itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русская адаптация византийской модели сочетания светских и религиозных культурных форм XIV в. в эпоху Православного Возрождения

1 Русский Сталинист 
596
Время на чтение 9 минут

Данная статья посвящена культурологическому анализу культурно-исторической роли преп. Сергия Радонежского в контексте русской адаптация византийской модели сочетания советских и религиозных культурных форм  XIV в. в эпоху Православного Возрождения.

 

***

Исследователи  древнерусской культуры XIV века, как церковные, так и светские ученые, сходятся в своих содержательных оценках культурно-исторической роли преп. Сергия. В трудах историков восточно-христианской церкви, философов культуры, источниковедов преп. Сергий Радонежский представлен многогранным посредником в синтезе культурных традиций Руси и Византии. И.Ф. Мейендорф акцентирует тесную связь Сергия Радонежского с исихазмом.  Данная концепция получила свое развитие в нашем исследовании[2]. Наука располагает многими письменными источниками, отмечает ученый, свидетельствующими о широком распространении исихазма в древнерусской культуре XIV — начала XV вв.

В тот период произведения византийских исихастов переводились в Болгарии, Сербии и других православных странах на церковнославянский язык и многие из этих переводов доставлялись на Русь. Русские последователи исихазма практиковали «умную молитву», изучая не только произведения древней святоотеческой традиции, но и сочинения Григория Синаита. В середине XIV столетия, — подчеркивает И.Ф. Мейендорф, — преподобный Сергий, великий основатель русского монашества, и многие его ученики предавались Иисусовой молитве. Богатая библиотека основанной преп.Сергием Лавры Святой Троицы включала переводы Григория Синаита, сделанные в XIV в. Кроме того, многие монахи совершали паломничества на Афон и там учились безмолвничеству из самого его источника»[3]. Роль преп. Сергия Радонежского как крупнейшего древнерусского просветителя, живо откликнувшегося на  идею Возрождения Православия, рожденную  в христоцентричной  культуре Византии XIV в., подчеркивал П.А. Флоренский. «Все духовные силы царства Ромеев, — писал он в своем труде «Троице-Сергиева лавра и Россия», — тут вновь пробуждаются — и в умозрении, и в поэзии, и в изобразительных искусствах. Древняя Русь возжигает пламя своей культуры непосредственно из священного огня Византии, из рук в руки принимая как свое драгоценнейшее достояние... В преподобного Сергия, как в воспринимающее око, собираются в один фокус достижения греческого средневековья... от преподобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, наполняя собой русский народ»[4]. Г.М. Прохоров говорит о преп. Сергии Радонежском в аспекте личностного типа эпохи: «Наиболее же ярким русским представителем нового, сложившегося в Восточной Европе типа монаха — созерцателя, общественного деятеля, организатора и советчика был в XIV веке, конечно, сам преп.Сергий Радонежский, стремившийся, чтобы в сердце его воссияло “мысленное солнце правды”, устроитель и глава монашеского общежития, ставшего на Руси культурным центром и “центром новых мистических настроений”, и основатель многих других монастырей, человек, принимавший активное участие и в политической жизни и борьбе своего времени, и всей Русской земли нашей учитель и наставник»[5].

 

Г.П. Прохоров, детально обследовавший библиотеку Свято-Троице-Сергиевой лавры, показал, что в ее составе была представлена магистральная линия возрождения православия в Византии — произведения Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, т.е. церковнославянские переводы той исихастской «келейной» учительской литературы, в которой разъяснялся опыт «священнобезмолвствующих» — подвижников, сочетавших «умное делание» с «телесной» молитвой.[6] Исследователь проанализировал историческую динамику рукописного воспроизведения этой литературы в Троице-Сергиевом монастыре и пришел к выводу, что данная деятельность была начата очень рано — в середине 1350‑х гг. и достигала своего пика в 1430–1440‑х гг.,[7] т.е. в период, названный им  Православным Возрождением.

