Самобытный и гордый этнос – тверские карелы

К 800-летию крещения карелов

0
1527
Время на чтение 9 минут

На государственном уровне

«Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять активное участие в подготовке и проведении празднования 800-летия крещения карелов».

(Из Указа Президента РФ ПУТИНА В.В. т 20 сентября 2021 года)

Карелы — финно-угорский народ, населяющий Республику Карелия, Ленинградскую, Мурманскую, Тверскую и Новгородскую области, а также Санкт-Петербург, Москву и восток Финляндии. Известно, что их массовое крещение, согласно Лаврентьевскому списку Новгородской летописи, происходило в 1227 году.

«Не в силе Бог, а в правде» - так говорил князь Александр Невский (сын того самого Ярослава Всеволодовича) в 1240 году перед битвой со шведами на Неве. Это новый принцип уже православного мировоззрения, а не языческого или католического. Карелы, сопоставляя несколько вер в ходе венных столкновений между новгородцами и шведами, очень добродушно душой воспринимали христианство и, как свидетельствуют древние летописи, тяготели к православным святыням новгородцев. Вот как этот факт трактуют историки. В 1227 году князь Ярослав Всеволодович совершил поход против шведов, в результате которого вернулся в родные земли с большим числом пленников, которые позже были крещены в Новгороде. Чтобы снизить последующее влияние шведов на земли и племена, платившие дань Новгороду, князь Ярослав Всеволодович способствует активному распространению христианства на всей территории заселения племен ижоров, води и карел. Согласно летописи по Лаврентьевскому Списку, в 1227 году произошло массовое крещение карел. Из летописи можно сделать вывод, что крещение произошло в очень короткий срок, около 1-2 месяцев, и было воспринято карелами положительно и без всяких сопротивлений. Такое лояльное отношение обусловлено тесной связью карел с новгородцами еще до принятия официального крещения. Православная вера была знакома народам, а большое число миссионеров, посланных на карельские земли, позволило в короткие сроки привести к православию большое число племен.

Так в чём же причина, что этот самобытный гордый северный народ вынужден был спешно оставлять свои родовые места и бежать, в буквальном смысле слова, самые разные уголки Руси? Этот отчаянный шаг был сделан, как утверждают карельские этнографы по трем причинам: первая – для сохранения христианской веры, которая жестоко стала преследоваться лютеранством после подписания со шведами Столбовского мира об отходе русских воинов, вторая – для сохранения языка и своей природы, третья - от большой тягости увеличенных шведами податей. Одна из групп (более 140 тысяч человек) ушла на юг в Верхневолжье, так образовался этнос тверских карел. Пришедшие на тверскую землю в период с 1629 по 1675 годы построили первые 18 деревянных храмов. Всего же в 77 карельских приходах ими было сооружено 86 церквей и 168 часовен, в девятнадцатом веке многие деревянные церкви были заменены на каменные.

В этнографическом музее тверских карел Лихославля собран и представлен к обозрению широкий ассортимент одежды переселенцев, который, даже при поверхностном осмотре наводит на мысль, что это убранство разительно отличается от традиционного русского наряда. Вышивка, тканные узоры, набойка, кружево – всё это разнообразные виды украшений ткани у карел. Народным орнаментом карелы украшали свою одежду, а также бытовые вещи: полотенца, скатерти, занавески, «полога» к кроватям. Мужскую рубаху обычно шили из льняного холста, а женский сарафан из шерстяной ткани. Подол сарафана украшали оборкой из красного сукна, ворот и неглубокий разрез спереди обшивали яркой тесьмой. Рубаха и сарафан обязательно подпоясывались, пояс у тверских карел был необходимой принадлежностью, как женского, так и мужского костюма. Пояс утеплял одежду, к нему прикреплялись необходимые в домашнем обиходе вещи: огниво, кисет, гребни, ножи, ключи, игольники и другое. У карел считалось «грехом» ходить без пояса. У тверских карел пояс служил также свадебным подарком жениховой родне от невесты, его дарили золовке или другой родственнице мужа. Характерным шейным украшением даже в повседневных заботах для женщины служило янтарное ожерелье.

