В Казанской Амвросиевской женской пустыни при с. Шамордино верующим раздавали удивительную молитву, составленную преподобным Амвросием Оптинским.
Молитва эта являет собой не только духоносный образец молитвенного обращения родителя к Богу: в каждом её слове – наставление самим родителям, открывание им глубокой сути родительского служения. В этой дивной молитве мы можем почерпнуть истинный взгляд на самые разные стороны попечения о наших детях!
Как часто именно с рождением ребёнка даже верующие родители погружаются в круговорот многозаботливости, из которого не могут порой вырваться годами, упуская что-то очень важное в деле воспитание детской души. И духоносный Старец с большой кротостью даёт родителям представление об иерархии родительских попечений.
С одной стороны, заботы о детях, особенно маленьких или нескольких, порой вводят в состояние, когда говорят: «света белого не вижу». А с другой – это только кажущаяся видимость, ведь «Дух дышит, где хочет».
А мы, погружаясь в чисто материальные заботы (покормить, напоить, обуть, одеть, развлечь) упускаем из виду главное попечение – о бессмертной душе ребёнка.
Поэтому-то Старец, познавший нашу общечеловеческую греховность – стремление отвернуться от Бога и погрязнуть в материальности, возводит нашу душу на должную высоту – обращает взор родителей, прежде всего, на духовные предметы и цели попечения о детях («Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6: 25)).
Итак, чему же учит преподобный Амвросий Оптинский родителей?
Какова иерархия наших родительских попечений?
Как именно нам надлежит иметь попечение о душах и телах наших детей?
МОЛИТВА О ДЕТЯХ
Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей, Господи!
С первых слов молитвы преподобный Амвросий полагает краеугольный камень в основание осознанности нами этого особого состояния – РОДИТЕЛЬСТВА – как послушания от Бога.
С каким трепетом, с какой верой и каким спасительным страхом Божиим должны мы принять на попечение от Бога такой видимый и непостижимый дар благодати – души наших детей!
И мы должны осознавать, что, прежде всего, – наши дети – это дети Божии, которых Бог ДОВЕРИЛ нам в качестве нашего родительского послушания.
Сотворив видимый мир по причине Своей преизливающейся Любви, дабы как можно более разных тварей были причастны великой радости Бытия, Господь наделил человека бессмертной душой, созданной по Своему образу и подобию – чтобы человек имел возможность быть таким же источником радости Бытия для своих детей!
Ведь далеко не все люди знают о том, что в рождении новой жизни (ребёнка) человек (мужчина и женщина) участвует всем своим духовно-телесным естеством.
На внешнем (видимом, физическом) уровне тело ребёнка действительно формируется путём слияния половых клеток отца и матери, несущих в себе весь необходимый генетический (строительный) материал, в котором заложены абсолютно все антропометрические данные будущего человека – его пол, рост, цвет глаз и волос, особенности строения тела и т.д.
Однако на внутреннем (невидимом, духовном) уровне в этот же момент, одновременно с зачатием и формированием физического тела нового человека, происходит также зачатие и формирование его души – за счёт участия в зачатии особого «духовного семени» обоих родителей, несущего в себе все свойства их душ (духовные ценности, идеалы, таланты, наклонности, темперамент, родовые зависимости и т.д.).
Поэтому именно наличие души делает так называемый «человеческий плод» личностью с момента зачатия!
При всей общей для всего человеческого рода физиологии и анатомии, бессмертная душа микроскопического человечка с первых мгновений своего существования УЖЕ несёт в себе уникальный, неповторимый, лишь ему одному присущий набор духовных свойств, делающий его НЕповторимым и НЕподражаемым, которого никогда прежде не было и больше никогда уже не будет.
Отцы Пятого Вселенского Собора (553 г.) осудили учение пресвитера Оригена о «предсуществовании человеческих душ» и единодушно утвердили: «Наученная божественным Писанием Церковь утверждает, что душа творится вместе с телом, а не одно отдельно от другого».
