Изучение творчества писателей-эмигрантов – словно прикосновение к безднам лихолетья: к неистовым порывам, раскидавшем родных писателей по миру…
В. Иванов-Ардашев был кропотлив в своих поисках, постоянен, неустанен.
Он общался и состоял в переписке со старшим поколением эмигрантских писателей, и выпустил об этом книгу «Эхо русского зарубежья»…
И он был певцом Дальнего Востока, исследователем его тайн: родословие по отцовской линии изучил до десятого колена.
Прошлое подлежит восстановлению – а не забвению, как предлагает технологически-денежное время.
Прошлое должно стать известным до прожилок, корней, глубин: и Иванов-Ардашев был кропотлив, равно неустанен в поиске своём.
Он был разнообразен: он писал романы в жанре антиутопии – весьма чреватом жанре, подразумевающим гражданскую смелость, мужество синевато-стального отлива.
Со времён Салтыкова-Щедрина – с его гротескным великолепием «Истории одного города» - жанр сей: антиутопия – слишком неудобен чиновникам и власть имущим: дай им волю – взгрели б автора, уничтожили б его, коли дерзнул показывать явь таковою…
Тем не менее, Иванов-Ардашев писал романы именно в этом жанре, показывая всю неприглядность действительности, предрекая дальнейшее неблагоприятное развитие…
И – как альтернатива – было погружение в историю родного края: с бережным восстановлением былого, с вдумчивой, кропотливой постепенностью, с исследованием корней…
Книги остаются.
Как знать – какие будут востребованы дальнейшими временами?
В. Иванов-Ардашев жил скромно, тихо отметил семидесятилетний юбилей, тихо ушёл в просторы смерти, оставив соотечественникам – ныне вполне презревшим художественное слово – яркое наследие.