Чтобы рассказать о сегодняшнем быте «Тверской Карелии», уместно будет вспомнить об историке Василии Михайловском, который в то время наблюдал бытовые подробности жизни переселенцев, их обычаи и нравы. Он отмечает их опрятность и чистоплотность, практичность в хозяйственных делах. «Чистота полов и стен в доме карел просто поражает. У хороших хозяев-карел даже можно увидеть домотканые половики. Порядочная хозяйка никогда не возьмёт что-нибудь съестного, чтобы не вымыть предварительно руки. Несмотря на то, что стол их беден мясом и все блюда готовятся из молока, яиц и муки, всё-таки кушания порядочной стряпухи-карелки могут удовлетворить даже прихотливому вкусу. Карелки искусны в разнообразии блюд, но их мастерство всего выше в различного рода ржаных, житных печениях, за что у окружающих русских они пользуются справедливым почётом мастериц. Опрятность и чистота в платье у карел доходит до излишества».

Если говорить о нынешнем времени, то тверские карелы компактно проживают в Лихославле (этот городок в регионе неофициально считается столицей «Тверской Карелии») Лихославском районе, Спировском районе (прежде всего – село Козлово). А какие прекрасные рождаются в этих местах этнографические традиции и становятся настоящими краевыми визитными карточками! В этой связи просто необходимо рассказать хотя бы о двух таких культурно-этнических мероприятиях.

Учитывая удобное транспортное расположение аутентичного села Козлово (с ударением, по-карельски, на первый слог),сюда частенько наведываются туристские группы.. А чтобы посещение этого самобытного края тверских карел запомнилось навсегда, здесь четыре года назад придумали яркий фестиваль «Ома Ранда» , что в переводе с карельского языка означает «Родной край».. Проводят его дважды в год, зимой и летом. Фестиваль собирает более 2500 человек. У летнего фестиваля есть свой символ, или оберег – козёл (по-карельски «чиба»). Когда ввиду определённых исторических событий на Тверскую землю переселялись карелы, им, по легенде, помогли сюда добраться и выжить стада коз, которых они гнали с собой. Поэтому и село назвали Козлово, и хозяином летнего фестиваля назначили сказочного персонажа Чиба Матти (козла Матю). Он радушно встречает гостей праздника, на котором их ждут мастер-классы по традиционным карельским ремёслам и карельской кухне, возможность самим поиграть на карельском народном инструменте – кантеле, поучаствовать в национальных играх и развлечениях, познакомиться с народными традициями. С детьми здесь работают аниматоры, для них организуются конкурсы и квесты в детском Чиба-парке.

Летний фестиваль «Ома ранда» обычно проходит в июле и считается одним из главных событий культуры тверских карел. Помимо перечисленного, здесь есть зоны для отдыха, фотозоны, где можно сфотографироваться в карельских национальных костюмах, сельский зоопарк, выставка предметов карельского быта и декоративно-прикладного творчества, ярмарка мастеров и сельхозпроизводителей. Вас ждут разнообразные квесты, песни на карельском языке, игры и танцы. В игровой форме проводятся тренинги по тверскому карельскому языку. В трапезной «Парас госта», что в переводе с карельского «Дорогой гость», вы отведаете вкуснейшие блюда: чёрные щи, калитки (тонкий пирог), сканцы («пироги для зятя»), сульчины (блины из ржаной муки с начинкой) и другие. Выпечку делают прямо на фестивальной площадке в настоящей печи. Если захотите присоединиться, вас с удовольствием научат её готовить. Не забудут и про сладости, и про оригинальные напитки. Любите активный отдых? На спортплощадках можно испытать себя в карельском волейболе, командной игре в рюхи, лапте и футболе. А если предпочитаете «сидячий» спорт, то «забивайте козла» в домино или сыграйте в шашки. Карельский фестиваль в Козлово длится с утра и до позднего вечера. Ближе к ночи здесь начинаются рок-концерт, дискотека и фейерверк. И, наконец, «вишенка на торте»: мероприятие: проходит в сосновом бору, где чистый пьянящий воздух. Для здоровья очень полезно!