Вдумайтесь только: зная наше несовершенство, Бог ДОВЕРЯЕТ произвести на свет душу живую в лице нашего чада, любовь и привязанность к которому даёт нам испытать неописуемую гамму переживаний и стать со-творцами Богу, сыграть свою неповторимую роль в созидании Нового Человека!
Каким диким резонансом этому звучат слова о нежелании иметь детей, о своём праве распоряжаться их жизнью в своей утробе и пр.!
Преподобный Амвросий Оптинский наставляет родителей, чтобы они понимали, что Господь имеет попечение о нашем чаде с момента зачатия до его последнего вздоха в этом мире. И мы, родители, почтены высочайшим доверием – быть самым важным орудием Промысла Божьего в отношении наших чад!
Старец акцентирует внимание родителей: Господь БЛАГОВОЛИЛ дать нашим детям бытие, оживотворив младенца душой бессмертной.
Господь возродил душу младенца Крещением для вечной жизни, очистив душу младенца от прародительского греха – т.е. от всех тех духовных деформаций, которые ребёнок вынужденно принял от своих родителей и всего их рода в момент зачатия.
Наконец, посредством Крещения, Господь принял дитя в недра Церкви Своим чадом.
Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета; освящай Твоею истиною; да святится в них и через них святое имя Твое!
Сколько всего предстоит ребёнку познать и пройти в этой жизни! Как легко потерять на житейских поворотах то самое состояние благодати, полученное при Крещении!
И Старец указывает на ЕДИНСТВЕННОЕ средство возвращения, удержания, умножения и взращивания благодати – на постоянном Причастии Святых Христовых Тайн – ибо «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53).
Ниспосли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы имени Твоего и пользы ближняго! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы!
Задумываясь о своём родительском послушании, возложенном на нас Богом, мы не можем не чувствовать недостаточности собственными силами справиться с этой великой миссией в жизни своих детей.
Старец учит прилежно просить благодатную помощь у Господа – даровать нам способы, терпение и силы.
Каждое из просимого ёмко.
Возьмём, к примеру, способы воспитания.
Каждый способ, особенно крайнего толка – жестокость, суровость, равнодушие, попустительство, неразумность, отсутствие целенаправленности и последовательности, – способен породить в детях самые различные глубокие искажения их личности.
Знал Старец и о том, сколько предстоит труда и преодолений родителям, и поэтому наставлял их просить себе терпения и сил.
Сколько на свете родителей, которые не смогли наставить своих детей на путь истинный. Сколько родителей своими собственными руками изуродовали души своих чад неумелым и неразумным воспитанием, извращённо понятой ими любовью и заботой, «уважением к правам и свободам», а зачастую – просто нетерпением, банальным родительским бессилием!
Подобное случается тогда, когда родители, оскудевшие верой, упускают из вида главную цель воспитания чада.
А воспитать дитя мы должны для Славы Божией – чтобы каждый, увидев прекрасного человека, прославил дивного Бога – Источника всего прекрасного.
«И для пользы ближнего», – учит Старец воспитывать в детях деятельную любовь к ближним. Ведь недаром Господь второй из двух важнейших Заповедей назвал Заповедь о любви к ближнему.
И, конечно же, какой родитель не знает за собой такие моменты, когда он осознаёт своё бессилие, не имеет терпения и, в конце концов – вообще не знает, что делать. И тут Старец напоминает о том, что в такие моменты надо просить у нашего Отца Небесного «способы, терпение и силы».
Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости – страх Твой! Озари их светом управляющей вселенною Твоей мудрости!
В наше дни мы стремимся всячески развивать детей – чтобы были умными, чтобы знали, как можно больше, чтобы получили образование. И полагаем огромное количество сил и времени на это.
Между тем, главная задача родителя – ВОСПИТАТЬ СЕРДЦЕ, ненавидящее злое – т.е. ненавидящее то, что неугодно Богу. Неприятие зла, ненависть ко злу делает сердце непорочным.
