itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О русской живописи

Рецензия на книгу В.И. Большакова «Галерея русской исторической живописи», изданную благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»

0
315
Время на чтение 9 минут
Фото: Красноярская краевая научная библиотека

Серия «Сибирский художественный музей». Кн. 12. Тобольск: Издательский отдел ТРОБФ «Возрождение Тобольска». 2021. 544 с.:  740 илл.

Эту книгу мало увидеть воспроизведенной где-то в электронном виде. Ее надо подержать в руках. Попытаться подержать, так как не всякому под силу легко поднять тяжелый фолиант. Мне почему-то в этот момент вспомнилось издание «Одиссеи» Гомера, оформленное и проиллюстрированное выдающимся русским советским ксилографом, художником книги, преподавателем, академиком Г.Д.Епифановым. Книга выпущена в Москве в издательстве «Художественная литература» в 1958 году и имеет такие же грандиозные размеры. Художник тогда выбрал такой формат не случайно. Г.Д.Епифанов был сторонником синтетического подхода к книжному оформлению, когда не только иллюстрации, но и все элементы книги, от размера книжного блока до рисунка шрифта должны работать на общую идею, раскрывая, дополняя и даже усиливая воздействие авторского текста. Поэтому размер книги в данном случае призван был подготовить читателя к встрече с грандиозным художественным произведением, имеющим огромное мировоззренческое значение и влияние, каким обладает для самосознания и определения идентичности каждого народа его эпос.

Похожие чувства я испытала, впервые взяв в руки новую книгу, выпущенную издательским отделом благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», «Галерея русской исторической живописи» В.И.Большакова. Сразу поняв, что держу в руках очередной выдающийся проект фонда, я даже вполовину не могла тогда представить, насколько это издание выходит за рамки привычных альбомов по истории живописи. Приготовившись ознакомиться с ретроспективой развития отечественной исторической живописи как жанра, я была остановлена в этих ожиданиях уже  краткой аннотацией в самом начале книги, где автором было заявлено, что его задачей является осмысление судеб русской цивилизации на основе анализа исторических фактов и живописи(!), поскольку автор считает, что живопись влияет на исторический процесс, определяя  самосознание общества.

Тут я не то, чтобы растерялась, нет. Мне вдруг показалось, что я стремительно уношусь по реке времени лет на сто пятьдесят назад, когда искусство, и изобразительное искусство, в частности, играло в обществе значительную мировоззренческую роль, являясь значимым явлением общественного самосознания, а не только частным делом отдельно взятого художника или узкой группы заинтересованных зрителей. И одновременно с этим я вдруг ощутила дух той эпохи, когда художественная критика была важной составляющей художественного процесса, и мало того, она была не усредненно отстраненной, в своем стремлении к якобы объективности усиленно скрывающей личные предпочтения автора, а напротив, яркой, полемически заостренной, с преувеличенной, быть может необъективностью, но за которой стояла авторская позиция и авторская любовь (или нелюбовь) к различным явлениям художественной действительности и его носителям. В.В.Стасов вспомнился почему-то.

Обуреваемая всеми этими чувствами и впечатлениями, с трепетом, и в предвкушении дальнейших открытий я приступила к знакомству с книгой. Проведя за ее изучением много дней, я хочу предупредить каждого, кто возьмет ее в руки: приготовьтесь к тому, что многие ваши представления будут поколеблены в своей основе, но в то же время вы неожиданно можете встретить совпадение многих своих мыслей с мнением автора. Вы не получите готовых ответов, но вы зададите себе, миру и автору очень много вопросов, ответы на которые вам придется искать самостоятельно. В какие-то моменты вы категорически не согласитесь с автором, а в какие-то вы будете, фигурально выражаясь, аплодировать ему стоя. Короче, это книга не позволит вам остаться сторонним наблюдателем, она полностью поглотит вас.

Поначалу вас ошеломит обилие иллюстраций, в котором вы не сразу уловите систему: воспроизведено множество живописных и графических произведений, которые следуют друг за другом на первый взгляд хаотично, нарушая и хронологию развития отечественного искусства, и хронологию исторического процесса. Но постепенно начинаешь проникать в организационный замысел книги, который сделан зримым благодаря художнику, с нею работавшему – И.Е.Лукьянову. Текст книги состоит из двух взаимопереплетающихся потоков – один повествует о живописи, другой о событиях русской истории. Когда автор пишет об исторических процессах – страницы книги светло-стального цвета, когда речь об изобразительном искусстве – чисто белые. Части книги разделяют страницы темно красного-цвета.  Этот визуальный ритм помогает структурировать текст. Вообще работа художника в данной книге исключительно важна. Создавая зримый образ текста, художник все выстраивает в единую систему, в которой свою роль играют рисунок и кегль шрифта, и расположение заголовков, и расположение иллюстраций.  Именно художник в данном издании занимался подбором иллюстраций. И именно ему мы обязаны тому визуальному богатству, которое разворачивает перед нами данная книга. Вероятно, и сам художник получил в процессе работы немалое творческое наслаждение. Конечно, труд был сложный и неимоверно объемный, но зато как много креативных находок в оформлении, как много вдохновляющего общения с иллюстративным материалом! Думается, для творческого человека нет большего удовлетворения, чем участие в таком издании, где ему предоставляется почти неограниченное поле для реализации своих идей. Ведь часто бывает, что художник книги несвободен в своих творческих решениях как ввиду скудных технических возможностей типографии, так и скромных материальных возможностей издателя.