Ну и второй фестиваль, который не требует рекламы – он популярен не только среди жителей Тверского края, а и в других регионах России и ближнего зарубежья. Это «Калитка» - праздник карельского пирога, который проходит ежегодно в гостеприимном селе Толмачи Лихославльского района. Калитка - это лепёшка из ржаного теста с начинкой из гречки, картошки, творога, пшена и реже ягод. Вообще, калитка - штука скромная, не пышная - ведь пшеницей и обильным урожаем северные карельские края не избалованы, да и народ не очень богатый. Часто калитку готовили даже с тем, что просто оставалось на следующий день после ужина. Название же "калитка" идёт от того, что начинку как бы "впускали" в тесто, приоткрывая его - как будто открывали калитку. Сюда на праздник в Толмачах обычно собираются не только жители района и области, а и делегации из Республики Карелия, Белоруссии, Финляндии. Любопытная деталь: в 2019 году (до начала коронавируса) при подготовке к фестивалю карелы напекли почти 18 тысяч пирогов-калиток. И не хватило для всех желающих! По карельским пирогам можно смело судить о массовости и популярности фестиваля. Естественно, гости едут сюда не только для того, чтобы отведать знаменитых карельских калиток. Каждый хочет все посмотреть и везде успеть. Общая атмосфера праздника, само массовое гулянье подтверждает истину карельской поговорки -«Кто поел калитки - у того ноги прытки!». На 20 и 21 августа нынешнего года было запланировано очередное празднование «Калитки». Увы, на этот раз его пришлось отменить в связи с эпидемиологическими ограничениями. Сейчас в уличных мероприятиях могут принимать участие не более 500 человек. Такие «короткие штанишки» не для Толмачей - традиционно в «Калитке» участвуют от восьми до десяти тысяч человек. Организаторы и спонсоры надеются, что в 2022-м смогут провести фестиваль с еще большим размахом, чем в предыдущие годы.

Так и живут сегодня в нашем крае тверские карелы, принявшие православие почти восемь столетий назад, страдавшие жестоко за эту веру, но не предавшие её даже единожды… Их далёкие предки сделали выбор по поводу будущего своих потомков, поселившись на благословенной Тверской земле. Была ли у них ностальгия по той, первой исторической родине на Русском Севере? Наверное, да. Как известно, время лечит, а, учитывая столетия, даже вылечивает. Потому тверские карелы заслуживают искреннего уважения, ибо сквозь века бережно несут потомкам свои национальные традиции, культуру, обычаи. Для них это – святыня. Вдумайтесь в высокий философский смысл четверостишья из стихотворения карельского поэта Сергея Тарасова, переведённого на русский язык:

«Когда слушаешь, как карельские песни поют старики и старушки, такое ощущение, словно в старинные ворота входишь. И становится страшно от мысли, что они могут закрыться…»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Алов
И вызван шок у блогера-иноагента…
Отрадно отметить, что движение по упорядочению баснословных доходов «правдолюбцев», уехавших из России, обрело двустороннее движение
07.03.2024
Жёсткая нота Байдена рассмешила
Москва России соблюдает правила приличия и не говорит о том, что у некоторых людей есть явные признаки деменции и они находятся на пути к старческому маразму
27.02.2024
Хакамаду пока принимают в России
Почему власти не реагируют на дискредитацию армии известной либералкой?
24.02.2024
Вперёд за «кремлёвскими» беляшами!
Высокомерие буйно расцветает там, где напрочь отсутствует творчество
15.01.2024
Чем отличается Шарлот от «шарлотки»?
Каких героев мы продвигаем для нашей молодёжи?
27.11.2023
Все статьи Борис Алов
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06