Раннее детство – это время работы с волей ребёнка. Это научение его терпению, послушанию, самоограничению, труду.
Это работа НАД ВОЛЕЙ ребёнка, а не над его сознанием! Воспитание доброй воли важнее напичкивания ребёнка знаниями.
Задача православного воспитания – учить ребёнка жить ради Христа, ради служения Богу.
Жизнь не ради служения Богу по сути своей бессмысленна.
Что это означает?
Это означает, что ребёнок должен уяснить, что все таланты, разум и силу на совершение добрых дел человеку даёт Бог. И пользоваться ими он должен ради прославления Бога в своём сердце и в сердцах тех, кто его окружает.
Вся его жизнь должна принадлежать Христу – т.е. должна быть принесена Ему в жертву!
Да, это, несомненно, высокие слова, но ориентироваться в воспитании маленького человека лучше именно на это.
Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольствие, а в вечности – неизреченное блаженство.
Преподобный учит родителей избегать иллюзорной уверенности какими бы то ни было своими способами наставить чадо на Истинный путь, а просить разума у Господа – чтобы Он открыл детям, в чём состоит истинная жизнь, а состоит она – в исполнении Заповедей Божиих.
Убедить, что для того, чтобы достигнуть всего того, что нам хочется в этой жизни – того самого «довольства» – нужен труд.
И не просто труд – а труд честный, укрепляемый благочестием, без которого многие наши труды и попечения так и остаются бесплодными.
Часто ли мы задумываемся о том, почему наше кручение подобно белке в колесе, так и не приносят нам чаемого благосостояния?
Не потому ли, что большинству из нас не приходила даже мысль о том, что только благочестивый труд благословлён Богом?
Но что такое благочестие? Каждый человек, возможно, имеет собственное мнение на этот счёт.
А что на этот счёт говорит Священное Писание?
Что САМ БОГ считает благочестивым?
«Человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1: 8).
Давайте честно проверим себя по этим критериям. И заодно поймём – какие качества нужно воспитывать и пестовать в своих детях.
К словам о довольстве в этой жизни Старец присоединяет слова о блаженстве вечном – дабы мы за этой видимой жизнью с её скоропреходящими целями и заботами не переставали помнить о Вечности, где нас ожидает подлинное блаженство (счастье), которое можно и утратить в лабиринтах земной жизни.
Вот почему Старец призывает родителей всячески избегать искушения возвести преходящие цели в ранг важных целей воспитания.
Открой им разумение Твоего Закона!
Состояние разумения – совершенно особое восприятие и понимание жизни. Это взгляд на жизнь через призму того, как она устроена Создателем!
Орган, дающий разумение – Разум, как господствующая сила души, как раз и способен разуметь Закон Божий – то есть Основной Закон нашей жизни, установленный Богом, исполнение которого позволяет существовать в этом мире и не нарушать его гармонии.
А также – разуметь и тайну беззакония, дабы, зная уловки лукавого, не прельститься и не сойти с пути спасения.
Да до конца дней своих содействуют в чувстве вездеприсутствия Твоего; насади в их сердце страх и отвращение от всякого беззакония: да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что Ты, Всеблагий Боже, ревнитель закона и правды Твоей!
Помните? «И ходил Енох пред Богом» (Быт. 5: 22). То есть патриарх Енох всегда чувствовал присутствие Божие, всегда понимал, что Господь ВИДИТ и его, и всё сокровенное о нём. Это и рождало в Енохе праведность, происходящую от Страха Божия – страха не наказания, а страха не оправдать доверия Отца Небесного.
Это и есть проявление подлинной любви к тому, кого ты любишь. Боязнь обидеть, расстроить, разочаровать.
Вот что отличает человека не только верующего от неверующего, но и человека подлинно верующего от суеверно верующего. Первый воспринимает Бога именно как Отца, последний – как Судью и Карателя за грехи.
Вот чему родители должны учить ребёнка с колыбели: Бог всегда рядом, Он всё видит, от Него невозможно спрятаться. Но Он – именно Отец, Он – весь Любовь, Он – весь Свет.