В трудных условиях монголо-татарского ига именно монастыри становились бастионами культуры. В монастырских обителях шло постепенное накопление интеллектуальных сил, неуклонно возделывался духовно-нравственный идеал национальной консолидации, осуществлялся творческий синтез культурных традиций Руси и Византии. Главным очагом этих процессов и выступала основанная преп. Сергием Радонежским обитель — монастырь Св. Троицы. Монахи-просветители выступали не только преемственными хранителями православных ценностей. Они внедряли в сознание соотечественников убежденность, что верой в Божественный промысел, любовью к Богу и людям, надеждой на воскресение из мертвых и жизнь вечную человек способен пересилить страх перед иноземным игом. Все погибшие от рук ордынских поработителей русские князья причислялись к лику святых, мучеников за веру.

 

Монахи-просветители учили соотечественников видеть в собственных страданиях отсвет Страстей Господних, сохранять мужество и достоинство страстотерпцев, уподобляясь Спасителю. В данном культурно-историческом контексте на первый план выдвигалась задача углубления христианского миропонимания в древнерусской культуре. Группа выдающихся общественных и политических деятелей, писателей и художников, внесших решающий вклад в культурную историю Руси XIV — начала XV вв., были связаны или с самим Сергием, или с его детищем — Троице-Сергиевым монастырем. Ученики Сергия — Пафнутий Боровский, Кирилл Белозерский, Афанасий Высоцкий, Андроник, Зосима и Савватий — выступили основателями монастырей на различных территориях расселения русского этноса. Они создавали обители в городах, прежде всего в Москве, и удаленных местностях — в Заволжье, на Севере, и благодаря их деятельности на Руси возникали новые очаги русской письменной и художественной культуры. В первой половине XV в. с Троице-Сергиевым монастырем были связаны наряду с Епифанием Премудрым и такие выдающиеся деятели древнерусской культуры, как преп. Стефан Пермский, осуществивший христианизацию этносов коми и пермяков, с Троице-Сергиевым монастырем неразрывно связано и имя преп. Андрея Рублева, в творчестве которого синтез русской и византийской художественных традиций обрел свое высшее самобытное воплощение. В агиографических повествованиях преп. Сергий предстает национальным воплощением православного духовно-нравственного идеала, а его просветительская деятельность — развитием тех тенденций, которые были заложены процессом Возрождения Православия в Византии. Превращение Троицкого монастыря в киновию и его тесные контакты с Константинополем способствовали широкой социокультурной адаптации исихазма на землях северо-восточной Руси и его последующему распространению на Русский Север.

Близость Сергия к митрополиту Алексею, а позднее его личная дружба с Киприаном, ставшим митрополитом Всея Руси после кончины Алексея, свидетельствуют о хорошей его осведомленности относительно процессов, происходивших в культурном пространстве Византии. Изучая различные классы источников, И.М. Концевич, исследователь, принадлежащий к научному сообществу русского зарубежья, писал: «Русское монашество, будучи ветвью того же древа, дышало и жило в унисон с монашеством восточным, и все духовные явления, происходившие на Востоке, не могли не иметь своего отражения на пространстве Русской земли»[8]. Активное участие Сергия Радонежского в общественно-политической жизни началось в 1360‑х гг. Обстоятельства поставили митрополита Алексея в исключительное положение — по смерти князя Ивана (Красного) он оказался вынужден быть не только главой Русской церкви, но и сделаться в начале 1360‑х гг. главой московского боярского правительства, взяв на себя заботу о воспитании малолетнего престолонаследника.[9] Преп. Сергий стал его верной опорой в этих делах. Митрополит Алексей, опираясь на духовные советы преп. Сергия и на дипломатическую мощь и социальную сплоченность московского боярства, действовал от лица престолонаследника — Дмитрия Ивановича.