В этой же книге все сошлось. Это объемное издание стало возможно выпустить в свет в таком исключительно роскошном виде благодаря спонсорской помощи известного благотворителя С.П.Козубенко, который уже многие годы помогает осуществлять знаковые для нашей культуры мероприятия и проекты, будь то создание памятников, как, например, памятники княгине Ольге во Пскове и В.М.Шукшину  на родине писателя в Сростках, или учреждение литературных премий. В орбиту благородной деятельности мецената С.П.Козубенко входит и книгоиздание, подтверждением чего является это не имеющее аналогов издание фонда «Возрождение Тобольска». В свою очередь, благодаря помощи в реализации подобных изданий, наши современники могут встать в один ряд с такими известными русскими благотворителями прошлого, как братья Третьяковы или Морозовы, Савва Мамонтов и другие.

Необходимо также отметить, что в книге применена система печати иллюстраций, исключающая растр, поэтому живопись воспроизводится максимально близко к оригиналу и по цвету, и по фактуре. Жаль только, что и эта выдающаяся во всех смыслах книга не избегла общей беды объемных иллюстрированных изданий – искажения иллюстраций, имевших несчастье попасть на разворот. Понимаю, что эта проблема не решаема в принципе, но видеть «обрубленные» разворотом руки или «сломанные» головы персонажей картин невыносимо больно.

Продолжая чтение, замечаешь, что повествование о живописи, и шире – об искусстве в целом – идет не прямолинейно, а тоже подчиняется особой логике автора. Понемногу начинаешь понимать, что автор как бы рисует перед читателем сначала историческое полотно, которое, по его мнению, объясняет какую-либо тенденцию в изобразительном искусстве или в творчестве определенного автора, потом переходит к рассказу об искусстве более детально. Представленный в книге обширный иллюстративный материал тоже выступает как бы в двух ипостасях – визуальный ряд иллюстрирует и историю искусства, и собственно историю. При это не следует забывать, что все эти картины иллюстрируют не столько реальный исторический процесс, сколько показывают отношение и субъективный взгляд художников на исторические реалии, а зачастую даже иллюстрируют исторические мифы, которые часто благодаря этой визуализации переходят в общественное сознание и остаются там на правах, увы, факта.

Через какое-то время ловишь себя на мысли, что в авторском тексте звучит многоплановое многоголосие. В книге беспрецедентное обилие цитат, особенно когда автор пишет об истории искусства. Одновременно с ним, по его воле, звучат голоса очень многих известных искусствоведов, художников и историков искусства – А.Н.Бенуа, А.Г.Верещагиной, В.С.Кеменова, П.П.Чистякова, И.Е.Репина, С.С.Степановой, И.Н.Крамского, В.В.Стасова и других. Часто автор как бы уходит на второй план, предоставляя трибуну своим предшественникам, давая читателю возможность самостоятельно сформировать свое мнение по излагаемому вопросу. Но когда разговор вновь переходит к собственно истории, авторский голос снова звучит очень отчетливо, даже можно сказать, полемически заостренно. Многие его взгляды так и просятся лечь в основу дискуссии. И это одна из главных примет данного труда – это очень выношенный, очень выстраданный и очень субъективный взгляд на русскую историю и русское искусство.

Где-то к середине книги автор переходит, кажется, к главной цели своего повествования – творчеству В.И.Сурикова. У читателя тут закрадывается мысль, а не была ли вся первая часть книги всего лишь преамбулой, пьедесталом для рассказа о живописи Сурикова, поскольку автор неимоверно подробно, тщательно, можно даже сказать, любовно, излагает и историю его жизни, и историю создания его картин. В той вселенной, что выстраивает автор в своей книге, творчество Сурикова становится вершиной подлинно русской и подлинно исторической живописи. Параллельно с разбором творчества художника автор, как у него заведено, излагает свой взгляд на исторические события, ставшие сюжетом суриковских картин.