Научите ребёнка любить Бога – и тогда любое беззаконие будет вызывать в его душе ужас и отвращение.
При этом Старец делает очень важное уточнение: детям нужно вложить не просто понимание, а постоянное памятование о том, что, хотя Господь бесконечно Благ и Милосерден, нельзя на этом основании думать, что Бог «добренький» и «всё простит», а значит можно жить, как вздумается.
Да, Господь прощает, но прощает кающихся, а не всех подряд.
Соблюди их в целомудрии и благоговении к имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по её предписаниям.
Господь принял наших чад в недра Церкви Своей не как формальных христиан, но как «соль земли» (Мф. 5: 13), призванных самим образом своей жизни свидетельствовать в этом мире о мире Небесном, наглядно демонстрируя, что и в этом безумном, всё более уходящем от Бога мире, можно жить иначе, добрее, благочестивее и иметь при этом высочайшую цель, ради которой стоит жить и умереть.
Здесь нам Старец открывает нашу родительскую роль – воспитывать наших детей в Церкви, которая есть школа благочестия.
Одушеви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело!
Малыши всему учатся «вприглядку». Но наступает момент, когда процесс учения становится целенаправленным и великое благо, когда у ребёнка есть желание учиться.
Однако на родителях в любом случае лежит обязанность дать детям образование, способствовать получению ими профессии. При этом под учением имеется ввиду не только образование.
Учение – это вообще постижение нового и приобретение разных умений и навыков, научение созидательной деятельности.
К учению нужно отнести и общую приспособленность к жизни: умение содержать в порядке свои вещи, готовить еду и т.д.
Дети должны быть научены тому, что будет для них полезно. Эта идея очень актуальна в наше время информационной бесконечности, когда поток информации ничему не учит.
Родители должны постоянно иметь ввиду, полезно ли то или иное учение для ребёнка.
Старец учит родителей молиться о том, чтобы всё, что дети приобрели в результате учения, они употребляли на добрые дела.
Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями благодетельными для человечества.
В словах молитвы родители могут почерпнуть мысль о том, что дети должны приобретать знания, которые будут необходимы им в выбранном поприще.
И хотя в наше время порой молодым людям и три высших образования не гарантируют достойной работы, чуткие родители могут помочь своему ребёнку сориентироваться в выборе стези согласно их способностям и склонностям.
И как прозорливо Старец упоминает о познаниях, благодетельных для человечества – будто предвидит, какие страшные последствия для человечества вскоре принесут люди, о которых великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего».
Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с не знающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.
«Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33).
В этих молитвенных воззваниях Старец наставляет родителей обращать пристальное внимание на великую опасность дружбы их детей с теми детьми, общение с которыми может им повредить.
Поэтому родителям нужно с детства включать своих детей в общение с единоверцами. Нужно водить их в воскресную школу, юным – ходить на «молодёжку», участвовать в жизни приходской общины.
Конечно, дети наши будут общаться и даже дружить со множеством неверующих детей. Но неверующий – далеко не всегда тождественен понятию «плохой» (нередко, увы, бывает и наоборот). Тем не менее, родители должны максимально следить за тем, с кем ребёнок общается и всячески оберегать их от дружбы с детьми явно «не теми».
Иногда для этого может потребоваться решимость. И здесь – не место мнимой деликатности и смиренничеству! Необходимо, если нужно, воспользоваться своей благословенной родительской властью – твёрдо настоять на уходе из порочной компании, на прекращении общения с кем бы то ни было.
Но предварять все эти действия нужно усердной молитвой за чадо, на которое в лице порочных друзей восстаёт само демонское полчище.
Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждения, исправлять их погрешности, обуздывать упорство и строптивость их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами; да не ходят вслед сердца своего; да не забудут Тебя и Закона Твоего. Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их.
