения Шерлока Холмса, и, разумеется, друга его – Ватсона: простоватого, мужественного, честно живописующего подвиги великого сыщика.
Красиво разворачиваются улицы.
Столь симпатично выглядят дома: которые есть декорация: та, что в театральном, скажем, варианте, горазда пасть пластом, если неосторожно пройдёшь мимо.
Тем не менее, экранизация эпопеи Конан Дойля, разбитой на сегменты рассказов и романов, произведена столь монументально, что поколения болели ею…
…Масленников родился в Нижнем Новгороде, дед его служил мастером паровозного цеха, более дальние были из крестьян.
Творчество – в плане воплощения собственного «я» в режиссуре (литературе, музыки) – не касалось никого из предков; и Масленников смотрится драгоценным самородком советской кинематографии.
Он окончил филфак ЛГУ, был направлен на работу в вузовскую газету «Ленинградский университет», затем – на ленинградское телевидение для организации молодёжной редакции; именно там он стал инициатором съёмок ручной камерой…
Высшие режиссёрские курсы при «Ленфильме» он окончил позже, и дебютировал в кино фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина»…
…невзрачный паренёк, попадающий в фейерверк событий: и то, что происходит в недрах этого фейерверка, и составляет суть фильма…
Не очень важно теперь: когда итоги подведены, и Шерлок Холмс обрёл кинематографическую вечность…
Да, экранизация (которая невозможна вообще, единственный вариант – запустить текст по экрану, индивидуальность стиля и мировидения великого писателя не подлежат передаче кинематографическими возможностями) – состоялась так, что поколения зрителей внимали благодарно.
Она состоялась ещё и потому, что Конан Дойль – при всём уважение к его многогранной личности – не был великим писателем…
Она состоялась и в силу уникального попадания в роли: и Ливанов, и В. Соломин не сопоставимы ни с какими западными вариантами: они берут более высокую планку…
…кеб проезжает…
Кто сидит в нём?
Возможно – преступник, но не менее вероятно, что – дворецкий, вокруг образа которого развернётся интрига.
Фильм – вернее, серия их – выверен до последней детали, до йоты…иллюзорной правды того времени.
И серия фильмов – несмотря на сумму преступлений, жёстко наполнявших их – лучился: добром, правдой, её торжеством…
Игорь Масленников, создав свой вариант Шерлока Холмса, несколько (пожалуй, даже сильно) отличного от того, конандойлевского, победил каверзы времени, не властного трогать лучшее из того, что делается человеком.
1. Очень талантливый и прекрасный режиссер. Знаковый.