В 1375 г. Константинопольский патриарх Филофей Коккин принял беспрецедентное решение — он утвердил главой Русской митрополии болгарина Киприана, но при условии, что тот вступит на митрополичью кафедру только по кончине Алексея. Митрополит Киприан и преп. Сергий Радонежский как деятели культуры сыграли чрезвычайно значительную роль в укреплении связей Руси с Византией, оберегая тем самым восточно-христианскую цивилизационную идентичность и этнокультурную целостность русского народа. Подводя итоги, необходимо отметить, что основатель Троице-Сергиева монастыря и его ученики выступали в контексте русско-византийских культурных связей последовательными сторонниками общерусского этнокультурного единства и на этом поприще тесно сотрудничали с митрополитами Алексеем и Киприаном, поддерживавшими Константинопольский патриархат в его стремлениях сохранить митрополию всея Руси. Но одновременно совместно с Алексеем, а затем и Киприаном они боролись за политическую независимость Московской Руси от Золотой Орды и способствовали развитию национального самосознания великорусов.

Ни Сергий Радонежский, ни Епифаний Премудрый, ни Феодор Симоновский не замыкались в узкой сфере монашеского подвига исихии. Они на русский лад воплотили в своей жизни византийский идеал исихаста — общественно-политического деятеля и деятеля культуры. Агиографическая литература о Сергии Радонежском свидетельствует, что в последней четверти XIV и первом десятилетии XV вв. византийские традиции обрели в древнерусской культуре прочные позиции благодаря их социокультурному синтезу с отечественными традициями.

Ложкина Наталья Александровна, сотрудник ГосЭрмитажа

 

Список литературы:

 

1.Борисов Н.С. Сергий Радонежский. — М.: Молодая гвардия, 2003.

2.Жизнеописание достопамятных людей земли русской. — М.: Московский рабочий. —1992. 

3.Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 

4.Ложкина Н.А. Две эпохи православного Возрождения. в 2-х томах. — Санкт-Петербург: Р-КОПИ, 2013.

5.Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. — М.: Институт Ди-Дик, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000.

6.Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. — СПб.: Алетейя, 2000. 

7.Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры с XIV по XV вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука, 1974. — Т. 28 

8.Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010.

9.Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Троице-Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 1919.

List of literature:
1.Борисов NS Sergius of Radonezh. - M: Molodaya Gvardiya, 2003.
2.Жизнеописание memorable people of the Russian land. M: Moscow worker. -1992.
3.Концевич IM an Acquisition of the Holy spirit in the paths of Ancient Russia. - M: Publishing Department of the Moscow Patriarchate, 1993.
4.Lozhkina N.A. Two epochs of the Orthodox Revival. in 2 volumes. - St. Petersburg: R-MINES, 2013.
5.Meiendorf John, Protopresbyter. The history of the Church and East-Christian mysticism. - M: Institute Di dick, Orthodox St. Tikhon Theological Institute, 2000.
6.Прохоров G.M. Rus and Byzantium in the age of the Kulikovo battle.  SPb.: Aleteja, 2000.
7.Прохоров G.M. Cell Hesychast literature (John Climacus, Abba Dorotheus, Isaac the Syrian, St. Symeon the New Theologian, Gregory the Sinaite) in the library of Trinity-Sergius Lavra, the XIV-XV centuries) / / Proceedings of the Department of old Russian literature. - HP: Nauka, 1974.
8.Прохоров AN Ancient Russia as a historical and cultural phenomenon. - SPb.: Publishing house of Oleg Абышко, 2010.
9.Флоренский P.A. the Trinity-Sergius Lavra and Russia // Trinity-Sergius Lavra: Sergiev Posad, 1919

 

[1] Ложкина Наталья Александровна, сотрудник ГосЭрмитажа

[2] Ложкина Н.А. Две эпохи православного Возрождения. в 2-х томах. — Санкт-Петербург: Р-КОПИ, 2013. — 496 с. 

[3] Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. — М.: Институт Ди-Дик, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000.— С. 322–323.

[4] Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Троице-Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 1919. — С. 3 — 29.

[5] Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 92–93.

[6] Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры с XIV по XV вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука, 1974. — Т. 28 — С. 317–324.

[7] Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010.— С. 206–208.

[8]Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. — С. 82.

[9] Жизнеописание достопамятных людей земли русской. — М.: Московский рабочий,1992. — С. 72.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Ложкина
Все статьи Наталья Ложкина
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06