Есть замечательная английская поговорка: «Не воспитывайте детей: они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
Оглядываясь вокруг в поисках соблазнов для наших детей, преподобный Амвросий учит нас, в конце концов, обращать взгляд на себя самих, потому что именно родительские поступки несут детям самый большой соблазн.
Что поделаешь: такова сила родительского авторитета, вложенного в ребёнка Творцом.
Этого, к сожалению, не знают многие молодые родители, позволяющие себе всевозможные мерзости в присутствии детей, которые, по их мнению, «ещё ничего не понимают».
Но вот беда: они всё понимают! И это ещё полбеды. До определённого возраста, всё, что бы родители ни делали, ребёнок воспринимает исключительно со знаком «плюс», как абсолютную норму – и то, что они видят в своих родителях – становится частью их формирующейся личности!
И как же потом мучительно трудно, видя в своих детях исполнение закона духовной наследственности, выраженную простой народной поговорке «яблоко от яблони», пытаться исправлять своё дитя от своих же пороков…
В этой части молитвы – строгое долженствование.
Несмотря на несовершенство самих родителей, они должны: постоянно обращать внимание на поведение своих детей, отвлекать их от заблуждений, исправлять их, обуздывать упорство, воздерживать от суеты и легкомыслия – потому что «беззаконие ума» губит и физическое, и духовное, и душевное здоровье.
Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода, отврати такую кару от детей моих, не наказывай их за грехи мои, но окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых.
Старцу, как никому другому, было ведомо, что дети часто страдают за грехи своего рода – и он учит испрашивать у Бога отвратить такую кару от наших детей.
Преподобный влечёт родительские души к покаянию – к осознанию того, что мы передаём нашим детям греховность, которая связывает их и навлекает на них кару.
В какой-то мере это должно оправдывать в наших глазах «непутёвых» детей, которые страдают за грехи рода, а значит – и за наши грехи, должно пробуждать жалость к детям, которым досталась такая тяжёлая ноша, сострадание к ним. Но и, конечно, подвигать нас на горячую покаянную молитву и исправление нашей собственной жизни!
Отче щедрот и всякого милосердия! По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя!
Действительно, как порой трудно смиряться родителям, когда их чад постигают беды и болезни. Но всю свою родительскую боль, все свои страхи Старец призывает смиренно, с верой и доверием Богу, преложить в горячий молитвенный вопль – провести своё чадо по жизни милосердно.
Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего!
Родители от всего любящего родительского сердца должны просить Бога помиловать своих детей. Когда согрешат – просить простить им грехи юности, даровать им раскаяние.
Преподобный наставляет настраиваться заранее смиренно принимать от Бога всё – и кару, и милость, потому что и то, и другое проистекает от Бога, Имя Которому – Любовь. Любовь – содействующая и направляющая только ко благу.
Всеблагий Боже! Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей.
Наверное, мало что сравнится с горем матери, у которой «непутёвые» дети. Какие порой нужны титанические подвиги, чтобы вымолить такое чадо (как тут не вспомнить несчастную прав. Монику – мать Блаженного Августина). Но только в воле Божией дать нам быть матерями, «веселящимися о чадах своих» (Пс. 112: 9).
Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи!
Завершая наставления о многоликом родительском послушании, преподобный Амвросий возводит нас мысленно за грань этой жизни – в Царствие Небесное, – как бы переводя наш взор на конечную цель нашего попечения: дать ответ Самому Господу о том, КАК мы распорядились Его Даром и Его доверием.
Умиротворяет ли, радует ли наши души надежда на встречу с нашими дорогими кровиночками в Вечности?
Или, напротив, ужасает?
Воспитали ли мы Небожителей?
Всё наше воспитание было направлено на помощь им в приобретении «вида на жительство» в Царстве Небесном или исключительно на то, чтобы он «стал человеком» в этой жизни?
Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь.
Молитву венчает начертание того идеала, которого по благодати Божией мы можем достигнуть в результате исполнения родительского послушания – обрести глубокое единодушие с нашими детьми, которое ни в чём так явственно не проявляется как в совместном прославлении Отца Небесного!