«Золотой Витязь» в Калининграде

Встреча с поэтом Александром Орловым

0
1045
Время на чтение 10 минут

 

Когда Александр Орлов ответил согласием на приглашение – приехать в Калининград, я уже предвкушала приятное, или лучше сказать – пир души – многогранное общение с интересным мне человеком – Поэтом, который не только не разочаровал, но еще больше укрепил меня в вере  в талант и самоотдачу благородного, храброго витязя русского слова. Первая   встреча состоялась 11 августа в библиотеке имени космонавта А.А. Леонова в Калининграде, которая стала ярким творческим вечером поэта, прозаика, публициста, педагога, историка, директора Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь», члена редакционного совета журнала «Берега», постоянного автора журнала, составителя рубрики журнала "Поэтическая седмица". Он также член Совета экспертов Патриаршей литературной премии им. Кирилла и Мефодия, член литературного форума «Мiръ Слова» Издательского совета Русской Православной Церкви.

Собравшиеся читатели и авторы журнала «Берега» радостно встречали выступление Александра, не заметив времени, заслушавшись стихами из свежих сборников поэзии: «Ожившее солнце» и «Кимера». Александр Орлов для общения выбрал какую-то особо сердечную ноту, так что то и дело собравшаяся аудитория вздымала руки в аплодисментах, разделяя его оценки культурной и общественной жизни, подходы к педагогике, с интересом слушая рассказы об известных писателях, и, конечно, душевно одобряя прочитанные стихи, пронизанные верой в духовное преображение жизни. Очень приятно, что в нашей встрече принял участие известный яркий мыслитель, писатель, профессор, доктор филологических наук, Андреев Анатолий Николаевич, развивший тему сегодняшнего учительства, ведь Александр Орлов еще и учитель истории. Я люблю такие встречи, очень признательна всем участникам, потому что в них, теплота, благородная скромность, интеллект и красота души.

 

«Солнце духа»

Поэтический сборник «Ожившее солнце» Александра Орлова – это «солнце духа» (Николай Гумилёв), светившее над Россией многие века назад, и оно вновь  оживает в актуальном мире, в котором пребывают поэт,  его читатели, его родные и близкие люди, фольклорные образы: Житник, Жихарь, Полудница, Хозяин вод, Травница..., стоит лишь оказаться наедине с природой, как они оживают, преодолевая временные пласты. Круг образов из древних мифов и народных поверий удивляет новизной авторской подачи, преломлённой в лучах не только ожившего солнца, но ночных звёзд,  в поэтической стихии личностного восприятия.

Поэтические дороги не бывают пустыми, оказалось, что только вслушайся и всмотрись, ты ощутишь некий священный трепет перед природой, вековой Россией, в которой слышны «чародейные речи», если только «небесным тишинам своё сердце откроешь», если «забудешь трассу, город и век», то, сделав «привал в каком-то захолустье», ты становишься причастным к «слезливым тайнам некошеных трав», к открытию холодных звёзд, среди которых «одну я всю ночь согревал». Звёзды, воды, травы и колосья, что «быстро ушли на размол», «меня молча добром поминали». Все эти художественные образы одушевлённой природы не только «насельники небылиц». Это мир поэта, для которого «и от стогов неубранного жита // на небо возносился русский дух, // освобождённый от назойливого быта». Раскрывая «ромашковую бездну» природы, её «свет огнеликий», поэт ищет любви, а поиски  раскрываются  «вереницей связей» в едином времени Руси:

Ушли по звёздам стадо и пастух.

Как звали его - Велес или Власий?

 

«Богом поцелованный хромец»

 

Природные образы поэтического сборника сменяются христианскими темами. Спаситель идёт босиком, «следы оставляя на море». «Богом поцелованным хромцом» называет поэт святого блаженного Константина Новоторжского, чудотворца, который любовью растопил «тысячи сердец и зимы всесильную опеку». Поэт ощущает себя «сыном небесного народа», познавшего «в себе Христа», «под молитвы встречающего зарю»:

 И с небом не прерву я разговора.

И я не прерву разговора с поэзией Александра, оставляя горячие закладки августовского солнца в подаренный сборник, чтобы снова к нему не раз вернуться.

И ливень бил по городу жестоко,

Навязывал в горячке полутьму,

Всё рассказать хотелось – но кому?

Воде, осевшей в недрах водостока,

Или, быть может, Небу самому?

Мне вечер не оставил и намека.

И руку друга я при встрече жму…

 

 Балтийск

12 августа гости отправились в Балтийск. Огромная благодарность  отцу Игорю, штатному клирику Собора Кирилла и Мефодия города Калининграда, иерею Игорь Симакову. Это человек высокой культуры, глубоко интеллигентный и сердечно открытый, он заботливо вёз нас в самый западный город России Балтийск, придавая особое значение творческой деятельности писателей-почвенников, противостоящих культурной эрозии словом и делом, стоящих на защите русского языка. На всех наших встречах он отмечал важность Света Православного слова, любви и добра.