Но, как ни странно, как только ты смиряешься с мыслью, что Суриков – это конечный пункт нашего историко-художественного путешествия, как автор снова преподносит сюрприз и ведет нас далее, затрагивая и других авторов начала двадцатого века. Хотя все же портрет именно Сурикова завершат эту масштабную историко-художественную панораму.

Что можно было бы сказать в заключение.

Эта книга, обладая ярко выраженным индивидуалистическим взглядом на русскую историю и русскую живопись, предъявляет своему читателю очень высокие требования. Человеку, не знающему ни того, ни другого, сложно будет ее читать. Не зная хронологию поступательного развития и того, и другого, он быстро запутается в постоянных отвлечениях, реверсах, одновременных привлечениях разновременных источников и иллюстраций. Человек, слабо разбирающийся в жанрах, будет погребен под грудой специальных знаний, так как он в итоге запутается в понятиях, не различая живописи исторической, религиозной, батальной, жанровой и даже пейзажной, так и не узнав историю исторической живописи в ее традиционном изложении. Также не зная ничего об истории русских художественных школ, об Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, о классицизме и академизме, об историзме и прочих измах, неискушенный читатель вряд ли сможет постичь всю глубину этой неоднозначной книги и составить для себя целостную картину истории русского изобразительного искусства. Хотя иллюстрации он наверняка будет смотреть долго и с упоением. Хочется еще раз отметить труд художника книги в подборе огромного количества разнопланового и разновременного иллюстративного материла и высокий полиграфический уровень его воспроизведения, что является отдельным достоинством данного издания.

Тому же, кто хорошо знаком с излагаемым материалом, прочитать эту книгу будет чрезвычайно интересно и познавательно, однако если ваше мнение не совпадет с мнением автора по каким-то вопросам, вы будете надолго втянуты во внутренний монолог, доказывающий автору вашу точку зрения. Проблема в том, что автор ее не услышит.

Трудно в нескольких словах обозначить значение этой книги в русской истории, в истории отечественного искусства, а тем более предвосхитить ее влияние на общественное мнение. Она возбудит споры – несомненно. Она поможет лучше понять процессы, происходившие в русской живописи – несомненно, но, повторюсь, только если хронология развития живописи была изучена читателем до того, как он приступит к этой книге, в противном случае обилие фактов и визуального материала погребет его под собой.

И, наконец, это книга вернет читателя в те времена, когда живописное полотно было не просто набором цветовых пятен, а имело свою драматургию, обусловленную общественно-значимой идеей, и становилось событием в общественном сознании.

И последнее. Имея счастье не один год наблюдать за деятельностью фонда «Возрождение Тобольска» и трудами его руководителя, издателя, фотохудожника, мецената, настоящего энтузиаста А.Г.Елфимова, я не перестаю удивляться, как каждый издательский проект фонда становиться событием и в духовной жизни нашего общества, и на просветительской ниве, и в полиграфической области. А.Г.Елфимов обладает редким даром не только находить единомышленников, он, обладая недюжинными организаторскими способностями, имеет еще удивительное чутье на людей неординарных, талантливых и масштабных, независимо от того, обладают ли эти люди широкой известностью в нашем и мировом культурном поле или являются скромными тружениками, вершащими свои труды в тиши своих кабинетов и мастерских. И в итоге все его проекты выводят на свет Божий и объединяют этих людей, сохраняя их труды, и сохраняя также их имена в истории, чем многократно преумножают отечественную культуру, продолжая лучшие традиции русского меценатства и просветительства.

Наталия Ивановна Саутина, Санкт-Петербург, искусствовед, член Ассоциации искусствоведов, член Санкт-Петербургского союза художников

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 1

Одновременно с ним, по его воле, звучат голоса очень многих известных искусствоведов, художников и историков искусства – А.Н.Бенуа, А.Г.Верещагиной, В.С.Кеменова, П.П.Чистякова, И.Е.Репина, С.С.Степановой, И.Н.Крамского, В.В.Стасова и других. Вполне резонно автор отмечает, что после 1917 года русская историческая живопись перестала существовать , как и само искусствоведение. Все подменили пропагандизмом.
учитель / 23.05.2022 13:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Последние комментарии
Хуснуллин снова рекламирует миграцию
Новый комментарий от Калужанин
06.08.2022 08:22
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Полтораки
06.08.2022 07:47
«Одноэтажная Россия. Азов»
Новый комментарий от Адриан Послушник
06.08.2022 01:42
Русский мир Николая Ефимова
Новый комментарий от Мирянин
06.08.2022 01:30
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от учитель
06.08.2022 01:12
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от Калужанин
05.08.2022 21:40