 

В Балтийске мы совершили морскую прогулку к Северному и Южному молу, к рейду Балтийского моря, и, пройдя по старой части города с маяком и памятником Петру Первому, пришли в Свято-Георгиевский морской собор поклониться частичке мощей Святого праведника Фёдора Ушакова, не знавшего поражений легендарного адмирала, помолиться за победу Русского мира. Нас благословил настоятель Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, помощник командира бригады по взаимодействию с верующими военнослужащими архимандрит Софроний, доктор богословия, первый священник в Калининградской области.

В библиотеке имени В.Г. Белинского мы пообщались с моряками Балтийского флота, познакомились с заместителем Председателя Совета ветеранов Балтийского флота, капитаном 1-го ранга, служившим на Балтийском флоте, участником дальних походов, поэтом,  Почётным гражданином БГО Владимиром Алексеевичем  Мурзиным, который рассказал о своих взаимодействиях в настоящее время с Донбассом. От всей души благодарим ведущего методиста Балтийской ЦБС - Елену Валентиновну Ковтун.

 

Светлый

Завершающим городом литературных встреч с читателями стал Светлый, молодой город, активно развивающийся в последние десятилетия. Эту встречу в библиотеке имени Николая Фёдорова организовал молодой писатель и журналист Дмитрий Коновалов, который на всех трёх встречах отмечал важность общественной деятельности, направленной на укрепление духовности русского народа.

И вновь Александр Орлов говорил так, что никто не заметил, что прошло два часа. Речь шла о литературном форуме «Золотого Витязя», о работе в Издательском Совете РПЦ, в жюри Патриаршей премии по литературе. Жизнь немыслима без Бога, без Отечества, без духовных произведений, почитания отцовских традиций – эти мысли составили духовный стержень выступления Александра Орлова.

Феномен целостного осмысления жизненных явлений, сохранение исторической памяти  стали ключевыми в тематике книги "Кимера", отдельные стихи из которых были прочитаны автором на встрече.

 

«Кимера»

Поэтический сборник «Кимера» получил название от деревни, откуда произрастают корни поэта, который «был призван в православные войска», где сливается родовое чувство с православным, где «люди сходятся сердцами». Александр Орлов обращается к теме Великой Отечественной войны через рассказы конкретных людей, с которыми ему довелось встретиться. Поразил рассказ о его бабушке которая взяла в семью на вокзале брошенного родственниками участника войны, лишившегося ног.

Жизнь великого страдания и великого сострадания продолжилась, в эпоху СВО эта тема опять пронзает душу:

В звёздный сумрак берёзовый пар

Вновь уходит, как в армию парни.

Духовная трезвость и нежность к близким по духу людям и святым, как праведный исповедник Иоанн Русский, чудотворец:

Мне теперь и не снятся погони,

Стал мне братом конёк-горбунок.

Повстречал я на русской иконе

Иоанна, что жизнь мне сберёг.

Обретение устойчивости, собственного развития в органическом духовном единстве с «медоваром, аскетом, молчальником» и святым преподобным Трифоном Вятским, чудотворцем, ангелом кротости, и рыболовом Андреем, «ждущим отца с Петром», и четырьмя прадедами – везде «сень родовых крестов», «раскрытый вижу настежь Отчий дом».

Вопреки навязывающей себя модернисткой мировоззренческой бесплодности Александр Орлов  противостоит им и этим близок современным, свежим словом перед небесами, Богом, Отечеством, родом в своём неподражаемом интонационно-художественным почерке. Залог победы света над тьмой – такая поэзия, в которой мы узнаем себя и друг друга через неуничтожимое чувство правды, неизъяснимое духовное родство, Божественное единство.

 

А.В.Орлов

БАБУШКА



                        Детям войны и моей бабушке Тамаре Фёдоровне Востриковой посвящаетсяЯ трудилась, как анахоретка,

Не по нраву был тягучий сон,

Позади ремесленного –  звон,

Позади война и семилетка.

 

Помню заводские перегрузки,

Наше комсомольское «даёшь!»,

Лучше всех строчила я союзки,

А покой не ставила ни в грош.

 

Счастьем нашим было – жить по плану,

Избегая склизкой болтовни,

Помнить никогда не перестану

Клапана, оборки и ремни…

 

Дом наш уцелел, а из бараков

Переехал без обеих ног

Бывший ворошиловский стрелок,

Строгий постник, кроткий дядя Яков.

 

После Курска, после трёх ранений

Никому не нужен был юрод,

И жена, без лишних объяснений,

Расспросив детей, взяла развод.

 

К нам в семью он въехал на каталке,

Мы решили: с Богом проживём!

Стало веселее жить втроём,

Мы же люди сталинской закалки.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Владимировна Довыденко
Крылья доброго ангела Сибири
К 30-летию благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» и о человеке «длинной воли» Аркадии Елфимове
04.12.2024
Август 2022-го
Рассказ
29.11.2024
Позывной «Филин»
Рассказ
19.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Талгар
Рассказ
14.11.2024
Все статьи Лидия Владимировна Довыденко
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20